Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.
методическая разработка (6 класс)

Васильева Елена Павловна

Урок был проведен 25  января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использовано рационально. Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приёмы, использованные мною, полностью соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.

Я старалась заинтересовать детей, прислушиваться к их ответам. Учащиеся на уроке проявляли активность и интерес к данной теме. Организация урока была удовлетворительная, уровень дисциплины хороший. Считаю, что в ходе урока были достигнуты поставленные цели и решены задачи.

Мне удалось получить соответствующие результаты обучения и избежать переутомления учащихся.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_uroka_vasilevoy_e._p.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: родная русская литература

Класс: 6

Тип урока: урок обобщения знаний

Технологическая карта урока

Тема

Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.

Цели

Познакомить детей с героями русских былин. Познакомить с композицией и художественными особенностями былин.

Задачи

- Развивать функциональную грамотность обучающихся (читательскую    грамотность, математическую и креативное мышление); 

- Расширять и активизировать словарный запас детей;

- Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, приобщать к фактам исторической действительности.

-Научить составлять характеристику (сравнительный синквейн) былинных героев.

Формируемые УУД

1) Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Испытывают чувство уважения к культурному наследию своей страны, любовь к Родине.

Гордость за русскую землю, народ и язык;

Осознавать важность и необходимость изучения литературы.

2) Предметные: формирование умений употребления слов в соответствии с их лексическим значением и речевой ситуацией;

 Развитие читательской грамотности;

Анализ текста, извлечение информации;

3) Метапредметные: 

Познавательные: 

Развитие умственных действий

Осуществляют для решения учебных задач: анализ, сравнение, вычисление, обобщение;

 Развитие математической грамотности и креативного мышления. Проводят исследование прочитанного текста;

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики.

Коммуникативные:  Понимание и сохранение в памяти учебной задачи урока, высказывание своего мнения, оценивание результатов своей деятельности.

Основные понятия

Былина, старина, косая сажень, Боян, сказитель, гусли, палица, булава, пуд, гусляр, богатырь, белый стих, куревка, порушать.

Ресурсы

  1. Толковый словарь русского языка В. И. Даля, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
  2.  Российская электронная школа.  6 класс. Урок 8. Былины. Теория литературы. Былина как жанр. Герои былин. (Лукьянова И.В.)- https://resh.edu.ru/subject/lesson/965/
  3. YouTube. Ru 

1) Святогор - https://youtu.be/Gs6GXg4UChs

2) Илья Муромец - https://youtu.be/UmVZ5-FZKHQ

Форма урока

комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

I. Приветствие. Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя детей.

Здравствуйте, друзья, я приветствую вас на уроке родной русской литературы. Чтобы наш урок прошел отлично, давайте повернемся к друг другу и улыбнемся.

Слушают учителя и улыбаются другу другу. Самоорганизация на учебную деятельность

Принцип психологической комфортности.                                   УУД: личностные, коммуникативные.                  Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

II. Формулирование темы урока. 

Обратите внимание на доску у меня две картины.

 (Приложение 1. Богатыри Святогор и Илья Муромец) Кто изображен на них?

 По каким признакам вы узнали этих богатырей? Откуда мы узнали об этих богатырях? Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какая будет тема урока? (учитель записывает тему урока на доске)

Включение в работу, Рассматривают картинки. Называют богатырей и былину. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему, цели и задачи урока. Тему записывают в тетрадь.

Регулятивные УУД;

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные

УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Какое домашнее задание у вас было? (домашнее задание было: прочитать былину «Илья Муромец и Святогор» выписать непонятные слова и подготовить сообщение о Святогоре и Илье Муромце)

Устный фронтальный опрос.

Кто мне ответит, что такое былина?

(понятие былина записано детьми на предыдущем уроке)

Кто исполнял былину?  ( Работа со словами Боян, гусляры, гусли)

Приложение 2.

( Исполнители былин картинка) С помощью какого инструмента исполнялась былина?

Кто герои былин?

( происхождение слова богатырь)

А чем отличается былина от других произведений русского фольклора?

Приложение 3 особенности былин.

Кто знает, как называется форма организации стихотворной речи при которой рифмы нет, но соблюдается размер? Это форма называется «Белый стих» Записываем понятие. Белый стих – это такая форма организации стихотворной речи при которой рифмы нет, но соблюдается размер.

Дети отвечают на вопросы учителя. Записывают новые слова и их понятия. Выявляют и записывают особенности былин как жанр.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

Духовно-нравственное воспитание. Формирование читательской грамотности.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия

Познавательные УУД:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; проводят исследование прочитанного текста.

коммуникативные УУД: проявление активности в решении познавательных задач

IV Осмысление темы. Лексическая работа

Что такое былина и какие у нее особенности мы с вами разобрались.

При чтении былина вам дома встретились непонятные слова.

( работа с текстом и тетрадями) Попробуем найти понятия в словарях русского языка.

(учитель раздает детям словари и распределяет слова)

 «Косая сажень» – самая длинная: от подошвы ноги до конца пальцев вытянутой вверх противоположной руки. Именно поэтому сказать про человека «у него косая сажень в плечах» – это то же самое, что назвать его великаном или богатырём. Считают сколько это в метрах, получается 248 см. Пуд – стараая русская мера веса, равная 16, 38 кг.

У нас в тексте 40 пудов - это сколько в килограммах будет?

(дети считают 16 умножить на 40 равно 640 кг.)

Палица - Старинное оружие - тяжелая дубинка с утолщенным концом. Булава,  

Гусляр,

Куревка

Порушать.

Дети работаю с текстом, тетрадями и словарями находят значения слов: косая сажень, палица, булава,  40 пуд, гусляр, куревка, порушать.

Формирование читательской грамотности.

Формирование математической грамотности. (перевод старинных мер длины и веса в современные килограммы и сантиметры)

V

VI

VII

VIII


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник

Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса  "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова....

Конспект урока по литературе для 6 класса "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Данный файл содержит конспект урока (литература, 6 класс, тема "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник") по этапам с описанием видов деятельности учителя и ученика, а также формируемы...

Разработка дистанционного урока по РРЛ в 6 классе " Былина "Илья Муромец и Святогор"

Предмет: родная русская литератураКласс: 6Тип урока: урок обобщения знанийТехнологическая карта урока Тема Былина «Илья Муромец и Святогор»ЦельПознакомить детей с героями русских были...

тематическое планирование по родной русской литературе класс

календарно-тематическое планирование по родний литературе для 11 класса составлено на 1 час в неделю (33 часа год) с учетом рекомендаций НИРО...

Урок литературы в 6 классе "Былина "Илья Муромец и Соловей -разбойник" Идейно-тематическое содержание, особенности композиции,образы.

Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий: презентация, видеоролик, аудиозапись....

«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)...