Урок литературы «Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского» 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ооржак Шончалай Семеновна

Урок проведен в рамках школьного этапа конкурса педагогического мастерства "Учитель года 2018"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе.

Тема: Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Цели и задачи:

обучающие: вчитаться, прочувствовать страницы романа, глубже постигнуть психологию и характер главного героя; определить место центрального события главы в общем развитии действия романа;

развивающие: развивать навыки составления сравнительной характеристики, составления монологического высказывания; создать условия для развития речи, языкового чутья учащихся, умения давать оценку героям, формулировать свою точку зрения;

воспитательные:  воспитывать бережное отношение к художественному тексту, к слову.

Тип урока: урок углубленной работы с художественным текстом.

Методы: проблемно – поисковый, диалогический.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты романа Пушкина «Евгений Онегин»,  интерактивная доска.

Ход урока:

Организационный момент.

  –Здравствуйте, ребята. Хочу поздравить всех с наступающим Новым годом! Пусть  в Новом году у всех сбудутся желания! Желаю всем удачи и счастья в Новом году!

Я очень рада.
Войти в приветливый ваш класс, 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 
Я знаю: каждый в классе гений. 
Но без труда талант не впрок. 
Скрестите шпаги ваших мнений, 
Мы  вместе  сочиним урок! 
Мои соавторы и судьи, 
Оценкой вас не нахожу. 
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу...

1. Слово учителя

   Я рада  видеть вас и рада  предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к страницам  известного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 Пушкин входит в  жизнь каждого человека с детства и становится надёжным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем больше их читаешь, тем больше узнаёшь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашённые в них, не теряют актуальности до сих пор. По утверждению М. Цветаевой, «никто из русских поэтов  не был таким воспитателем молодого поколения  и облагораживателем юных чувств, как Пушкин».

2.Проверка домашнего задания.

   Викторина

- «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах-…разница». Какая и в чём? ( «...дьявольская». Стихи предполагают большой лиризм и образность и большую непринужденность, проза же, по мнению Пушкина, требует прежде всего мыслей. Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»,- писал Пушкин П.А.Вяземскому)

- «Собраньем» каких глав называет автор своё творение? 

(«Собранье пестрых глав, полу смешных, полу печальных, Простонародных, идеальных...».)

- Сколько времени работал Пушкин над «Евгением Онегиным» по собственным его подсчётам?  

(«7 лет 4 месяца 17 дней» — запись сделана в Болдине, когда была закончена VIII глава, но в 1831 г. внесены некоторые изменения и добавлено «Письмо Онегина»)

- Откуда взят эпиграф к первой главе романа и что он значит в оригинале; «И жить торопится…»?   

(«И чувствовать спешит» — из стихотворения П. Вяземского «Первый снег», речь идет о «горячности молодой», с которой сравнивается первый снег)

А какая игра слов скрыта в фамилии Лариных?

(Лары — в римской мифологии божества, покровители общин и семей, домашнего очага и усадеб и ларь — деревянный ящик для хранения вещей, продуктов.

- Кто помнит, когда родился А.С.Пушкин? 

(Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799, Москва 29 января (10 февраля) 1837, Санкт- Петербург.)

Новый материал.

1) Исследователь русской литературы Гуковский Григорий Александрович (1902-1950 ) писал о романе «Евгений Онегин»:

        «Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в нём описан быт, неоднократно изображённый до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу».

- Как вы понимаете слова учёного? Обоснуйте свой ответ.

 2) Словарная работа:

- Дайте определение слову типический.

Типическое, типичное - нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира

Типичный - самый настоящий со всеми признаками чего-нибудь

-В тексте есть слова, которые нам непонятны, но их значения необходимо для понимания характеров героев и эпохи, в которой они жили.

Запишите слова в тетради.

1.Педант - Человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

2.Фармазон- Это устаревшее слово, имеющее значение "вольнодумец, нигилист". Пример из "Евгения Онегина": "Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино".,

3.Гёттингент - это немецкий университетский город, расположенный в южной части Нижней Саксонии.   

4.Анахорет - Называя Онегина "анахоретом", то есть отшельником, пустынником, типа монаха, живущего в отдалённом скиту.

5.Денди - социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения. 

- Вернёмся к высказыванию Гуковского и уточним смысл высказывания.

3)-Какими вы представили героев романа?

Посмотрите на слайд. Сравните Онегина с Ленским на этой картине.

Определите, где Ленский, а где Онегин. По каким признакам вы догадались?

Почему они стали друзьями?

О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?  Чем отличается Ленский от Онегина?

Беседы друзей касаются философских, политических, экономических, нравственных проблем, волновавших передовых людей эпохи, конечно, при этом каждый пытается решать эти вопросы «судьбы и жизни» сквозь призму своего мировоззрения.

Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь.

4) Давайте определим тему нашего урока.  (Предполагаемые ответы учеников: Изображение Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина.)

Тема урока: «Типическое и индивидуальное в образе Евгения Онегина и Владимира Ленского».

 Звуковой фрагмент.    

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой.

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны. 

                        (А.С. Пушкин.) 

-Какие ассоциации вызывают эти сравнения?

- Настолько ли разные эти понятия?

Примерный ответ: Так описывает Пушкин героев своего романа, Онегина и Ленского. И, действительно, они были совершенно разными людьми. Это хорошо видно из описания их характеров автором. Как пишет Пушкин, Ленский имел “пылкий и довольно странный” дух, его душа всегда была согрета “приветом друга, тоской дев”. Онегин же уже прошел через это. В Ленском он видит себя в прошлом, но сейчас он переменился. Его уже не привлекают ни балы, ни шумные вечера, ни праздники, ему по душе одиночество. Он любил быть на природе, размышлять над философскими вопросами, которые никак не могли бы заинтересовать Ленского. Деревенские жители не понимали Онегина, для них он был неучем, сумасбродом, в отличие от Ленского, который представлялся им образованным дворянином из высшего общества. В домах его принимали, как жениха.
5.Целеполагание.  

-Попробуем согласиться или не согласиться с автором. А для этого сравним образы героев по следующим категориям.

  1. Социальное положение
  2. Воспитание
  3. Образование
  4. Окружение
  5. Испытание дружбой, любовью
  6. Самосознание

1.Социальное положение:
       -
К какому сословию принадлежат наши герои?

Онегин- столичный дворянин, рожденный и выросший в северной столице и прекрасно усвоивший ее быт, нравы и образ жизни. Ленский -тоже дворянин, но сведений о его детстве или ранней юности не представлено, видимо, они были, как у всех.

2. Воспитание:

Работа с текстом:  Онегин         глава1 строфы1,2,3  стр.287-288

  Вывод:  В детстве воспитывался гувернерами легко, свободно и без принуждения. В юности он освоил языки, историю, философию, литературу, экономику, математику. Знал правила светского этикета и умело ими пользовался, чем и снискал себе уважение в обществе.

- Отличалось ли воспитание от воспитания молодых людей его круга?

                        Ленский        Глава 2 строфа 6 стр.310

- Ленский тоже дворянин. Как вы думаете, отличалось ли воспитание Ленского, если брать во внимание принятое в то время следование моде?

- Актуален ли вопрос воспитания сегодня? Изменилось ли что-нибудь в наши дни?

- Запишите вывод  и подчеркните ключевые слова. 

Мы узнаем, что образование он получил в Геттингенском университете Германии. Причем, какое, мы не знаем, Известно, что одним из занятий была поэзия.

    3. Образование:

                                Онегин         глава 1 строфы 4,5,6,7,8 стр.289-291

-Свет решил, что Онегин умён. Как вы считаете?

- По своему внутреннему развитию Онегин стоит выше или ниже тех, кто его окружает? Адам Смит- экономист. Каждый будет читать труды философа и экономиста?

  Вывод:  Свет решил, что «он умён и очень мил». Для этого достаточно одеваться по последней моде, говорить по-французски, танцевать, кланяться.   Наука, которой овладел Онегин в совершенстве «была наука страсти нежной». Мог «забыть себя» . Принадлежит к привилегированному кругу, он умён, образован, выше стоит по своему внутреннему развитию, чем те, кто его окружает.

 Ленский                Глава 2 строфы 6, 11 стр.310,

        - Можем ли говорить об исключительности Ленского?

Принадлежит к привилегированному кругу, он умён, образован, выше стоит по своему внутреннему развитию, чем те, кто его окружает.

Вывод: И Онегин, и Ленский на голову выше окружающих, резко выделяются как в светском обществе, так и среди поместного дворянства. Недаром соседи-помещики называли Онегина «фармазоном», осуждали вызывающие, с их точки зрения, его манеры и поведение, и Ленский «столь же строгому разбору в соседстве повод подавал». Высокий интеллект, широкий кругозор выделяют героев из обычной помещичьей среды.

         - Чем образование современного молодого человека отличается от образования молодёжи ХIХ века?                

4. Окружение.

Онегин         глава1 строфы 15,16, 25

Индивидуальные задания. Каверин, Чаадаев.

        Каверин Пётр Павлович- знаменитый вольнодумец. Личность очень яркая для того времени. Приводил в удивление аристократов любовными подвигами, количеством выпитого в один присест вина и грандиозностью картежных ставок. Каверин жил на широкую ногу, много брал взаймы, главным образом на ресторанные забавы. Интересно, что Каверин, который к тому уже убил на дуэлях не меньше дюжины личных врагов, один раз пострадал не за участие в перестрелке. Речь идет о так называемой «дуэли четверых», в которой обменялись выстрелами известный литератор Александр Грибоедов, Александр Якубович, граф Василий Шереметев и граф Александр Завадовский.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856), российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов. В главном сочинении — «Философических письмах» (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого из писем (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев «высочайшим повелением» был объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.

                        Ленский        глава 6, стр. 4 с. 372, глава 4 стр.25, с. 351

- С кем по духу близок Ленский?

Индивидуальные задания.

Языков Николай Михайлович (1803-1846/47), русский поэт. В ранней лирике — мотивы радости бытия; некоторые стихи стали популярными песнями («Нелюдимо наше море», музыка К. П. Вильбоа, и др.). В 30-40-е гг. приходит к религиозному пониманию мира.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831), русский поэт. Друг А. С. Пушкина.  Издавал альманах «Северные цветы» (1825-31) и «Литературную газету» (1830-31). Лирические стихи в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен.

Вывод: Типичное или индивидуальное окружение Ленского и Онегина ? Почему ?

5. Самосознание:    

 Онегин:  глава 2 строфы 4,5 с.309; глава 4 стр. 36,37(анахорет) с.352

- Каково отношение к удовольствиям света? Резкий ум и пресыщение к чему приводят Онегина? (Начинает искать смысл жизни.)

-В чём ищет смысл жизни? Итог этого поиска? (Смысла жизни не нашёл. Он скучает и здесь, хотя и заменил барщину оброком, хотя подружился с интересным, образованным человеком.)

Ленский: гл.2 стр.7

- Есть в обществе близкие по духу люди?

6.  Испытание дружбой, любовью.

Несмотря на то, что “меж ними все рождало споры и к размышлению влекло”, эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

-Как относится к дружбе Онегин? (Онегину «друзья и дружба надоели»)          

-Чем является дружба для Ленского? (Ленский «верил, что друзья готовы /За честь его принять оковы») глава2 стр.8, с.311    Гл. 2 стр.14 с.314    

-Что Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского? (Во взглядах и настроениях Ленский и Онегин – разные. Но Ленский близок Онегину по уровню развития, по духовным запросам и интересам. Они спорили об истории, философии, читали поэтические произведения и т.п. А ведь с другими соседями им пришлось бы говорить «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне, (XI)».Отношение провинциального общества  было к ним разное (XII). Это их и сблизило).

- Как относится к любви Онегин? (Для Онегина это чувство не страсть, а лишь развлечение, флирт. Свет убил веру в возможность высокой любви)

 Ленский: Автор обращает внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. “Сердцем милый невежда”, герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь “глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан...” По словам Белинского, Владимир “украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было”. Да, так оно и есть. Но он любил:

гл.2 стр. 20  

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…

-Что являлось сущностью и целью жизни Ленского?

Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. “Не в силах снесть обмана”, Ленский вызывает Онегина на дуэль, “решась кокетку ненавидеть”.

-Почему погибает Ленский?

-Какой фрагмент доказывает, что Ленский - неисправимый романтик? (муз. Фрагмент из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».)

-Какие мысли посещают Ленского перед дуэлью? Как музыка передаёт настроение Ленского?

Вывод: Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX в. вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Онегиным овладела «русская хандра». Причина этой хандры состоит в том, что Онегин больше той жизни, которою он живёт, и выше того отношения к жизни, которое им усвоено,- отсюда его болезнь. Хандра Онегина- это и страдание, и мука нее совсем ещё умерщвленного в  нём «внутреннего человека», его «здоровых начал». Это страдание, эта мука и есть, по-видимому, то, за что автор любит героя, что даёт автору надежду. Онегин традиционно отнесён к типу «лишних» людей, определение которым дал Александр Иванович Герцен: «Печальный тип лишнего человека…»

«Недуг» героя, не осознаваемый как недуг, создаёт угрожающую ситуацию, которая предоставляет ему возможность увидеть, что он стоит на грани духовной гибели, болезнь, в то же время, чревата опасностями для окружающих.

Онегин - страдающий эгоист поневоле, характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность.  Он представитель английского романтизма (Джордж Байрон) В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе

Ленский- представитель немецкого (Иоганн Вольфганг Гёте и Иоганн Фридрих  Шиллер) романтизма. У него грусть, самоотречение, отсутствие индивидуализма, прекраснодушие, возвышенное, идеальное понимание любви и дружбы. В мире, где все «иль жертва, иль губитель», герой выбирает роль жертвы, даже перед дуэлью не помышляя о возможности убить Онегина, так шли на Сенатскую площадь декабристы. Ленский- это отражение всего того лучшего, что свойственно человеку только «на утре наших дней». Ленский- это олицетворённая юность. Он показан (2 глава) как русский человек, христианин. Мир жизни деревенской Ленский любит всей душой. Этот мир противостоит Петербургу. Образ мотылька, связанный в народных представлениях с душой человека, говорит о духовности и одновременно о душевности героев, об их чистоте. Поединок Онегина и Ленского- это столкновение прямодушия и двоедушия, эпохи чацких и ленских и онегиных и печориных. В лице Ленского Пушкин скорбит о потерянных друзьях, о романтической, поэтической эпохе в жизни России

 Ленский отличен тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром.

 Итог урока. Заполнение кластера:

Типическое: происхождение, воспитание, образование, поиск цели жизни, эгоцентризм.

Индивидуальные:  любовь, дружба, отношение к жизни, окружение.

Монологический ответ по составленной схеме.

-Какова идея нашего урока?

Предполагаемые ответы учащихся:

Идея такова: научиться быть счастливым в любых жизненных проявлениях. Судьба дала Онегину много шансов состояться как личность полезная, а он этими шансами воспользоваться не сумел, потратив жизнь впустую.

Учитель: Литература-это искусство, поэтому быть на уроке и ничего не взять с собой в жизнь- безнравственно.

-Что же вы возьмете с собой в жизнь с этого урока?

Рефлексия.

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Домашнее задание: 1. Перечитать 3-4 главы, сравните сестер Лариных

                        2.Письмо Татьяны наизусть (девочки).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Викторина «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах-…разница». Какая и в чём? «Собраньем» каких глав называет автор своё творение? Сколько времени работал Пушкин над «Евгением Онегиным» по собственным его подсчётам? Откуда взят эпиграф к первой главе романа и что он значит в оригинале; «И жить торопится…»? А какая игра слов скрыта в фамилии Лариных? Кто помнит, когда родился А.С.Пушкин?

Слайд 3

« Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в нём описан быт, неоднократно изображённый до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического , идейно обосновывающего человека и его судьбу». Гуковский Г. А .

Слайд 4

Словарная работа Типическое, типичное – обнаруживающий общее , типичное в частном, индивидуальном. Типичный - самый настоящий со всеми признаками чего-нибудь. Индивидуальный- своеобразный, неповторимый, оригинальный. 1. Педант - Человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни). 2. Фармазон - Это устаревшее слово, имеющее значение "вольнодумец, нигилист". Пример из "Евгения Онегина": "Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино"., 3 .Гёттингент - это немецкий университетский город, расположенный в южной части Нижней Саксонии. 4. Анахорет - Называя Онегина "анахоретом", то есть отшельником, пустынником, типа монаха, живущего в отдалённом скиту. 5 . Денди - социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения.

Слайд 5

Л.Тимошенко

Слайд 6

Урок литературы «Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского»

Слайд 7

«Они сошлись. Волна и камень...» Л.Тимошенко Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой. Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. (А.С. Пушкин.)

Слайд 8

Социальное положение Воспитание Образование Окружение Испытание дружбой, любовью Самосознание

Слайд 9

«Вот мой Онегин сельский житель…» Н.Кузьмин Е.Самокиш-Судковская Д. Белюкин

Слайд 10

«По имени Владимир Ленский С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт…»

Слайд 11

1.Социальное положение : К какому сословию принадлежат наши герои? 2. Воспитание: Работа с текстом : Онегин глава1 строфы1,2,3 - Отличалось ли воспитание от воспитания молодых людей его круга? Ленский Глава 2 строфа 6

Слайд 12

3. Образование: Онегин глава 1 строфы 4,5,6,7,8 -Свет решил, что Онегин умён. Как вы считаете? - По своему внутреннему развитию Онегин стоит выше или ниже тех, кто его окружает? Адам Смит- экономист. Каждый будет читать труды философа и экономиста? Ленский Глава 2 строфы 6, 11 - Можем ли говорить об исключительности Ленского? - Чем образование современного молодого человека отличается от образования молодёжи Х I Х века?

Слайд 13

4. Окружение. Онегин глава1 строфы 15,16, 25 Ленский глава 6, стр. 4 с. , глава 4 стр.25, - С кем по духу близок Ленский?

Слайд 14

5. Самосознание: Онегин: глава 2 строфы 4,5 с.309; глава 4 стр. 36,37(анахорет) с.352 - Каково отношение к удовольствиям света? Резкий ум и пресыщение к чему приводят Онегина? ( Начинает искать смысл жизни. ) -В чём ищет смысл жизни? Итог этого поиска? Ленский: гл.2 стр.7 - Есть в обществе близкие по духу люди?

Слайд 15

6. Испытание дружбой, любовью. -Как относится к дружбе Онегин? -Чем является дружба для Ленского? -Что Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского? - Как относится к любви Онегин? -Что являлось сущностью и целью жизни Ленского?

Слайд 16

Типическое Образование Воспитание Происхождение Эгоцентризм Поиск цели жизни

Слайд 17

Индивидуальное Окружение Отношение к жизни Дружба Любовь

Слайд 18

Домашнее задание Перечитать 3-4 главы. Письмо Татьяны наизусть (девочки )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"

Методическая разработка  урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...

Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса

Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Презентация к уроку биологии на тему:«Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон». 9 класс

Данная презентация может применяться во время проведения урока биологии в 9 классе по линии Криксунова, Каменского, Пасечника....

Образы Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация по теме "Образы Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...

Заключительный урок по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 10 классе

Презентация к заключительному уроку по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 10 классе...

План-конспект урока Изобразительного искусства на тему: "Сатирические образы человека. Шарж" 6 класс

Урок направлен на формирование метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроке Изобразительного искусства в 6 классе. На уроке используется групповая и парная работа, которая напрвлена на развитие...