Презентация к уроку биологии на тему:«Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон». 9 класс
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

Линийчук Ирина Ивановна

Данная презентация может применяться во время проведения урока биологии в 9 классе по линии Криксунова, Каменского, Пасечника.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

9 класс. Автор: учитель биологии Линийчук И.И. МОБУ «СОШ № 4» гп Пойковский.

Слайд 2

Задачи урока. Сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Слайд 3

Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов. СРАВНЕНИЕ ПОЛОВОГО И БЕСПОЛОГО РАЗМНОЖЕНИЯ Элемент сравнения Бесполое размножение Половое размножение 1. Количество родительских особей 2. Наличие половых клеток 3. Наличие мейоза 4. Сходство потомков с родителями 5. У каких организмов встречается 6. Скорость увеличения числа потомков

Слайд 4

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация. Онтогенез состоит из двух периодов: 1) Эмбриональный – начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма. 2) Постэмбриональный – начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

Слайд 5

Эмбриональный период развития. 1) При слиянии половых клеток образуется зигота . 2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).

Слайд 6

Гаструляция. Происходит формирование чашеобразного двухслойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой. Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы .

Слайд 7

Нейруляция. В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой . Полость первичной кишки Энтодерма Хорда Нервная пластинка Мезодерма Эктодерма

Слайд 8

Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Слайд 9

Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу. ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ, ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ Название листка Производные каждого листка Эктодерма Энтодерма Мезодерма

Слайд 10

Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу. ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ, ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ Название листка Производные каждого листка Эктодерма Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система, передний и задний отделы кишечника Энтодерма Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы Мезодерма Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов

Слайд 11

Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов: 1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание. 2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение. 3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Слайд 12

Факторы, отрицательно влияющие на развитие зародыша.

Слайд 13

Постэмбриональный период Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи ). ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЕПРЯМОЕ (С ПРЕВРАЩЕНИЕМ) ПРЯМОЕ (БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ)

Слайд 15

«Зародышевое сходство у позвоночных животных». На ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Слайд 16

Фриц Мюллер (1822 – 1897) Эрнст Генрих Геккель (1834 – 1919) Биогенетический закон: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

Слайд 17

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936) Академик, крупнейший эволюционный морфолог, В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза. Установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.

Слайд 18

Закрепление изученного материала. 1. Что такое онтогенез? 2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов. 3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде? 4. В чем смысл биогенетического закона?

Слайд 19

Прочитайте текст учебника на стр.133. Назовите зародышевые листки и их расположение и особенности. Эктодерма – наружный зародышевый лист, энтодерма – внутренний зародышевый лист, мезодерма – средний зародышевый лист.

Слайд 20

На доске записаны название органов. Вы должны напротив каждого органа записать название зародышевого листа из которого этот орган развивается. лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет. Энтодерма Энтодерма Эктодерма Эктодерма Мезодерма Энтодерма мезодерма

Слайд 21

Основные термины : бластомеры – это одинаковые мелки клетки, которые образовались во время дробления; бластоцель – это полость внутри бластулы; гаструла – это двухслойный зародыш, который образовался в результате впячивания; гистогенез – это процесс формирования органов из зародышевых листов; нейрула – это процесс формирования нервной трубки; морула – это многоклеточная стадия бластулы.

Слайд 22

Домашнее задание. § 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).

Слайд 23

Источники. Планирование к учебнику А.А. Каменского, ЕА. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с. Пепеляева, О.А., Сунцова, И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 464 с. - (В помощь школьному учителю). Сидоров Е.П. Общая биология для поступающих в вузы. Структурированный конспект. - М.: «Уникум-центр», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"

Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....

Презентация к уроку биологии по теме «Тип Членистоногие. Обобщение» 7 класс

Слайды презентации заставляют учащихся думать, искать ответы на предложенные задания, учат обобщать, делать выводы. В результате коллективного проблемного поиска дети вспоминают и систематизируют приз...

Презентация к уроку обществознания по теме "Индивидуальное и общественное сознание"

В презентации поэтапно расскрываются особенности индивидуального, общественного и массового сознания как духовной составляющей человека. Показаны уровни общественного сознания: психология и идеология,...

презентация к уроку биологии "Биосфера, ее строение и функции" 10 класс

Понятие биосферы, ее структуры и основные функции...

презентация к уроку биологии по теме "Медузы. Тип кишечнополостные" 7 класс

Презентацию можно использовать на уроках биологии в 7 классе при изучении темы "Медузы. Тип кишечнополостные"....

Урок по по теме: "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН"

Урок по Биологии в 9 классе по теме: "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН"...

Презентация к уроку биологии по теме "Сердечно-сосудистые заболевания" (8 класс)

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Кровообращение и лимфообращение"...