Разработка урока по легенде о Байкале
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методический продукт.
Урок русского языка в 9 классе.
«Байкал –Жемчужина Сибири».
Цели
- Формирование основного экологического образования.
- Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.
Задачи
- Развитие познавательных интересов обучающихся.
- Умение ориентироваться в экологической ситуации.
- Проводить наблюдения, прогнозировать, делать выводы.
Оформление: географическая карта, иллюстрации посвящённые озеру Байкал, личные фотографии.
Слово учителя: Сегодня мы с вами совершим путешествие по маленькой частичке нашей планеты Земля – Байкалу. Байкал – уникальный водоем. Это самое глубокое пресноводное озеро в мире. Считается, что самая большая глубина Байкала 1641 метр. Но это не так. На самом деле окончательная глубина так и неизвестна.
Байкал…он прекрасен во всем своем многообразии. Загадочен, как сфинкс и, непредсказуем, как торнадо. Характер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И неудивительно: его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале двадцать три. Его запасы пресной воды способны обеспечить все человечество. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе ученых всего мира.
Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С ребенком – сказочный и беспечный, с юной девушкой – романтичный, со взрослыми – задумчивый, со стариком – мудрый.
Что такое легенда?
ЛЕГЕНДА - Поэтическое предание о каком-н. историческом событии.
Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него, как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одна из них – бурятская:
“С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было все: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток – не было воды. Встретили эти люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: “Не нужно счастья от счастья искать” Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистерли – нет такого места, где все было бы так, как они хотели. И тут опять им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нем злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из груди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю, и хлынула вода кристально чистая и приворотная: кто выпьет ее, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться.”
Подготовка к восприятию текста
- Лексическая работа. Уточните значение слов.
БОГАТЫРЬ - Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
БЕЗУТЕШНЫЙ - Не находящий утешения, неутешный. Безутешная печаль
ПРИХОТЬ - Капризное желание, причуда.
АРТЕРИЯ - 1. Кровеносный сосуд, проводящий кровь от сердца ко всем органам и тканям тела. 2. перен. Путь сообщения (высок.). Водные артерии страны.
- Знакомство с текстом ( у каждого ученика на столе текст)
- Работа с текстом.
Какой тип речи? (Повествование)
О чем нам повествует легенда?
Главная мысль текста?
Как озаглавим текст? «Озеро-легенда», «Легенда о Байкале» и др.
Найдите и зачитайте описание Байкала? Иркут? Ангары?
Чем заканчивается легенда?
Осталась каменная глыба посреди озера, и прозвали её Шаман камень?
Рефлексия. Учащиеся делятся своими впечатлениями отдыха и природой на Байкале, рассмотреть фотографии.
- Выписать образ отца и дочери Ангары.
Отец | Дочка Ангара |
Разъяренный Старый Богатырь Суровый Разбушевавшийся | Молодая Красавица Стремительная Транжира (расточительница) Беглянка |
- Проследите связь предложений в тесте
Синоним | Фразеологизм | Антоним |
В черном теле Трудиться без устали Тяжкий труд | Не покладая рук | Бездельничать |
Проматывала Растрачивала | Бросала на ветер Пускать на ветер | Экономить |
- Работа с предложениями с прямой речью
- Составление цитатного плана текста
Слово учителя: Делим текст на четыре части и подготовимся к пересказу каждой из них.
Второй урок написания изложения.
- Подведение итогов урока.
О чем нам повествует легенда?
На сегодняшний день экологическое состояние Байкала, какое?
Как исправить эти ошибки? (Люди должны бережнее относиться к природе).
Выставление оценок.
Используемая литература:
- Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов. – 5-е издание, переработанное и дополненное. Иркутск; Восточно-Сибирское изд. 2000, 224 с.
- Пармузин Ю.П. Живая география. Кн. Для учащихся. – М; Просвещение, 1993, 240
- Словарь литературоведческих терминов.
- Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы 9 класс, Дрофа, 2001 год, Авторы составители: Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова
- Марк Сергеев повесть «Капелька по капельке», капелька 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конференция "Легенды звездного неба"
Презентация для конференции....
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Урок математики "Путешествие по Байкалу"
Урок математики Используется, как презентация к уроку "Арифметические действия с ддробями"....
В.Распутин "В тайге над Байкалом" (разработка урока)
Разработка урока по рассказу В.Распутина "В тайге над Байкалом"...
Проект "Легенды о Байкале"
Актуальность темы заключается в том, что изучение фольклора помогает правильному формированию представлений о духовной культуре своего народа и осознанию своей этнической принадлежности, дает пр...
Презентация у уроку доброты "Легенды спорта".
Материал позволяет формировать представления о возможностях и способностях людей синвалидностью в спорте....
Методическая разработка урока английского языка "Легенда об Ангаре"
Методическая разработка урока английского языка "Легенда об Ангаре"...