Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_klass_mir_zhenskoy_dushi_v_lirike.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче
Урок по русской литературе
в 9 классе на тему:
«Мир женской души в лирике
Анны Ахматовой»
Провела:
Шаймарданова Фарида Шамиловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче
г. Нижнекамска РТ
Нижнекамск
МИР ЖЕНСКОЙ ДУШИ В ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ
Ф.Ш. Шаймарданова, учитель русского языка и литературы гимназии №2 имени Баки Урманче, г. Нижнекамск.
Цели:
- сформировать представление об особенностях любовной лирики
А. Ахматовой;
- развивать устную и письменную речь учащихся, навыки аналитического мышления, память.
- воспитывать чувство прекрасного через анализ поэтического произведения.
Оборудование. Портрет А. Ахматовой, выставка книг, мультимидейная презентация.
Основные понятия: аллитерация, градация, инверсия.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
- Родилась Анна Ахматова на юге России, в Одессе, в июне 1889 года, в семье отставного инженера-механика флота, годовалым ребенком она была переведена в Царское село, где прожила до шестнадцати лет, росла и занималась в гимназии. Первые воспоминания Ахматовой были царскосельскими: «… зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…».
Первое стихотворение она написала в одиннадцатилетнем возрасте.
А весной 1912 года вышел первый сборник ее стихов «Вечер», принесший Ахматовой мгновенную славу. Ее стихи были не только услышаны, - их затверживали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы, ими даже объяснялись влюбленные.
«Вся Россия, - отмечал Чуковский, - запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее».
- Чтение учителем стихотворения «Песня последней встречи».
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
- Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») - почти исключительно лирика любви. В эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия – поэзия Анны Ахматовой.
II. Совершенствование умений и навыков.
а) Выразительное чтение учащимися стихотворений А.Ахматовой:
«Сжала руки под темной вуалью…»
«Ты пришел меня утешить, милый»
«Ты письмо мое, милый, не комкай»
«Я не любви твоей прошу»
«Отрывок»
«Есть в близости людей заветная черта»
б) Слово учителя:
Эта любовная лирика Ахматовой передает переживания женского сердца. Как это делается, мы узнаем путем лингвистического анализа стихотворения.
«Я научилась просто мудро жить...».
в) Чтение наизусть стихотворения :
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
г) Беседа с учащимися по анализу стихотворения:
1. Что можно сказать о психологическом состоянии лирической героини?
- одинока, покинута (местоимения «я», «мне»)
2. В чем она ищет поддержки?
- в природе («смотреть на небо», «долго перед вечером бродить», «шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной»).
3. Но лирическая героиня сильна и мужественна. Как же она обретает мир в душе?
- благодаря «пушистому коту», «озерной лесопильне», «крику аиста»
4. Где можно найти покой?
- в природе, в вере (« и молиться богу), в мудрости.
5. А что такое мудрость?
- это взросление («Я научилась …»)
6. Кем чувствует себя героиня?
- гостьей на земле, осознавая «жизнь тленную, тленную и прекрасную»
7. В чем видит лирическая героиня смысл жизни?
- в осознании тленности бытия, быстротечности счастья»
8. Каково жизненное кредо героини?
- «Я научилась просто, мудро жить»
9. К чему стремится героиня?
- к простоте, к усмирению «ненужной тревоги»
10. Какие звуки успокаивают героиню?
- шуршат в овраге лопухи, « кот мурлыкает умильней», «прорезывает тишь крик аиста», «слетевшего на крышу».
11. Таким образом, прием аллитерации помогает понять мир, в котором живёт героиня. Вспомним, что такое аллитерация (запись на доске и в тетради)
- повторение согласных звуков (примеры из текста)
12. Обратим внимание на особенности построения стихотворения
- написано пятистопным ямбом;
- в первой строфе обращает внимание ударный «и»; «научилась», «жить», «молиться», «бродить», «утомить», который создаёт ощущение пронзительности;
- вся первая строфа – это одно сложноподчиненное предложение, главная часть которого распространена и усилена градацией: « просто, мудро»;
- вторая строфа подчеркивает эту связь с автором стихотворения: «слагаю я весёлые стихи», т.е. жизнеутверждающие;
- в стихотворении употреблены глаголы несовершенного вида («слагаю», «возвращаюсь») в настоящем времени, и сочинение стихов воспринимается как процесс незавершённый, связанный с этим миром;
- певучесть стихотворения достигается инверсией, возникает мотив осени («никнет гроздь рябины желто – красной»);
- оригинальна и глубока по смыслу рифма: «лопух – стихи», соединяющая низкое и высокое и объясняющая, что возвращение из мира поэзии так же естественно, как и уход в него. Яркий «огонь, на башенке лесопильни» как маяк для потерявшего дорогу, а кот и аист символизируют дом, семью, но крик птицы создает ощущение тревоги.
13. О чем же тревожится лирическая героиня?
- стихотворение заканчивается словами:
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Но несмотря на это, она ждет этого стука в дверь, вслушиваясь в ночную тишину, вглядываясь в далекий огонек. Таким образом, все стихотворение направлено на мудрое умение жизни без него, потому что жизнь с ним порождает тревогу и грусть.
- Заключительное слово учителя
Стихотворение «Я научилась просто мудро жить…» - одно из лучших в ранней лирике Ахматовой. Оно глубоко по содержанию и совершенно по форме. Поэтический язык лаконичен, лишен вычурности и сложной символики, ориентирован на разговорную речь, стихотворение похоже на письмо.
Анна Ахматова очень рано начала понимать, что писать надо только те стихи, которые если не напишешь, то умрешь. А еще, чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через полюс отчаяния, пустыню собственного горя, научиться преодолевать его в одиночку.
Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее нежную душу: две страшные войны, две революции, годы сталинских репрессий, расстрел мужа Николая Гумилева в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре (по официальной версии), арест сына Л.Н. Гумилева. На ее хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, ее душа оказалась стойкой, высоконравственной.
О себе она писала: «В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещенье – Анна, сладчайшее для губ людских и слуха». А ведь мало кто знает, что, когда она узнала о том, что она Поэт, и поверила в эту неизбежность, отец запретил ей подписывать стихи отцовской фамилией Горенко, и она взяла фамилию прабабушки – Ахматова.
Мир благодарен этому имени.
Начальное «Ах!», заключенное в ее поэтическом имени, выражает восхищенное отношение к ее судьбе плакальщицы и пророчицы, некоронованной Королевы любви и красоты, которым в конечном счете надлежит победить на земле все злое в человеке и человечестве.
IV. Домашнее задание. Сделать лингвистический анализ одного стихотворения А. Ахматовой (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".
Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...
Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"
Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку 6 класс " Склонение имен прилагательных женского рода. Знакомство со словарным словом – "Ярмарка."
Конспект урока содержит интересные приемы работы со словарным словом....
Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.
Урок был проведен 25 января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...