Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Актуализация знаний
1) Прочитаем эпиграф к стихотворению «Железная дорога».
- Что такое эпиграф?
- Какова его роль?
- Чем необычен эпиграф к этому стихотворению?
(Согласно определению, эпиграф – это краткое изречение (пословица, цитата), а здесь – живой разговор, который состоит из вопроса мальчика и ответа его отца-генерала).
Ответ генерала таков, что поэт не может не вмешаться в их разговор.
- Что же возмутило автора в разговоре отца?
Ученики читают сноску – разъяснение в учебнике о том, что граф П.А. Клейнмихель был начальником строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.
Учитель. К.И. Чуковский писал об эпиграфе к стихотворению «Железная дорога» следующее: «Считается установленным, будто в этой поэме Некрасов изображает строительство Петербурго – Московской железной дороги, происходившее между 1842 и 1851 годами. А так как начальником строительства был в то время один из приблеженных царя Николая, известный своими жестокостями граф Клейнмихель, в литературе давно утвердилась уверенность, будто поэт здесь обличает то бесчеловечное обращение с крестьянами, которым запятнал себя этот царский сатрап. Сам Некрасов указал его имя в эпиграфе».
2) Сообщение ученика
4. Работа по теме урока
1) Слово учителя
Стихотворение появилось в 1865 голу. К.И. Чуковский отмечает, что Некрасов, вспоминая шестидесятые годы, подчеркивал, что то было время надежд, которым не суждено было сбыться …
В такое-то страшное время Некрасов и написал свою «Железную дорогу». Он обращался в ней к тому поколению, которое только что пережило крах своих недавних надежд, развеянных «вихрем злобы и бешенства». Он писал ее во время горького идейного сиротства, только что утратив своих ближайших товарищей, Чернышевского и Добролюбова, с которыми сроднился на общей работе, писал под улюлюканье победивших врагов, и все же в этой поэме не слышно на горького стона, ни жалобы, и вся она наперекор ликованию реакции, проникнута непоколебимой уверенностью в окончательной победе народа. Не столько к своему случайному спутнику Ване, сколько ко всему молодому поколению шестидесятых годов, пережившему полицейский террор, он обратился к «Железной дороге» с бодрящим утешением и призывом:
Да не робей за отчизну любезную …
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что Господь на пошлет!
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
2) Беседа по вопросам
- Как показывает правду лирический герой? (Правда показана через фантастический, сказочный образ царя-голода. Трудом простых людей движет голод. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Некрасов показывает цену, какой построена дорога: «А по бокам-то все косточки русские…/ Сколько их! Ванечка, знаешь ты?» Правда, показанная «при лунном сиянии», обретает фантастические обличья, впечатлительному мальчику и лирическому герою представляются страшные картины, видения: «Тень набежала на стекла морозные…/ Что там? Толпа мёртвецов!» Призраки окружают героев, «диким пением» пугают мальчика. То, что он слышит из их уст — реальные, страшные картины изнурительного труда простых людей, которым теперь «в земле истлевать суждено». Звучит риторический вопрос: «Все ли нас, бедных, добром поминаете / Или забыли давно?» Забыли, конечно. Строителем дороги объявлен «граф Клейнмихель», а о настоящих строителях, «мирных детях труда», никто и не вспоминает).
- Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? (Образ белоруса, тяжелейшим трудом добывающего свой хлеб:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах…)
- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи?
(Черты баллады. Напомним, баллада стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему. Реальное в балладе сочетается с фантастическим. Тема строительства железной дороги, унесшая тысячи жизней, достойна, с точки зрения Некрасова, иметь историческое значение. В описаниях призраков выступают и реальные, и фантастические четы.)
— К чему призывает своего попутчика лирический герой Некрасова?
(Герой призывает увидеть очевидное, не закрывать глаза на народные бедствия, призывает признать в мужиках таких же людей: «Это все братья твои — мужики!» Призывает «мужика уважать». Здесь тема народных бедствий, страданий соединяется с темой гордости за сотворенное руками народа, его потом и кровью, темой преклонения перед небывалым терпением и стойкостью народа:
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную—
Вынесет все, что Господь ни пошлет!)
— Как показывает автор будущее?
(Будущее — продолжение прошлого. Бесконечное терпение, выносливость на историческом пути должны принести освобождение: «Вынесет все и широкую, ясную / Грудью дорогу проложит себе». Лирический герой не заблуждается насчет скорого преображения страны: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную / Уж не придется — ни мне, ни тебе»).
— Каков идеал лирического героя?
(Идеал — труд, «работа народная», «привычка к труду благородная» лирический герой прямо призывает перенять эту благородную привычку тех, кто пользуется плодами народного труда.)
Читаем наизусть последние три строфы II части.
— Как воспринимает «правду» рассказчика Ваня?
(Ваня - внимательный и впечатлительный мальчик, он как будто видел картины, которые рисовал ему попутчик, богатое воображение довёршало страшные впечатления.)
— Какую роль играет в композиций стихотворения III часть?
( Третья часть полемически противопоставлена второй. Генерал спорит с лирическим героем.)
- Как реагирует генерал на рассказ Вани об «удивительном сне»? Почему?
(Генерал «захохотал». Для него всё, что говорит лирический герой — чепуха. Он спорит с героем о роли народа в истории. С точки зрения генерала, народ — это «варвары», «дикое скопище пьяниц», которые «не создавать — разрушать мастера». Генерал возмущен той страшной картиной, которую герой нарисовал мальчику, призывает показать светлую сторону жизни)
- Как построена IV часть стихотворения?
(IV часть продолжает словно оборванную на полуслове III часть: «Рад показать» — ответ лирического героя генералу. Эта часть построена с помощью приема иронии: «Светлая сторона» — описание окончания тяжелых работ. Оказалось, что рабочие еще остались должны подрядчику. Обманутым рабочим «купчина» выставляет бочку вина, раздаются крики «ура», народ впрягается вместо лошадей и мчит «купчину» по дороге. Издевательски звучат слова подрядчика: «И – недоимку дарю!..» Недаром автор выделил эти слова особым шрифтом, курсивом.)
- Каково авторское отношению к изображаемому?
(«Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?..» Таким риторическим ироническим вопросом и многоточием заканчивается стихотворение. Последнее слово остается за лирическим героем. На этот вопрос ответить нечего. Остается безрадостное, тягостное впечатление — от страшных картин нечеловеческого труда от невероятного долготерпения народа, его покорности. Эти впечатления передает читателю автор.)
Вернемся к словам первой части: «Нет безобразья в природе!»
— Как эти слова звучат в контексте всего стихотворения?
(Прекрасная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми. Антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».)
— Какие интонации вы услышали в стихотворении?
(Повествовательная, описательная, разговорная)
3) Словарная работа
подневольный труд - услуги, предоставляемые работником в условиях зависимости, возникающей по экономическим причинам.
фантастическая картина –необычная, нереальная.
аргумент – утверждение, приводимое в подтверждение (доказательство) другого утверждения.
позиция спорящих –точка зрения.
полемика – спор.
композиция – расположение частей литературного произведения.
5.Подведение итогов урока
Итак, стихотворение «Железная дорога» прочитано. В чем состоит своеобразие его композиции?
а) необычный эпиграф стал предметом спора.
б) Композиция состоит из множества частей.
в) Осенний пейзаж, разговор автора с Ваней, который вбирает в себя и описание несущихся вслед за поездом «толпы мертвецов», и песня этой толпы, и портрет «высокорослого больного белоруса», затем речь генерала и авторская полемика с нею.
г) Многообразие интонаций: то повествовательная, то описательная, то разговорная, - связана единством ритма.
6. Д/з подготовиться к к/р по произведениям поэтов 19 века
Если внимательно вникнуть в содержание поэмы и, главное, если принять во внимание историческую обстановку, в которой поэма писалась, невозможно не прийти к убеждению, что традиционное толкование ее реального смысла является слишком узким.
Раньше всего отметим, что в 1865 году, когда поэма появилась в печати, разоблачение жестоких порядков, господствовавших в сороковые годы, во времена Клейнмихеля, давно уже утратило свою актуальность. Этот скомпрометированный отставной генерал, осколок минувшего царствования, уже не мог быть достойной мишенью для каких бы то ни было сатирических стрел: новый царь Александр II, едва только взойдя на престол, тем и начал свое «либеральное» поприще, что отрешил Клейнмихеля от всех должностей и отнял у него официальное право именоваться строителем этой дороги, ибо еще в 1855 году (то есть за 10 лет до напечатания поэмы Некрасова) новым царем был издан специальный указ – переименовать «Санкт – Петербуржско – Московскую железную дорогу» (так она называлась дотоле) в Николаевскую, - и, таким образом, ее строителем был объявлен только что скончавшийся царь Николай I.
За десять лет, прошедших со времени опубликования указа, привыкло называть эту дорогу Николаевской, так что когда в 1865 году в «Современнике» была напечатана поэма Некрасова и все прочитали в эпиграфе к ней, будто, по словам генерала, эту дорогу строил граф была напечатана поэма Некрасова и все прочитали в эпиграфе к ней, будто, по словам генерала, эту дорогу строил граф Петр Андреевич Клейнмихель, современники не могли не понять, что Клейнмихель есть только заслон для цензуры и что на самом деле здесь должно быть названо другое лицо.
Косвенным подтверждением этого служит одно место в докладе цензора Ф.П. Еленева, который тогда же заявил в Комитет по поводу эпиграфа к «Железной дороги».
«Хотя прямой смысл этого эпиграфа в связи с стихотворением не заключает в себе оскорбление для бывшего управляющего путями сообщения (то есть для Клейнмихель – К.Ч.), но некоторые могут видеть здесь другой, скрытый смысл», то есть догадаются, что, как это часто бывало, Некрасов применил здесь так называемый «эзопов язык», при помощи которого и довел до читателя свою потаенную мысль.
Как м всякий революционный боец, Некрасов бил по живому врагу, по фактам современной ему действительности. Во имя чего стал бы он выступать в шестидесятых годах против давно умершего деспота? Ведь на престоле уже сидел сын Николая – Александр II, громко прославлявшийся в либеральных кругах как величайший гуманист своей эпохи, якобы «освободивший» от тысячелетнего ига многомиллионное крепостное крестьянство. Ведь и при нем строительство железных дорог было сопряжено с угнетением крестьян.
Таким образом, поэма, как мы видим теперь, направлена в значительной мере против либеральной эпохи Александра II. В ней обличаются не только старые, аракчеевские, но и новейшие, буржуазные, методы порабощения крестьян, - те, которые были свойственны новой эпохе. Всеми своими образами она показала читателям, на какую кабалу обрекает крестьянскую массу мирный реформизм, и тем самым утвердила их в мысли, что единственное спасение народа – революция.
Как и все революционные демократы, Некрасов считал либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа и в ряде стихотворений разоблачал их антинародную сущность. «Железная работа» - один из боевых эпизодов его многолетней борьбы с либералами, которые как раз в это время смертельно испугались угрожавших им революционных восстаний и шарахались в лагерь реакции».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,Помочь уч...
Тест по стихотворению Н.А.Некрасова "Железная дорога"
Тест направлен на выявление имеющихся знаний у обучающихся...
Урок литературы на тему «Вот они – нашей дороги строители!..». (По стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».)
Данный урок построен по структуре ФГОС....
Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"
Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...
«Вот они – нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»»
урок в 6 классе...
Конспект урока «Вот они – нашей дороги строители!» (по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорогая")
Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).Класс: 6Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания прои...