Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.
методическая разработка (6 класс)
Урок был проведен 25 января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использовано рационально. Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приёмы, использованные мною, полностью соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.
Я старалась заинтересовать детей, прислушиваться к их ответам. Учащиеся на уроке проявляли активность и интерес к данной теме. Организация урока была удовлетворительная, уровень дисциплины хороший. Считаю, что в ходе урока были достигнуты поставленные цели и решены задачи.
Мне удалось получить соответствующие результаты обучения и избежать переутомления учащихся.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_uroka_vasilevoy_e._p.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: родная русская литература
Класс: 6
Тип урока: урок обобщения знаний
Технологическая карта урока
Тема | Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине. |
Цели | Познакомить детей с героями русских былин. Познакомить с композицией и художественными особенностями былин. |
Задачи | - Развивать функциональную грамотность обучающихся (читательскую грамотность, математическую и креативное мышление); - Расширять и активизировать словарный запас детей; - Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, приобщать к фактам исторической действительности. -Научить составлять характеристику (сравнительный синквейн) былинных героев. |
Формируемые УУД | 1) Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Испытывают чувство уважения к культурному наследию своей страны, любовь к Родине. Гордость за русскую землю, народ и язык; Осознавать важность и необходимость изучения литературы. 2) Предметные: формирование умений употребления слов в соответствии с их лексическим значением и речевой ситуацией; Развитие читательской грамотности; Анализ текста, извлечение информации; 3) Метапредметные: Познавательные: Развитие умственных действий Осуществляют для решения учебных задач: анализ, сравнение, вычисление, обобщение; Развитие математической грамотности и креативного мышления. Проводят исследование прочитанного текста; Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики. Коммуникативные: Понимание и сохранение в памяти учебной задачи урока, высказывание своего мнения, оценивание результатов своей деятельности. |
Основные понятия | Былина, старина, косая сажень, Боян, сказитель, гусли, палица, булава, пуд, гусляр, богатырь, белый стих, куревка, порушать. |
Ресурсы |
1) Святогор - https://youtu.be/Gs6GXg4UChs 2) Илья Муромец - https://youtu.be/UmVZ5-FZKHQ |
Форма урока | комбинированный |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
I. Приветствие. Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя детей. | Здравствуйте, друзья, я приветствую вас на уроке родной русской литературы. Чтобы наш урок прошел отлично, давайте повернемся к друг другу и улыбнемся. | Слушают учителя и улыбаются другу другу. Самоорганизация на учебную деятельность | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
II. Формулирование темы урока. | Обратите внимание на доску у меня две картины. (Приложение 1. Богатыри Святогор и Илья Муромец) Кто изображен на них? По каким признакам вы узнали этих богатырей? Откуда мы узнали об этих богатырях? Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какая будет тема урока? (учитель записывает тему урока на доске) | Включение в работу, Рассматривают картинки. Называют богатырей и былину. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему, цели и задачи урока. Тему записывают в тетрадь. | Регулятивные УУД; 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем |
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. | Какое домашнее задание у вас было? (домашнее задание было: прочитать былину «Илья Муромец и Святогор» выписать непонятные слова и подготовить сообщение о Святогоре и Илье Муромце) Устный фронтальный опрос. Кто мне ответит, что такое былина? (понятие былина записано детьми на предыдущем уроке) Кто исполнял былину? ( Работа со словами Боян, гусляры, гусли) Приложение 2. ( Исполнители былин картинка) С помощью какого инструмента исполнялась былина? Кто герои былин? ( происхождение слова богатырь) А чем отличается былина от других произведений русского фольклора? Приложение 3 особенности былин. Кто знает, как называется форма организации стихотворной речи при которой рифмы нет, но соблюдается размер? Это форма называется «Белый стих» Записываем понятие. Белый стих – это такая форма организации стихотворной речи при которой рифмы нет, но соблюдается размер. | Дети отвечают на вопросы учителя. Записывают новые слова и их понятия. Выявляют и записывают особенности былин как жанр. | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; Духовно-нравственное воспитание. Формирование читательской грамотности. Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания. Регулятивные УУД 1. Планировать необходимые действия Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; проводят исследование прочитанного текста. коммуникативные УУД: проявление активности в решении познавательных задач |
IV Осмысление темы. Лексическая работа | Что такое былина и какие у нее особенности мы с вами разобрались. При чтении былина вам дома встретились непонятные слова. ( работа с текстом и тетрадями) Попробуем найти понятия в словарях русского языка. (учитель раздает детям словари и распределяет слова) «Косая сажень» – самая длинная: от подошвы ноги до конца пальцев вытянутой вверх противоположной руки. Именно поэтому сказать про человека «у него косая сажень в плечах» – это то же самое, что назвать его великаном или богатырём. Считают сколько это в метрах, получается 248 см. Пуд – стараая русская мера веса, равная 16, 38 кг. У нас в тексте 40 пудов - это сколько в килограммах будет? (дети считают 16 умножить на 40 равно 640 кг.) Палица - Старинное оружие - тяжелая дубинка с утолщенным концом. Булава, Гусляр, Куревка Порушать. | Дети работаю с текстом, тетрадями и словарями находят значения слов: косая сажень, палица, булава, 40 пуд, гусляр, куревка, порушать. | Формирование читательской грамотности. Формирование математической грамотности. (перевод старинных мер длины и веса в современные килограммы и сантиметры) |
V | |||
VI | |||
VII | |||
VIII | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...
Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник
Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова....
Конспект урока по литературе для 6 класса "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Данный файл содержит конспект урока (литература, 6 класс, тема "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник") по этапам с описанием видов деятельности учителя и ученика, а также формируемы...
Разработка дистанционного урока по РРЛ в 6 классе " Былина "Илья Муромец и Святогор"
Предмет: родная русская литератураКласс: 6Тип урока: урок обобщения знанийТехнологическая карта урока Тема Былина «Илья Муромец и Святогор»ЦельПознакомить детей с героями русских были...
тематическое планирование по родной русской литературе класс
календарно-тематическое планирование по родний литературе для 11 класса составлено на 1 час в неделю (33 часа год) с учетом рекомендаций НИРО...
Урок литературы в 6 классе "Былина "Илья Муромец и Соловей -разбойник" Идейно-тематическое содержание, особенности композиции,образы.
Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий: презентация, видеоролик, аудиозапись....
«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)...