Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9_klass_mir_zhenskoy_dushi_v_lirike.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче

Урок по русской литературе

в 9 классе на тему:

«Мир женской души в лирике

Анны Ахматовой»

Провела:

Шаймарданова Фарида Шамиловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче

г. Нижнекамска РТ

Нижнекамск

МИР ЖЕНСКОЙ ДУШИ В ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ

Ф.Ш. Шаймарданова, учитель русского языка и литературы гимназии №2 имени Баки Урманче, г. Нижнекамск.

Цели:

- сформировать представление об особенностях любовной лирики

А. Ахматовой;

- развивать устную и письменную речь учащихся, навыки  аналитического мышления, память.

- воспитывать чувство прекрасного  через анализ поэтического произведения.

Оборудование. Портрет А. Ахматовой, выставка книг, мультимидейная презентация.

Основные понятия: аллитерация, градация, инверсия.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- Родилась Анна Ахматова на юге России, в Одессе, в июне 1889 года, в семье отставного инженера-механика флота, годовалым ребенком она была переведена в Царское село, где прожила до шестнадцати лет, росла и занималась в гимназии. Первые воспоминания Ахматовой были царскосельскими: «… зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…».

Первое стихотворение она написала в одиннадцатилетнем возрасте.

А весной 1912 года вышел первый сборник ее стихов «Вечер», принесший Ахматовой мгновенную славу. Ее стихи были не только услышаны, - их затверживали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы, ими даже объяснялись влюбленные.

«Вся Россия, - отмечал  Чуковский, - запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее».

- Чтение учителем стихотворения «Песня последней встречи».

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только  три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

- Лирика Ахматовой  периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») - почти исключительно лирика любви. В эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия – поэзия Анны Ахматовой.

II. Совершенствование умений и навыков.

а) Выразительное чтение учащимися стихотворений А.Ахматовой:

«Сжала руки под темной вуалью…»

«Ты пришел меня утешить, милый»

«Ты письмо мое, милый, не комкай»

«Я не любви твоей прошу»

«Отрывок»

«Есть в близости людей заветная черта»

б) Слово учителя:

 Эта любовная лирика Ахматовой передает переживания женского сердца. Как это делается, мы узнаем путем лингвистического анализа стихотворения.

«Я научилась просто мудро жить...».

в) Чтение наизусть стихотворения :

Я научилась просто, мудро жить,

   Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

г) Беседа с учащимися по анализу стихотворения:

1. Что можно сказать о психологическом состоянии лирической героини?

- одинока, покинута (местоимения «я», «мне»)

2. В чем она ищет поддержки?

- в природе («смотреть на небо», «долго перед вечером бродить», «шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной»).

3. Но лирическая героиня сильна и мужественна. Как же она обретает мир в душе?

- благодаря «пушистому коту», «озерной лесопильне», «крику аиста»

4. Где можно найти покой?

 - в природе, в вере (« и молиться богу), в мудрости.

5. А что такое мудрость?

- это взросление («Я научилась …»)

6. Кем чувствует себя героиня?

- гостьей на земле, осознавая  «жизнь тленную, тленную и прекрасную»

7. В чем видит лирическая героиня смысл жизни?

- в осознании тленности бытия, быстротечности счастья»

8. Каково жизненное кредо героини?

- «Я научилась просто, мудро жить»

9. К чему стремится героиня?

- к простоте, к усмирению «ненужной тревоги»

10. Какие звуки успокаивают героиню?

- шуршат в овраге лопухи, « кот мурлыкает умильней», «прорезывает тишь крик аиста», «слетевшего на крышу».

11. Таким образом, прием аллитерации помогает понять мир, в котором живёт героиня. Вспомним, что такое аллитерация (запись на доске и в тетради)

- повторение согласных звуков (примеры из текста)

12. Обратим внимание на особенности построения стихотворения    

- написано пятистопным ямбом;

- в первой строфе обращает внимание ударный «и»; «научилась», «жить»,  «молиться», «бродить», «утомить», который создаёт ощущение пронзительности;

- вся первая строфа – это одно сложноподчиненное предложение, главная часть  которого распространена и  усилена градацией: « просто, мудро»;

- вторая строфа подчеркивает эту связь с автором стихотворения: «слагаю я весёлые стихи», т.е. жизнеутверждающие;

- в стихотворении употреблены глаголы несовершенного вида («слагаю», «возвращаюсь») в настоящем времени, и сочинение стихов воспринимается как процесс незавершённый, связанный с этим миром;

- певучесть стихотворения достигается инверсией, возникает мотив осени («никнет гроздь рябины желто – красной»);

- оригинальна и глубока по смыслу рифма: «лопух – стихи», соединяющая низкое и высокое и объясняющая, что возвращение из мира поэзии так же естественно, как и уход в него. Яркий «огонь, на башенке лесопильни» как  маяк для потерявшего дорогу, а кот и аист символизируют дом, семью, но крик птицы создает ощущение тревоги.

13. О чем же тревожится лирическая героиня?

- стихотворение заканчивается словами:

И если в дверь мою ты постучишь,

        Мне кажется, я даже не услышу.

Но несмотря на это, она ждет этого стука в дверь, вслушиваясь в ночную тишину, вглядываясь в далекий огонек. Таким образом, все стихотворение направлено на мудрое умение жизни без него, потому что жизнь с ним порождает тревогу и грусть.

  1. Заключительное слово учителя

Стихотворение «Я научилась просто мудро жить…» - одно из лучших в ранней лирике Ахматовой. Оно глубоко по содержанию и совершенно по форме. Поэтический язык лаконичен, лишен вычурности и сложной символики, ориентирован на разговорную речь, стихотворение похоже на письмо.

Анна Ахматова очень рано начала понимать, что писать надо только те стихи, которые если не напишешь, то умрешь. А еще, чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через полюс отчаяния, пустыню собственного горя, научиться преодолевать его в одиночку.

Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое  время и не щадила ее нежную душу: две страшные войны, две революции, годы сталинских репрессий, расстрел мужа Николая Гумилева в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре (по официальной версии), арест сына Л.Н. Гумилева. На ее хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, ее душа оказалась стойкой, высоконравственной.

О себе она писала: «В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещенье – Анна, сладчайшее для губ людских и слуха». А ведь мало кто знает, что, когда она узнала о том, что она Поэт, и поверила в эту неизбежность, отец запретил ей подписывать стихи отцовской фамилией Горенко, и она взяла фамилию прабабушки – Ахматова.

Мир благодарен этому имени.

Начальное «Ах!», заключенное в ее поэтическом имени, выражает восхищенное отношение к ее судьбе плакальщицы и пророчицы, некоронованной Королевы любви и красоты, которым в конечном счете надлежит победить на земле все злое в человеке и человечестве.

IV. Домашнее задание. Сделать лингвистический анализ одного стихотворения А. Ахматовой (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".

Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.

Урок был проведен 25  января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...