Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Работа по теме урока
- Слово о писателе
Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) родился 5 декабря ( 23 ноября по старому стилю) 1820 года в усадьбе Новоселке, Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик.
Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (1789—1825), асессор городского суда Дармштадта.
Мать - Шарлотта-Елизавета Беккер (1798—1844).
Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете.
Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.
В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.
В 1853 году Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда - столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др.
С 1854 года служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания».
В 1856 году печатает сборник Фета под редакцией И.С. Тургенева.
В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя критика В. Боткина - М. Боткиной.
В 1858 году поэт выходи в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселяется в Москве. Служба в армии не вернула Фету дворянский титул. В то время дворянство давал только чин полковника.
1859 - разрыв с журналом «Современник».
1863 – выход двухтомного собрания стихотворений Фета.
В 1867 году избран мировым судьей в Воробьевке на 11 лет.
В 1873 году Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.
В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи.
21 ноября 1892 — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Через поэзию передал красоту и гармонию мира.
Мир природы у поэта живой. Он дышит, способен радоваться и страдать.
Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами радуги.
Образ природы созвучен внутреннему миру, душевному состоянию человека.
- Чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» - стр. 203
Беседа по вопросам:
- Как вы понимаете строки стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Кругом все гудет и колышется», «сладостен зов мне глашатая медного»?
- Какие чувства преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)?
- Испытывали вы подобные чувства, когда сразу и жутко, и весело?
- Почему такое смятение чувств переживает лирический герой?
- Почувствовали ли вы, услышали смену настроения лирического героя после звука рога?
- Почему лирический герой радуется звуку рога?
- Какие художественные приемы помогают поэту пережить эмоциональное состояние одинокого путника в лесу?
- Определите размер стихотворения. Какую мелодию создает чередование длинных и коротких строк? (4-х стопный дактиль)
- О чем это стихотворение? (о путнике, о его настроении, о его тревоге или о радости?)
- Определите рифму стихотворения (перекрестная)
3) Чтение стихотворения «Еще майская ночь» стр. 205
Беседа:
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли оно во время чтения текста? (радостное, восторженное от красоты природы)
- Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
(эмоц подъем) восторг перед прилетевшим из царства вьюг маем.
- За что благодарит поэт «родной полночный край»?
- Каким предстает перед нами лирический герой? Какие чувства он испытывает и почему?
- Какую худ роль играет повторение восклицания «какая ночь!»?
- Какие краски и звуки создают картину майской ночи?
- Почему майская ночь вызывает у лирического героя не только любовь, но и тревогу?
- Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какое состояние при этом испытывает душа?
- Какое состояние лирического «я» передают слова и выражения: «тревога и любовь», «томить», « с песней», «невольной», «последней»? В чем необычность этого состояния?
- Что вы можете сказать об изображении чувств поэта в последней строфе?
- Что побуждает поэта воспеть майскую ночь?
- Почему эта песня «невольная» и, может быть, «последняя»?
(талант, искусство не возникает намеренно, у поэта само по себе получается выразить чувства и мысли стихами)Мгновение красоты он старается запечатлеть в слове, чтобы дать ему вечную жизнь. Чтобы все, прочитав, могли пережить то, что он увидел и пережил. Это вспышка поэтического вдохновения.
Размер 5-ти стопный ямб
Рифма перекрестная
4)Чтение стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы…»
Работа с рубрикой «Размышляем о прочитанном» стр. 208
- Подведение итогов. Рефлексия
- Д/задание Подбор видеоряда к понравившемуся стихотворению Ф.И.Тютчева или А.А. Фета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА: пишем сочинение
Перед Вами - конспект урока по русскому языку в 8 классе, главной целью которого является подготовка к ГИА - обучение написанию сочинений (творческих элементов). Подробно расписаны этапы работы, шаги ...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...
А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».
конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета, воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений "Ель рукавом мне тропинку завесила", "Ещу майская ...
Конспект урока литературы "А.А.Фет. "Ель рукавом мне тропинку завесила..."
Конспект урока литературы "А.А.Фет. "Ель рукавом мне тропинку завесила...", "Ещё майская ночь". Природа как воплощение прекрасного." 6 класс...
Анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»
Цель урока: Формирование умения извлекать информацию из текста стихотворения, обрабатывать ее и передавать основную мысль в собственном высказывании, логично, последовательно, связно.Задачи урока: 1....
Урок по стихотворению А Фета "Учись у них- у дуба, у березы"
Урок литературы по стихотворению А.Фета "Учись у них-у дуба, у березы"...
Разработка урока с применением приемов креативного мышления "А.А. Фет. Стихотворения "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом..." Проблематика произведений".
Урок литературы с применением приемов креативного мышления "А.А. Фет. Стихотворения "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом..." Проблематика произведе...