Разработка урока с применением приемов креативного мышления "А.А. Фет. Стихотворения "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом..." Проблематика произведений".
методическая разработка по литературе (6 класс)

Стратий Елена Николаевна

Урок литературы с применением приемов креативного мышления "А.А. Фет. Стихотворения "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом..." Проблематика произведений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.93 МБ
Файл rabochiy_list.docx252.31 КБ
Файл konspekt_3.docx78.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Разгадайте ребусы йисанафА чивеьсанафА Схватить 1562… « Learn у них – у у » Схватить 1562… « Ich came к тебе с ом »

Слайд 3

Афанасий Афанасьевич Фет . Стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы», «Я пришел к тебе с приветом». Проблематика произведений поэта.

Слайд 4

Ментальная карта Поклонник таланта поэта Годы жизни Образование Темы творчества Занятия Особенность стихотворений

Слайд 7

Словарная работа Гений – человек с выдающимися способностями. Переболит – успокоится. Скорбящая – печальная, страдающая. Встрепенуться – зашевелиться, проснуться.

Слайд 8

Буквенная лента Вычеркните лишние слова, связанные с темой зимы, расставьте пробелы по смыслу и определите план анализа стихотворного текста: ТЕМЕТЕЛЬМАСНЕГНАСТРОМОРОЗЕНИЕ СРЕДХОЛОДСТВАЛЫЖИВПЕЧАТЗИМАЛЕНИЕ ВЕТЕРПРОБСТУЖАЛЕМАКОНЬКИ

Слайд 9

Буквенная лента

Слайд 10

План анализа стихотворения тема настроение средства впечатление проблема

Слайд 11

Понятийное колесо ИзобразительИИ Изобразительно-выразительные средства

Слайд 12

Понятийное колесо Антитеза Гипербола Сравнение Эпитет Олице-творение Метафора ИзобразительИИ Изобразительно-выразительные средства

Слайд 13

Работа в группах «Учись у них – у дуба, у березы…» Перескажите содержание стихотворения. Какое настроение присутствует в стихотворении? Чему мы должны учиться у природы? «Я пришел к тебе с приветом…» О чем хочет рассказать лирический герой? Какие чувства переполняют рассказчика? Что хотел своим стихотворением сказать нам автор?

Слайд 15

Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения.

Слайд 16

Корзина идей

Слайд 17

Проблематика стихотворений взаимодействие человека и природы

Слайд 18

Правила выразительного чтения Правильно ставь ударение. Соблюдай паузы. Выбери силу голоса. Определи темп чтения. Читай эмоционально. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

Слайд 19

Домашнее задание Выразительное чтение стихотворений А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы…», «Я пришел к тебе с приветом…».

Слайд 20

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 22

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 24

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 26

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 28

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 30

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 32

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 34

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 36

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 38

Рефлексия (Кроссенс)

Слайд 39

Рефлексия (Акростих) Л И Р И К А

Слайд 40

Рефлексия (Акростих) Л юбимый, лучший И нтересный Р азвивающий, развлекательный И сторический К реативный, качественный А ктивный



Предварительный просмотр:

                      Рабочий лист урока литературы в 6 классе

  1. Определите тему урока, разгадав ребус.

йисанафА

чивеьсанафА

C:\Users\Elest\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\5f10b455b6a71ca15c2a5eeb6ce443fa-800x.jpg

Схватить

1562…

«Learn

у

них – у

C:\Users\Elest\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1676726551_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-duba-i-berezi-27.jpg

и

C:\Users\Elest\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1676726551_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-duba-i-berezi-27.jpg

»

Схватить

1562…

«Ich

came

к тебе

с

C:\Users\Elest\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\загрузка.jpg

ом

»

                         

2. Заполните карту по биографии Ф.И. Тютчева.

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт-лирик 19 века, переводчик.

Родился Фет 23 ноября 1820 года в Орловской губернии.

Фет получил сначала хорошее домашнее образование, а с 14 лет он обучался за границей в немецком пансионе города Верро (ныне Эстония).

В 18 лет поступил в Московский университет на юридический факультет, но скоро перешел на факультет словесности.

Первые стихи поэт написал еще в юности, но впервые опубликовал в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатались в журналах.

Для стихов Фета характерно выражение чувств и эмоций. Поэтому среди его стихов много таких, которые относятся к темам: природа, любовь и философия (отношение человека к миру). В его произведениях не найти обсуждения социальных и политических проблем. Особенностью его стихов была способность проникать в самые недра человеческой души и излагать это в стихотворной форме.

Несколько лет Афанасий Фет служил в армии младшим офицером. Уйдя со службы в 1858 году, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Николай Некрасов очень любил, ценил творчество Фета и  писал о нем: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему  А. Фет».

     А.А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.

Фет скончался от сердечного приступа 21 ноября 1892 года в Москве.

C:\Users\Elest\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\12.png

  1. Учись у них – у дуба, у березы...

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Я пришел к тебе с приветом...

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет.

  1. Вычеркните лишние слова, связанные с темой зимы, расставьте пробелы по смыслу  и определите план анализа стихотворного текста:

ТЕМЕТЕЛЬМАСНЕГНАСТРОМОРОЗЕНИЕСРЕДХОЛОДСТВАЛЫЖИВПЕЧАТЗИМАЛЕНИЕ

ВЕТЕРПРОБСТУЖАЛЕМАКОНЬКИ

  1. Анализ стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы».

  1. Попробуйте пересказать содержание стихотворения.
  2. Какое настроение присутствует в стихотворении?
  3. Чему мы должны учиться у природы?

  1. Вспомните все известные вам изобразительно-выразительные средства.

     



 

7.  Рефлексия. Акростих.

Л

И

Р

И

К

А

Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом».

  1. О чем хочет рассказать лирический герой?
  2. Какие чувства переполняют рассказчика?
  3. Что хотел своим стихотворением сказать нам автор?



Предварительный просмотр:

Тема: А.А. Фет. Стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы», «Я пришел к тебе с приветом». Проблематика произведений поэта.

Цель: познакомить учащихся с биографией А.А. Фета и его стихотворениями «Учись у них – у дуба, у березы», «Я пришел к тебе с приветом».

Задачи:

  1. Предметные:

- формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

- закрепить   полученные   умения   определять  изобразительно-выразительные средства в художественном тексте;

-  определить проблематику стихотворений А.А. Фета.

2. Метапредметные:

- развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;

- развивать память, внимание, творческие способности;

- развивать креативное мышление.

3. Личностные:

- воспитывать любовь и уважение к родной природе;

- утвердить значимость и ценность каждого слова;

- передать красоту и музыкальность поэтической речи.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, урок комплексного применения знаний.

Форма работы обучающихся: индивидуальная,  в парах.

Раздаточный материал: рабочие листы, тексты стихотворений.

I. Мотивация.

1. Слова учителя.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня  урок литературы буду проводить я, новый для вас человек.

- Что даёт встреча с новым?

(новые эмоции, новые знания, открытия).

- Я согласна с вами, поэтому желаю вам, чтобы сегодняшний урок остался у каждого из нас в памяти и чтобы каждый открыл для себя много нового.

Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка – слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?

2. Определение темы.

«Картинно-буквенный разноязычный ребус» (развитие вербального мышления).

йисанафА

чивеьсанафА

C:\Users\Elest\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\5f10b455b6a71ca15c2a5eeb6ce443fa-800x.jpg

 

Схватить

1562…

«Learn

у

них – у

C:\Users\Elest\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1676726551_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-duba-i-berezi-27.jpg

у

C:\Users\Elest\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1676726551_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-duba-i-berezi-27.jpg

»

Схватить

1562…

«Ich

came

к тебе

с

C:\Users\Elest\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\загрузка.jpg

ом

»

3. Самостоятельная формулировка целей урока.

II. Содержательная часть урока. 

  1. Знакомство с биографией поэта.

Задания:

1) прочитать текст и оформить ментальную карту по биографии А.А. Фета;

2) пользуясь ментальной картой, пересказать биографию.

  1. Работа над анализом стихотворений «Учись у них – у дуба, у березы», «Я пришел к тебе с приветом».

Задания:

  1. Чтение 1 стихотворения учителем, 2 стихотворение – видеоролик.
  2. Работа над трудными (непонятными) словами.

- Какие из слов стихотворения показались вам непонятными?

Словарная работа:

  1. Гений – человек с выдающимися способностями.

      Переболит –  перенесёт какую-нибудь болезнь. 

      Скорбящая – это  печальная, страдающая.

  1. Встрепенуться – зашевелиться, проснуться.

  1. Определение плана анализа стихотворения.

- Вы уже не раз работали на уроках литературы над анализом стихотворений, давайте вспомним, по каким критериям мы будем его анализировать. А для этого я предлагаю выполнить задание «Буквенные ленты» (улучшение скорости мышления).

Задание. Вычеркните лишние слова, связанные с темой зимы, расставьте пробелы по смыслу  и определите план анализа стихотворного текста:

ТЕМЕТЕЛЬМАСНЕГНАСТРОМОРОЗЕНИЕСРЕДХОЛОДСТВАЛЫЖИВПЕЧАТЗИМАЛЕНИЕВЕТЕРПРОБСТУЖАЛЕМАКОНЬКИ

Итак, мы будем анализировать наше стихотворение по следующему плану:

- тема;

- настроение;

- средства;

- впечатление;

- проблема.

- Определите тему каждого стихотворения.

4) Работа с изобразительно-выразительными средствами.

«Понятийное колесо» (позволяет «вытащить на свет» уже имеющиеся по данной теме знания).

     



 

- Вспомните все изобразительно-выразительные средства, которые вы изучали на уроках литературы. Запишите их в наше колесо.

Называют, дают определения.

- А теперь обратимся к стихотворениям А.А. Фета и найдем все средства, которые он использовал (работа по группам).

1. Эпитеты («жестокая пора», «лютый холод», «ясные дни», «новые откровения», «скорбящая душа»).  

Олицетворения («метель рвет листы», «метель все злей», «холод хватает за сердце», «душа переболит»).

Метафора («застыли слезы», «верь весне», «гений промчится, дыша теплом и жизнью»).

2. Эпитеты – «горячий свет», «весенняя жажда».

Метафоры – «лес полон весенней жаждой», «душа служить готова», «весельем веет», «песня зреет».

Олицетворения – «солнце встало», «солнце затрепетало», «лес проснулся».

Сравнение – «с той же страстью, как вчера».

5) Групповая работа по вопросам к стихотворениям.

 

  1. Попробуйте пересказать содержание стихотворения.

Какое настроение присутствует в стихотворении?

Чему мы должны учиться у природы?

Вывод: Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

Фет не зря выбрал в качестве примера берёзу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придётся и тем, и другим.

  1. О чем хочет рассказать лирический герой?

Какие чувства переполняют рассказчика?

Что хотел своим стихотворением сказать нам автор?

Вывод: Главная мысль, которую автор вложил в стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» – это то, что любовь способна изменить и преобразить человека так же, как это делает солнце с деревьями. Оно согревает деревья, дает им силы, помогает стать лучше и крепче. Как лес не способен прожить без тепла и света, точно так же и человек не может существовать без любви. Именно вот эту незримую связь природы и человека и старается показать автор читателю.

  1. Эмоциональная разгрузка.

Вивальди «Времена года. Зима»

  1. Прием «Гирлянда ассоциаций».

- Можно ли утверждать о том, что данное произведение близко по настроению нашим стихотворениям? Почему?

8) Работа над проблемами стихотворений.

- Что такое проблема?

(Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения.)

Прием «Корзина идей». Прочитайте еще раз стихотворения и назовите его проблемы (по группам):

- слияние человека и природы;

- влияние природы на человека;

- размышления о жизни;

- взаимодействие человека и природы;

- смысл человеческой жизни;

- достойно переживать страдания;

- место природы в человеческой жизни.

- Как автор решает проблемы в своих стихотворениях?

(Не унывать, не отчаиваться, радоваться жизни, любоваться красотой природы, надеяться только на лучшее, верить весне, светлой, радостной, счастливой.

Боль от всех потерь излечится, жизнь наладится, станет счастливой, ведь человек способен пережить все жизненные трудности.

Фет раскрывает правду о человеке через картины природы. В его произведениях мы видим живой восторг перед радостью и чудом жизни.

Автор вместе с лирическим героем верит в торжество добра, красоты и гармонии в природе и в душе человека.)

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Правила выразительного чтения (на слайде)

1. Правильно ставь ударение.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса.

4. Определи темп чтения.

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

10) Вывод. Чтение стихотворения:

В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,

Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.

III. Рефлексия.

  1. Прием «КроссЕнс».

Из предложенных картинок, относящихся к жизни и творчеству А.А. Фета, составить кроссенс. Объяснить, какое отношение она имеет к его жизни, прикрепить на доску.

Портрет Фета, портрет Некрасова, изображение заграницы, природы, любви,  смысла жизни (философии), изображение березы и дуба,  Родина, аплодисментов.

  1. Прием «Акростих» (запасной).

Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку.

Лучший, любимый

Интересный

Развлекательный, развивающий

Исторический

Качественный, креативный

Активный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением дальтон-технологии по теме "Морфология"

Урок обобщающего повторения по теме "Морфология". Применяется технология дальтон-план....

разработка урока с применением ЭОР «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9класс

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9классЦели урока: формирование умений:- различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средс...

Разработка урока с применением мультимедиа

Разработка урока по физике Тема «Статика» . Данный урок является третьим уроком по теме «Гравитационные явления» . Урок сопровождается интерактивной презентацией....

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"

Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...