Разработка урока по легенде о Байкале
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Дубовая Ирина Вячеславовна

Методический продукт регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методический продукт23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методический продукт.

Урок русского языка в 9 классе.

«Байкал –Жемчужина Сибири».

Цели

  1. Формирование основного экологического образования.
  2. Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Задачи

  1. Развитие познавательных интересов обучающихся.
  2. Умение ориентироваться в экологической ситуации.
  3. Проводить наблюдения, прогнозировать, делать выводы.

Оформление: географическая карта, иллюстрации посвящённые озеру Байкал, личные фотографии.

Слово учителя: Сегодня мы с вами совершим путешествие по маленькой частичке нашей планеты Земля – Байкалу. Байкал – уникальный водоем. Это самое глубокое пресноводное озеро в мире. Считается, что самая большая глубина Байкала 1641 метр. Но это не так. На самом деле окончательная глубина так и неизвестна.

Байкал…он прекрасен во всем своем многообразии. Загадочен, как сфинкс и, непредсказуем, как торнадо. Характер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И неудивительно: его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале двадцать три. Его запасы пресной воды способны обеспечить все человечество. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе ученых всего мира.

Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С ребенком – сказочный и беспечный, с юной девушкой – романтичный, со взрослыми – задумчивый, со стариком – мудрый.

Что такое легенда?

ЛЕГЕНДА - Поэтическое предание о каком-н. историческом событии.

Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него, как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одна из них – бурятская:

“С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было все: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток – не было воды. Встретили эти люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: “Не нужно счастья от счастья искать” Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистерли – нет такого места, где все было бы так, как они хотели. И тут опять им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нем злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из груди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю, и хлынула вода кристально чистая и приворотная: кто выпьет ее, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться.”

 Подготовка  к восприятию текста

  1. Лексическая работа.    Уточните значение слов.

БОГАТЫРЬ - Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

БЕЗУТЕШНЫЙ - Не находящий утешения, неутешный. Безутешная печаль

ПРИХОТЬ - Капризное желание, причуда.

АРТЕРИЯ  - 1. Кровеносный сосуд, проводящий кровь от сердца ко всем органам и тканям тела. 2. перен. Путь сообщения (высок.). Водные артерии страны.

  1. Знакомство с текстом ( у каждого ученика на столе текст)
  1. Работа с текстом.

Какой тип  речи? (Повествование)

О чем нам повествует легенда?

Главная мысль текста?

Как озаглавим текст? «Озеро-легенда», «Легенда о Байкале» и др.

Найдите и зачитайте описание Байкала? Иркут? Ангары?

Чем заканчивается легенда?

Осталась каменная глыба посреди озера, и прозвали её Шаман камень?

Рефлексия. Учащиеся делятся своими впечатлениями отдыха и природой  на Байкале, рассмотреть фотографии.

  1. Выписать образ отца и дочери Ангары.

Отец

Дочка Ангара

Разъяренный

Старый

Богатырь

Суровый

Разбушевавшийся

Молодая

Красавица

Стремительная

Транжира (расточительница)

Беглянка

  1. Проследите связь предложений в тесте

Синоним

Фразеологизм

Антоним

В черном теле

Трудиться без устали

Тяжкий труд

Не покладая рук

Бездельничать

Проматывала

Растрачивала

Бросала на ветер

Пускать на ветер

Экономить

  1. Работа с предложениями с  прямой речью

Чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!»

Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»

Чайки кричали каждый раз, чтобы Ангара обернулась.

Это про нее говорят буряты, что дочка разоряет старика Байкала.

  1. Составление  цитатного плана текста

1

Широкая известность Байкала.

2

Древняя легенда.

3

Жил суровый Байкал с красавицей дочерью Ангарой

4

Трудятся без устали 336 сыновей

5

Все  проматывала сестра

6

Тоска Ангары в подводной темнице о юном богатыре Енисее

7

Освобождение Ангары

8

Погоня за беглянкой.                                                              

9

Смертоносные посланцы

10

Путь  влюбленных к Студеному морю

11

Легенда переплетается с былью

12

Река Ангара – полноводная артерия

 Слово учителя: Делим  текст на четыре части и подготовимся к  пересказу каждой из них.

Второй урок написания изложения.

  1. Подведение итогов урока. 

О чем нам повествует легенда?

На сегодняшний день экологическое состояние Байкала, какое?

Как исправить эти ошибки? (Люди должны бережнее относиться к природе).

Выставление оценок.

Используемая литература:

  1. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов. – 5-е издание, переработанное и дополненное. Иркутск; Восточно-Сибирское изд. 2000, 224 с.
  2. Пармузин Ю.П. Живая география. Кн. Для учащихся. – М; Просвещение, 1993, 240 
  3. Словарь литературоведческих терминов.
  4. Сборник  текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы 9 класс, Дрофа, 2001 год, Авторы составители: Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова
  5. Марк Сергеев повесть «Капелька по капельке», капелька 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Легенды звездного неба"

Презентация для конференции....

Урок математики "Путешествие по Байкалу"

Урок математики Используется, как презентация к уроку "Арифметические действия с ддробями"....

В.Распутин "В тайге над Байкалом" (разработка урока)

Разработка урока по рассказу В.Распутина "В тайге над Байкалом"...

Проект "Легенды о Байкале"

Актуальность темы заключается в том, что изучение фольклора помогает правильному формированию представлений о духовной культуре своего народа и осознанию своей этнической принадлежности,  дает пр...

Презентация у уроку доброты "Легенды спорта".

Материал позволяет формировать представления о возможностях и способностях людей синвалидностью в спорте....

Методическая разработка урока английского языка "Легенда об Ангаре"

Методическая разработка урока английского языка "Легенда об Ангаре"...