Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему
Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотив дома в ранней лирике С.Есенина.
Тип урока -урок-исследование
Методы:1.Эвристическая беседа; работа с книгой: выразительное чтение, анализ
художественного текста. 2.Частично поисковый: индивидуальное исследование,
групповое исследование; коллективное формулирование вывода.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
Принципы обучения:1.Воспитывающее обучение (формирование духовно развитой личности)
2.Связь обучения с практикой(формирование своей точки зрения на проблему,поднятую
на уроке)3.Доступность. 4.Сознательность и активность.
Цели: Образовательные: 1.Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина,
2.Установить, используя исследовательские методы, мотив звучания стихов С.Есенина,
посвященных дому,природе,родным.3.Продолжить работу над изобразительно-вырази-
тельными средствами языка.4.Закреплять умение анализировать лирическое стихотворение
с целью его глубокого (полного) понимания.
Воспитательные: Воспитывать чувство любви к дому, родным,Родине.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений,
способствовать формированию исследовательской культуры учащихся. Развивать
речевую культуру учеников.
Оборудование: компьютер, проектор, видео, раздаточный материал.
Эпиграф Чувство родины – основное в моём творчестве.
С.Есенин
Подготовка к восприятию темы.Ребята,сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-
исследование.
Будем исследовать тему. Исследование включает в себя гипотезу
(на доске даём определение этого термина), исследовательские методы:
наблюдение, анализ, сравнение и вывод, исходя из гипотезы.
-Что будет объектом нашего исследования? (текст, стихи).
В процессе работы мы можем быть старшими и младшими научными сотрудниками,
в зависимости от выполняемой работы.
-Определим задачу нашего исследования, принимая во внимание признание самого
поэта. (Действительно ли чувство родины является основным в его творчестве или
Доказывает ли творчество Есенина правоту его высказывания.)
-Чтобы понять есенинские стихи, определить в них мотив дома, родины, мы совершим
небольшую экскурсию по местам «малой родины» Есенина в село Константиново Рязанской
области.
Видеофильм «На родине Есенина».
-На столе у вас есть листочки с текстом из исследовательских работ о Есенине разных
литературоведов. Мы будем работать с этими текстами и делать свои записи в тетрадях.
Сейчас отметьте одно предложение, которое считаете важным для нашей гипотезы. А в свою
тетрадь запишите слово, словосочетание или предложение о ваших чувствах от увиденного.
Обратимся к понятию «дом».Что оно включает в себя: комната, изба, пейзаж за окном, растения,
животные и ,конечно, родные люди.
Чтение с комментарием стих. «Черёмуха» (1915г.)
-Каким видит лирический герой пейзаж за окном? Какое настроение передаёт?
-Как автору удаётся передать эти чувства?
(Задание по листочку и тетради то же)
-Какой метод мы использовали? (Анализ)
-Стихотворение «В хате»(1914г.) стало событием в русской поэзии. Послушайте, подумайте,
почему оно стало событием. Каким методом будем пользоваться?
-Есть ли здесь яркие краски, необычные образы? (Всё обыденно и непоэтично).Крестьянский
быт до Есенина был лишь объектом сострадания.
(Работа с листочком и в тетради.)
Работая над темой «Мотив дома в лирике Есенина» старшие научные сотрудники получили
задание. Дадим им слово.(Ученики говорят, что получили задание составить цитатный план
по стихам поэта о природе, доме, растениях и родных поэта и дать некоторые комментарии.)
-Какой метод использовали ребята? (Наблюдение ).
-Дом не будет домом без родных людей: матери, отца. Кого в доме называют «старшей
матерью»? (Бабушку).Почему дети всегда так любят бабушку? Бабушки сыграли большую
роль в жизни великих писателей. (Сообщение о бабушках Пушкина, Лермонтова, Есенина.
Он в автобиографии писал:»Бабушка любила меня из всей мочи».)
_Послушаем стихотворение «Бабушкины сказки», а затем запишем а тетради слово, словосочетание, предложение: зачем поэт написал это стихотворение?
-Каким исследовательским методом мы пользуемся? (Наблюдение).
-В любом доме, конечно, должна быть мать. В 1924г. Есенин пишет пронзительное по своему
звучанию стихотворение «Письмо матери» Татьяне Федоровне, которая до 1955г. жила в доме,
где родился С.Есенин в селе Константинове. Стихотворение широко известно, благодаря песне
на стихи поэта.
-Запишите свои впечатления от стихотворения, в листочке найдите предложение, которое
соответствует содержанию и значению его.
Звучит песня на стихи Есенина. Затем сообщение-отзыв о стихотворении. (В стихотворении Есть
и нежность , и «мятежная тоска», и надежда на излечение от душевных ран материнской
любовью. В стихотворении развивается вечная тема материнства и тема сыновства. Их миры
пересекаются, жанр послания позволяет через обращение сына к матери объединить в одно целое и образ матери-утешительницы, и образ кающегося сына…Его строки полны такой
пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, как искусство,
а как сама собою изливающаяся нежность.
-С.Есенин – поэт-лирик. А что такое лирика?(Род литературы, в стихотворении Автор выражает свои чувства)
Поработаем со стихотворение «Гой ты, Русь моя родная» (1915 г.) оно есть у нас в учебнике.
Каким методом будем пользоваться? (Наблюдение и анализ).
-Зачем поэт вводит библейские образы?(Свято то, о чём он пишет)
-С кем сопоставляет себя лирический герой.?
-Как воспринимается героем природа?( как храм) Какое чувство возникает у него?
-Какие выразительные средства использует автор, чтобы создать живой образ мира, раскинув-
шегося между небом и землёй.(Эпитеты,метафоры,сравнения,аллитерация).
-Что является лейтмотивом стихотворения?
-Найдите в листочке одно предложение,которое соответствует содержанию этого стихотво-
рения?В своей тетради запишите мотив этого стихотворения.
-Мы активно использовали исследовательские методы наблюдение и анализ.Обратимся к сравнению. Сравним стихотворение «Гой ты, Русь моя родная» и «В хате»
-Как описывается в них дом, изба, родные? Чем схожи эти стихи?(Любовью к родине,
теплым чувством.)
А стихи»Бабушкины сказки»и «Письмо матери»? (Любовью к родным людям).
Рефлексия.
Наше исследование завершается. Какие задачи мы решали на этом уроке?(Исследовали,
верно ли признание поэта о его чувстве к родине и месте его в творчестве; учились применять
исследовательские методы; анализировать стихи)
-К какому выводу мы пришли? Обратитесь к своим записям и к листочку. (Через образы избы,
природы, родных людей проходит мысль о большой любви к родине.)
-Где вы можете использовать метод исследования?(На любом уроке)
-Что может быть практическим выходом вашего исследования?(В каком виде можете
представить своё исследование)Доклад, сообщение, презентация, стенгазета, книжка.
Домашнее задание.
Оформить материал по уроку в виде письменного
ответа,(младшие научные сотрудники),сочинения –миниатюры «Мотив дома в ранней лирике С.Есенина»(старшие научные
сотрудники).Выбор сделайте сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс
Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...
Ранняя лирика Есенина
Лирика С.Есенина...
Ранняя лирика Есенина
Лирика С.Есенина...
Открытый урок ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА. РАННЯЯ ЛИРИКА. «ПИСЬМО МАТЕРИ»
Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дае...
Конспект урока литературы в 11 классе "С.А. Есенин. Ранняя лирика". Учитель высшей категории Позниченко Валентина Сергеевна.
Конспект урока литературы в 11 классе С.А. Есенин. Ранняя лирика....
Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"
Анализ стихотворений С. Есенина о животных....
Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"
Анализ стихотворений С. Есенина о животных....