Рабочая программа по литературе(обучение на дому). 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, примерный учебный план отводят 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования, из них 35 часов в 8 классе для обучения на дому (из расчёта 1 час в неделю) и включает уроки различных типов: уроки художественного восприятия произведений, уроки углублённой работы над текстом, уроки формирования теоретико – литературных понятий, освоения научных, литературно – критических статей; уроки по биографии писателя; уроки по историко – литературным материалам, уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства; уроки обучения устным ответам и устным докладам; уроки обучения сочинения. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых конкретно – исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_-_8_2017.docx | 64.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе №___
а0020"01"сентября 2017года
Директор школы ____________/В.П.Макарова/
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Рабочая программа
Наименование учебного предмета литература
Класс 8Б
Уровень общего образования основное общее (обучение на дому)
Учитель Цыганова Оксана Геннадьевна
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе: Программа курса «Литература». 5 – 9 классы/ авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Учебник: Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014 (ФГОС. Инновационная школа)
Рабочую программу составила _______________ / О.Г.Цыганова/
РАССМОТРЕНА на заседании СОГЛАСОВАНА
МО учителей русского языка и литературы заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от «24 » августа 2017 года _____________/ О.Н. Грачёва/
Руководитель МО ____________/ О.Г.Цыганова/ «___»_____________2017года
2017
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по литературе. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в Федеральном Законе «Об образовании», Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования и включает:
- пояснительную записку
- планируемые результаты освоения учебного курса
3. содержание курса литературы (по разделам)
4. тематическое планирование
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Учебная программа разработана на основе:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря2010 г. № 1897);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N576 "Об внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 ";
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Устава МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район»;
- Программа курса «Литература». 5 – 9 классы/ авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
- Учебного плана МБОУСОШ №2 МО "Барышский район" на 2017-2018 учебный год
Место курса в учебном плане
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, примерный учебный план отводят 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования, из них 70 часов в 8 классе (из расчёта 2 часа в неделю) и включает уроки различных типов: уроки художественного восприятия произведений, уроки углублённой работы над текстом, уроки формирования теоретико – литературных понятий, освоения научных, литературно – критических статей; уроки по биографии писателя; уроки по историко – литературным материалам, уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства; уроки обучения устным ответам и устным докладам; уроки обучения сочинения.
Общие цели основного общего образования с учетом специфики предмета
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых конкретно – исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Результаты освоения курса литературы
Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:
- Воспитание российской гражданской идентичности;
- Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- Значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- Совершенствование духовно – нравственных качеств личности;
- Использование различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач.
Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих умения:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих:
- способствовать осознанию значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно – эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
- развивать способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- способствовать овладению процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание программы
Введение (1 час)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литера и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Универсальные учебные действия: знакомство со структурой и содержанием учебника – хрестоматии; составление вопросов к статье учебника; анкетирование; беседа; письменный ответ на вопрос.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2 часа)
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка – астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью народа и отражение их в песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне – плаче; средства выразительности в исторической песне.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины. Песня – плач; параллелизм, повторы, постоянные эпитеты.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения; составление словаря одной из исторических песен; работа с иллюстрацией учебника и репродукцией картины И.Е.Репина.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)
«Житие Сергия Радонежского», Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» (фрагмент). Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина нравственных представлений о человеке; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения и пересказа; работа с учебником; подготовка сообщения; формулировки и запись выводов; наблюдения над лексическим составом произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1час)
Г.Р.Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта Стихотворения: «Памятник», «Вельможа». Тема отношений поэта и власти; поэт и поэзия.
Проверочное тестирование. «По страницам прочитанных книг».
Теория литературы: лирическое стихотворение (развитие представлений), ода.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; письменный ответ на вопрос; запись ключевых слов и словосочетаний; работа с иллюстрациями и репродукциями; исследовательская работа с текстом; составление сравнительных таблиц.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (23 часа)
Поэты пушкинского круга. Романтизм. (1 час)
В.А.Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое» 1ч
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (1 час)
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно – выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование – дума, песня; элементы романтизма, романтизм.
Универсальные учебные действия: составление цитатного или тезисного плана; выразительное чтение наизусть и по ролям; составление вопросов к статье учебника; работа с иллюстрациями и репродукциями; исследовательская работа с текстом.
А.С. Пушкин (5 часов+1рр)
Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Стихотворения: «И.И.Пущину», «Бесы». «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). Роман «Капитанская дочка»: проблематика, система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Развитие речи. Классное сочинение №1 «Проблема чести и достоинства в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Теория литературы: элегия, послание, историческая песня, роман; художественная идея.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды чтения; составление планов разных типов; работа с эпиграфами к главам романа; подготовка тезисов, сообщения; составление цитатного плана, исследовательская работа с тестом; сочинение.
М.Ю. Лермонтов (2 часа)
Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ – персонаж, образ – пейзаж. «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула п поэме; лиро – эпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды чтения, чтение наизусть; составление цитатного плана; подготовка сообщения; работа с портретами и репродукциями; устное сочинение.
Н.В. Гоголь (4 часа)
Основные вехи биографии писателя. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире; «говорящие» фамилии.
Универсальные учебные действия: лексическая работа, различные виды чтения и комментирования; цитатный план; формулировка тем творческих работ; подготовка вопросов для обсуждения; работа со статьёй учебника; характеристика персонажей; сопоставительная характеристика.
И.С.Тургенев (3 часа)
Основные вехи биографии И.С.Тургенева. Произведения о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.
Развитие речи. Домашнее сочинение №2 «Мотив России в повести И.С.Тургенева «Ася».
Теория литературы: лирическая повесть, прообраз, прототип.
Универсальные учебные действия: различные виды пересказа; тезисный план; дискуссия; письменная характеристика персонажа; отзыв о прочитанном.
Н.А. Некрасов (1 час)
Основные вехи биографии Н.А.Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях.
Теория литературы: фольклорные приёмы в поэзии; песня; народность; выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: составление тезисного плана по ранее изученным материалам и статье учебника; выразительное чтение наизусть; составление словаря для характеристики лирического персонажа; сопоставление поэзии и прозы, посвящённых изображению войны.
А.А.Фет (1 час)
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…», «Учись у них: у дуба, у берёзы…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; письменный ответ на вопрос; работа с иллюстрациями; подбор цитат к сочинению; исследовательская работа с текстом.
А.Н.Островский (1 час)
Краткие сведения о писателе. Пьеса – сказка «Снегурочка» (фрагмент): связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.
Теория литературы: драма.
Универсальные учебные действия: чтение по ролям; письменный отзыв на эпизод; составление цитатного плана
Л.Н. Толстой (2 часа)
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор; главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный портрет, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза; композиция и фабула рассказа (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; работа с репродукциями и иллюстрациями; исследовательская работа с текстом; дискуссия; сочинение – рассуждение.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (5 часов)
М. Горький (1 час)
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник» (обзор). Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького.
Теория литературы: традиции романтизма; жанровое своеобразие; образ – символ.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения и пересказа, в том числе художественный пересказ; цитатный план; работа со статьёй учебника; составление сопоставительной таблицы; работа с иллюстрациями.
Поэзия 20 века-(1 час)
В.В.Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы; конфликт в лирическом стихотворении; рифма и ритм (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.
О серьёзном – с улыбкой (сатира начала ХХ века)
Н.А.Тэффи «Свои и чужие». М.М.Зощенко «Обезьяний язык».
Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений).
Универсальные учебные действия: составление словаря лексики персонажа; запись основных положений лекции учителя.
Н.А.Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н.Заболоцкого 1950 – 60-х годов.
Развитие речи. Домашнее сочинение №3 «Что есть красота?»
Теория литературы: тема и мотив (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; прослушивание музыкальных записей; формулировка микровыводов; запись основных тезисов урока; выразительное чтение наизусть.
М.В.Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В.Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация; устная народная поэзия; тема стихотворения.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником; исследовательская работа с текстом (стихотворение «Три ровесницы»); прослушивание музыкальных записей.
А.Т.Твардовский . Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения, цитатный план.
В.П.Астафьев (1 час)
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П.Астафьева; рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Теория литературы: образ рассказчика (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: различные виды чтения; сложный план к сочинению; подбор эпиграфа; подготовка сообщения; работа со статьёй учебника; художественный пересказ.
В.Г.Распутин (1 час)
Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В.Г.Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Сострадание, справедливость, границы дозволенного. Милосердие, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: рассказчик в художественной прозе (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления; подготовка тезисов к уроку – диспуту; работа со статьёй учебника; работа с портретом и иллюстрациями; формулирование выводов.
Контрольное тестирование . «Уроки нравственности на страницах русской литературы XX века». (1 час)
Учебно-тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Художественная литература и история | 1 |
Из устного народного творчества | 2 |
Из древнерусской литературы | 3 |
Из литературы XVIII века | 4 |
Из русской литературы XIX века | 20 |
Из русской литературы XX века | 5 |
ИТОГО | 35 ч. |
Календарно – тематическое планирование по литературе
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Формы организации учебных занятий и основные виды учебной деятельности | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | |||
1 | Художественная литература и история | Умение создавать монологические высказывания разного типа, вести диалог | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Познавательные: понимание литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа. | Формирование представлений о познании как гуманистической ценности | Групповая Составление вопросов к статье учебника, беседа, письменный ответ на вопрос | ||
Из устного народного творчества (2 ч.) | |||||||
2 | Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится о сыне» | Формирование навыка составления рассказа на основе тезисного плана, навыков лексической работы, выразительного чтения, работы с иллюстрациями и учебником | Коммуникативные: строить монологические высказывания. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное | Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества | Групповая Работа с учебником, беседа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | ||
3 | Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета» Песни о Степане Разине. Солдатские песни XVIII – XIX веков. | Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и с иллюстрациями | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: уметь устанавливать аналогии | Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества | Групповая, индивидуальная Работа с учебником, сообщения учителя, учеников, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | ||
Из древнерусской литературы (3 ч.) | |||||||
4 | «Житие Сергия Радонежского» | Формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, лексическая работа | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать нужную информацию. | Развитие нравственно – эстетических представлений | Групповая, индивидуальная Составление цитатного плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ | ||
5 | «Слово о погибели Русской земли…» | Формирование навыков работы с учебником, иллюстрациями; выразительное чтение, чтение наизусть | Коммуникативные: строить монологические высказывания. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное. | Развитие чувства патриотизма | Групповая, индивидуальная Лексическая работа, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, аналитическая работа с текстом | ||
6 | «Житие Александра Невского» | Формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, лексическая работа | Коммуникативные: строить монологические высказывания. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное. | Развитие нравственно – эстетических представлений | Групповая, индивидуальная Сообщения учителя, учеников, художественный пересказ, выразительное чтение, работа со статьёй учебника, иллюстрациями | ||
Из литературы XVIII в | |||||||
Г.Р. Державин (1 ч.) | |||||||
7 | Г.Р.Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа» «Памятник» | Формирование навыков выразительного чтения, работы с таблицами | Коммуникативные: уметь выразительно читать вслух и понимать прочитанное. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. | Формирование представлений о гражданской позиции | Групповая, индивидуальная Составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение, сообщения учителя и учеников, лексическая работа, исследовательская работа с текстом | ||
Из литературы XIX века (1ч.) | |||||||
8 | Поэты Пушкинского круга. Романтизм. | Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы с текстом | Коммуникативные: строить монологические высказывания. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное. | Развитие нравственно – эстетических представлений, основанных на знакомстве с романтизмом как литературным направлением | Групповая, индивидуальная Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы, лексическая работа | ||
В.А.Жуковский (1 ч.) | |||||||
9 | Анализ баллады В.А.Жуковского «Лесной царь» Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море» | Развитие навыков выразительного чтения, работы со статьёй учебника; исследовательской работы с текстом | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: уметь устанавливать аналогии. | Развитие нравственно – эстетических представлений, основанных на знакомстве с романтизмом как литературным направлением | Групповая Выразительное чтение по ролям, составление вопросов к статье учебника, исследовательская работа с текстом | ||
К.Ф.Рылеев (1 ч.) | |||||||
10 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» | Способствовать развитию навыка составления цитатного плана; выразительного чтения наизусть и по ролям | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: уметь устанавливать аналогии. | Развитие нравственно – эстетических представлений, основанных на знакомстве с романтизмом как литературным направлением | Групповая Составление плана статьи учебника, выразительное чтение, беседа, составление историко – литературного комментария | ||
А.С.Пушкин (5 ч. + 1р/р) | |||||||
11 | Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. «19 октября» (1825) | Способствовать развитию умения выразительно читать, конструировать вопросы к статье учебника | Коммуникативные: строить монологические высказывания. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное. | Развитие нравственно – эстетических представлений | Групповая, индивидуальная Конструирование вопросов к статье учебника, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, выразительное чтение, беседа | ||
12 | А.С.Пушкин «Бесы» | Формирование навыков исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, работы со статьёй учебника | Коммуникативные: строить монологические высказывания. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное | Развитие нравственно – эстетических представлений | Групповая Беседа, выразительное чтение, лексическая работа, аналитическая работа с текстом | ||
13 | «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Тема семейной чести в романе (анализ 1 – 2 глав) | Формирование навыков исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении | Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. | Развитие нравственно – эстетических представлений, основанных на знакомстве с романтизмом как литературным направлением | Групповая, индивидуальная Сообщения учителя и учеников, пересказ статьи учебника, лексическая работа, беседа | ||
14 | Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ 3 – 5 глав) | Развитие навыка художественного пересказа; составления цитатного плана | Коммуникативные: уметь делать анализ текста. Регулятивные: определять меры усвоения изученного материала. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию. | Развитие нравственно – эстетических представлений, основанных на знакомстве с романтизмом как литературным направлением | Групповая, индивидуальная Сообщения учителя и учеников, пересказ статьи учебника, лексическая работа, беседа | ||
15 | Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6 – 14 глав) | Развитие навыка выразительного чтения по ролям, составления сложного плана | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать нужную информацию. | Развитие нравственно – эстетических представлений | Групповая Работа со статьями учебника, чтение по ролям, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов романа, беседа | ||
16 | Р/р. Контрольное сочинение «Проблема чести и достоинства в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Развитие навыка работы с дополнительным материалом | Коммуникативные: строить монологические высказывания. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное. | Развитие нравственно – эстетических представлений | Групповая, индивидуальная Беседа, систематизация материала, написание сочинения | ||
М.Ю. Лермонтов (2 ч.) | |||||||
17 | Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри»
| Формирование навыков работы с учебником и иллюстрациями, выразительного чтения | Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Регулятивные: уметь определять меры изученного материала. Познавательные: уметь синтезировать инфорацию для составления ответа | Развитие ценностных представлений (свобода – неволя; сила духа) | Групповая, индивидуальная Составление тезисного плана статьи, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа | ||
18 | Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Развитие навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями и учебником, лексической работы | Коммуникативные: строить монологические высказывания. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное. | Формирование и развитие нравственно – эстетических представлений в процессе выявления художественной идеи произведения | Групповая, индивидуальная Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа со статьёй учебника, беседа | ||
Н.В.Гоголь (4 ч.) | |||||||
19 | Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы | Формирование навыков исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: уметь устанавливать аналогии. | Формирование ценностных представлений (взяточничество, угодливость, ложь, лицемерие, ханжество) | Групповая, индивидуальная Составление тезисного плана статьи, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа | ||
20 | «Сборный город всей тёмной стороны». (Анализ первого действия) | Формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом | Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия. Регулятивные: применять метод информационного поиска. Познавательные: уметь узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием. | Формирование ценностных представлений (взяточничество, угодливость, ложь, лицемерие, ханжество) | Групповая, индивидуальная Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся | ||
21 | Хлестаков и городничий (Анализ второго действия) | Формирование навыка выразительного чтения по ролям, работы с текстом | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать нужную информацию. | Формирование ценностных представлений (взяточничество, угодливость, ложь, лицемерие, ханжество) | Групповая, индивидуальная Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся | ||
22 | Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо». (Анализ третьего действия) Хлестаков – ревизор (Анализ четвёртого действия) | Формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: уметь устанавливать аналогии. | Формирование ценностных представлений (взяточничество, угодливость, ложь, лицемерие, ханжество) | Групповая, индивидуальная Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся | ||
И.С.Тургенев (3 ч.) | |||||||
23 | Краткие сведения об И.С.Тургеневе. Русские и немецкие традиции в повести «Ася» | Развитие навыков медленного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, учебником, таблицами, терминами, лексической работы | Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия. Регулятивные: применять метод информационного поиска. Познавательные: уметь узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием. | Развитие нравственно – эстетических представлений учащихся (любовь, красота, духовность) | Групповая, индивидуальная Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, беседа | ||
24 | Композиция повести. Образ Аси | Развитие навыков выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; художественного пересказа | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать нужную информацию. | Развитие нравственно – эстетических представлений учащихся (любовь, красота, духовность) | Групповая Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, беседа | ||
25 | Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к домашнему сочинению сочинению «Мотив России в повести И.С.Тургенева «Ася») | Развитие навыков выразительного чтения, исследовательской работы с текстом | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: уметь устанавливать аналогии. | Развитие нравственно – эстетических представлений учащихся (любовь, красота, духовность) | Групповая, индивидуальная Пересказ статьи учебника, дискуссия, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, беседа; подготовка к домашнему сочинению | ||
Н.А.Некрасов (1 ч.) | |||||||
26 | Краткие сведения о Н.А.Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…» | Формирование навыков исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: строить монологические высказывания. | Развитие нравственно – эстетических представлений (отношение к войне; красота природы) | Групповая, индивидуальная Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом | ||
А.А. Фет (1 ч.) | |||||||
27 | Краткие сведения об А.А.Фете. Мир природы и духовности в творчестве поэта | Формирование навыков исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать нужную информацию. | Развитие нравственно – эстетических представлений (родная природа) | Групповая, индивидуальная Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом | ||
А.Н. Островский (1 ч.) | |||||||
28 | Краткие сведения об А.Н.Островском. Пьеса – сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета | Формирование навыков исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать нужную информацию. | Формирование нравственно –эстетических представлений о народных праздниках и фольклорных образах | Групповая, индивидуальная Работа со статьёй учебника, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, беседа | ||
Л.Н.Толстой (2 ч.) | |||||||
29 | Л.Н.Толстой «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа | Групповая Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа | |||||
30 | «После бала». Анализ второй части рассказа. Подготовка к домашнему сочинению «Роль случая в жизни человека» | Развитие навыков выразительного чтения, исследовательской работы с текстом | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: уметь устанавливать аналогии. | Формирование ценностных и нравственно – эстетических представлений (семейные ценности и традиции, мечта о служении людям, служба и человечность) | Групповая Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, дискуссия; подготовка к | ||
Из литературы ХХ века (4ч. +1кт ) | |||||||
31 | М.Горький. «Макар Чудра». Специфика романтического рассказа«Мой спутник». Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал | Формирование навыков пересказа, выразительного чтения, работы с иллюстрациями и таблицами | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать нужную информацию. | Формирование ценностных представлений (смысл жизни, истинные и ложные ценности) | Групповая, индивидуальная Художественный пересказ, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа со статьёй учебника, выразительное чтение | ||
32 | Поэзия 20 века. | Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, заполнения таблицы | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: уметь устанавливать аналогии. | Формирование представлений об искусстве первых советских десятилетий | Групповая, индивидуальная Художественный пересказ, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа со статьёй учебника, выразительное чтение | ||
33 | Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». | Развитие навыков работы с учебником; исследовательской работы с текстом | Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия. Регулятивные: применять метод информационного поиска. Познавательные: уметь узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием | Развитие мировоззренческих представлений (человек на войне, служение, подвиг, любовь к жизни и долг) | Групповая Составление рассказа о писательнице по материалам учебника, художестенный пересказ | ||
34 | Краткие сведения о В. Г. Распутине. Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского» | Развитие навыков работы с учебником; художественного пересказа | Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Регулятивные: уметь определять меры изученного материала. Познавательные: уметь синтезировать инфорацию для составления ответа. | Развитие нравственно – эстетических представлений (дети и взрослые; учитель и ученик; доброта и готовность прийти на помощь; взаимопонимание, бескорыстие) | Групповая, индивидуальная Составление рассказа о писательнице по материалам учебника, художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся | ||
35 | Контрольное тестирование («Уроки нравственности на страницах русской литературы XX века») | Проверить эффективность усвоения материала по теме «Из литературы XIX века» ; закрепить навыки выполнения анализа художественного текста
| Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Групповая, индивидуальная Формирование умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки, контроль и самоконтроль понятий. |
Учебно-методическая литература
Литература для учителя :
- Программа курса «Литература». 5 – 9 классы/авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
- Тематическое планирование к учебнику Г.С. Меркина «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций/ под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
- Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература» 8 класс. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
- Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014 (ФГОС. Инновационная школа)
Литература для учащихся:
1. Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014 (ФГОС. Инновационная школа)
2. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература» 8 класс: в 2 ч./ Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Электронные ресурсы
1.Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС: http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
2. Единая коллекция образовательных ресурсов : http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
3. Универсальная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
4. Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: http://www.krugosvet.ru
5. Энциклопедия «Рубрикон»: http://www.rubricon.com
6. Электронные словари: http://www.slovary.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" 10 класс (для учащихся обучающихся на дому)
Программа рассчитана на учащихся обучающихся на дому по состоянию здоровья. В данной программе изучаются теоретические сведения об основных видах спорта, технических приемах, основах знаний изучаемых ...
Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому
Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...
Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.
Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...
Рабочие программы по ФЗК для учащихся 8 классов, обучающихся индивидуально на дому
В настоящее время всё большее количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья переводятся на индивидуальное обучение на дому. Тяжело найти программы по ФЗК для учащихся, находящихся н...
Рабочая программа по технологии "Технологии ведения дома" 5 класс
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного...
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса (обучение на дому)
Данная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения ученицы 8 «а» класса Кузьминой Анны (обучение на дому) на основе федерального компонента государственного образовательного станда...
Рабочая программа по английскому языку для 10 класса к учебнику Кузовлева для обучающегося на дому
Рабочая программа по английскому языку для 10 класса к учебнику Кузовлева для обучающегося на дому...