КТП по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
КТП по литературе 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9klass_litra_105_chasov_za_god_2015-2016.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков литературы в 9-ом классе к учебнику Г.И. Беленького «Литература»
3 часа в неделю (105 часов в год)
№ урока | Тема урока | Цель | Кол-во часов | Дата проведения |
I четверть (24 часа) | ||||
1 | Введение. Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека (аналитическая беседа, лекция) | Формировать приёмы работы с историко- и теоретико-литературными материалами | 1 | 2.09 |
Литература Древней Руси (6 часов) | ||||
«Слово о полку Игореве» (5 часов + 1ч р/р) | ||||
2 | Культура Киевской Руси. Историческая основа «Слова…» (лекция, работа с учебником, выразительное чтение «Слова…» учителем) | Учить отличать древнерусский текст, анализировать его особенности (стиль, жанр). Повторить жанры (летопись, поучение, житие и т.д.) | 1 | 5.09 |
3 | Композиция «Слова…» (аналитическое чтение, беседа по вопросам) | Учить определять идейно-эмоциональный смысл эпизода. Повторить элементы композиции произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, эпилог). Авторское отступление и его роль. | 1 | 9.09 |
4 | Система образов «Слова…» (аналитическое чтение, анализ эпизода) | Учить определять героя произведения, своеобразие его личности, место среди других персонажей. | 1 | |
5 | Родина- основной художественный образ «Слова…» (аналитическое чтение, работа с учебником) | Находить образы-символы в тексте, определять их роль. Повторить - художественный образ. | 1 | |
6 | Лиризм «Слова…». Образ автора. Проблемы установления настоящего авторства | Учить вычленять художественные картины в тексте, определять единство лирики и эпоса, их различия. | 1 | |
7- | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | Учить понимать смысл темы, выделять ключевые слова, определять проблему. | 2 | |
Литература XVIII века (10 часов) | ||||
Творчество М.В. Ломоносова (3 часа) | ||||
8 | Личность и деятельность М.В. Ломоносова. «Ода на день восшествия…» | Учить читать поэтический текст; знать реформаторскую деятельность в литературе: теория трех стилей, силлобо-тоническое стихосложение. | 1 | |
9-10 | «Изобрази Россию мне…» | Учить находить признаки похвальной оды, выделять микротемы, обобщать материал, составлять план произведения | 2 | |
Творчество Д.И.Фонвизина (2 часа) | ||||
11-12 | Д.И.Фонвизин – «Сатиры смелый властелин» | Учить находить признаки сатиры; черты классицизма. | 2 | |
Творчество Радищева (2 часа) | ||||
13 | «Радищев – рабства враг…» Судьба писателя как воплощение «пламенного честолюбия» | Дать особенности жанра путешествия, учить аргументировано объяснять, в чем состоит гражданский подвиг писателя. | 1 | |
14 | Тема народа и его правителей в «Путешествии из Петербурга в Москву» | Учить выбирать главное в прочитанном, умению обосновать свое читательское мнение. | 1 | |
Творчество Г.Р.Державина(1 час) | ||||
15 | Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям» | Анализировать стихотворения | 1 | |
Творчество Н.М.Карамзина (2 часа) | ||||
16-17- | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» | Учить находить черты сентиментализма в произведении. | 2 | |
Литература XIX века (57 часов) | ||||
18 | «Золотой век» русской литературы | Повторить особенности романтизма, классицизма и сентиментализма. | 1 | |
Творчество В.А.Жуковского (1 час) | ||||
19 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. | . Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | |
Творчество А.С. Грибоедова (6+1р/р) | ||||
20 | Личность А.С. Грибоедова и его время «Загадка» создания комедии «Горе от ума». Основной конфликт. Особенности жанра | Учить находить отражение личности и судьбы писателя в его произведении. Учить давать характеристику героям, вести наблюдение за развитие конфликта. | 1 | |
21 | «Вот о себе задумал он высоко». Чацкий и Софья в комедии. Чацкий и Фамусов | Учить определять завязку конфликта, характеризовать героев. | 1 | |
22 | «Горе от любви?» Ум и сумасшествие в понимании Чацкого, Софьи Молчалина | Уметь переосмыслить поведение героев и дать им свою читательскую оценку. | 1 | |
23 | III действие – кульминация общественного и любовного сюжетов | Различать смысл названий «Горе от ума» и «горе уму», определять взаимоотношения персонажей; место конфликтной сцены в развитии конфликта и в раскрытии идейного содержания произведения. | 1 | |
24 | Развязка любовного конфликта. Столкновение героя с обществом | Учить определять общий смысл комедии, ее историко-культурное значение и современное звучание. | 1 | |
25 | Автор и герой комедии «Горе от ума». И.С. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» | Учить характеризовать героев, их позиции и общественные взгляды; различать характерные черты комедии. | 1 | |
26 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению | Учить понимать смысл темы, выделять ключевые слова, определять проблему | 1 | |
27 | Внеклассное чтение. А. Алексин «Безумная Евдокия» | Знать содержание повести, уметь характеризовать героев, анализировать эпизоды, делать выводы | 1 | |
За 1 четверть: 27 часов Р/Р:2 Вн.ч.:1 | ||||
II четверть (21 час) | ||||
Творчество А.С.Пушкина (11+2р/р) | ||||
28 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Дружба и друзья в лирике Пушкина. | Знать и уметь анализировать лирические произведения Пушкина, изученные ранее. | 1 | |
29 | Свободолюбивая лирика. Стихотворение «Анчар» и др. | Учить составлять монологические высказывания. | 1 | |
30 | Любовная лирика Пушкина | Учить составлять монологические высказывания с опорой на лирические произведения. | 1 | |
31 | Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина | Учить составлять монологические высказывания. | 1 | |
32 | Р/р Обобщение «Любимое стихотворение Пушкина» | Учить составлять монологические высказывания. | 1 | |
33 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | Дать понятие о замысле и истории создания романа. Онегинская строфа. | 1 | |
34 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | Учить характеризовать героев, их позиции и общественные взгляды. | 1 | |
35 | Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга | Уметь переосмыслить поведение героев и дать им свою читательскую оценку. | 1 | |
36 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Характеризовать, сопоставлять главных героев произведения. | 1 | |
37 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | Учить давать оценку событиям и характерам, высказывать читательское мнение. | 1 | |
38 | Р/Р Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин» | Учить выделять суть высказывания критиков и литературоведов, делать выводы. | 1 | |
39 | А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. | Характеризовать, сопоставлять главных героев произведения. | 1 | |
40 | Внеклассное чтение. «Венок поэту» (поэты XX века о Пушкине) | Учить самостоятельно находить нужный материал. Анализировать стихотворения. | 1 | |
Творчество М.Ю. Лермонтова (11 часов) | ||||
41 | Личность М.Ю. Лермонтова. Рождение поэта-трибуна | Учить конспектировать, делать сравнительный анализ, сопоставляя два поэтических мира (Пушкин и Лермонтов). | 1 | |
42 | Тема поэта и поэзии «Смерть поэта», «Поэт» | Учить составлять монологические высказывания. | 1 | |
43 | Поэзия любви – «гимн чистоте, нежности, душевной красоте» | Учить составлять монологические высказывания с элементами анализа поэтического текста. | 1 | |
44 | «Как часто пестрою толпою окружен» (Поэтическая исповедь) «И скучно, и грустно…» | Учить составлять монологические высказывания с элементами анализа лирического текста. | 1 | |
45 | Отчизна в лирике М. Ю. Лермонтова | Учить анализировать поэтическое произведение. | 1 | |
46 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Лермонтова в романе. | Учить самостоятельно анализировать художественное произведение. | 1 | |
47 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения»Загадки образа Печорина в главах «Белла» и «Максим Максимыч». | Учить самостоятельно анализировать художественное произведение. | 1 | |
48 | Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | Анализировать, сопоставлять | 1 | |
За 2 четверть 21 Р/Р: 2 Вн/ч.:1 | ||||
III четверть ( 30часов ) | ||||
49 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | Учить составлять монологические высказывания. | 1 | |
50 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | Учить составлять монологические высказывания. | 1 | |
51 | ВН/Ч Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению. | Учить составлять монологические высказывания. | 1 | |
Творчество Н.В. Гоголя (10 часов) | ||||
52 | Н.В.Гоголь Слово о писателе. Жизненные источники повести «Шинель». Отношение автора к своему герою. | Учить создавать портрет писателя, опираясь на эпоху; монологическое высказывание. | 1 | |
53 | Изменения в характере Башмачкина. «Значительное лицо» Фантастическое окончание. | Учить выполнять сопоставительный анализ страниц повести. | 1 | |
54 | «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | Учить выделять признаки романтизма и реализма как литературных направлений; анализировать, сопоставлять. | 1 | |
55 | Поэма «Мертвые души» Образ Манилова. | Учить составлять план главы как способ уяснения приемов обрисовки героев. | 1 | |
56 | Коробочка и Ноздрев | Учить обобщать наблюдения, сопоставлять героев. | 1 | |
57 | Собакевич и Плюшкин | Учить обобщать наблюдения, сопоставлять героев. | 1 | |
58 | Галерея образов помещиков в поэме. | Учить составлять монологические высказывания. | 1 | |
59 | Город в поэме «Мертвые души» | Учить составлять монологические высказывания. Учить обобщать наблюдения, сопоставлять | 1 | |
60 | Образ Чичикова | Учить давать оценку событиям и характерам, высказывать читательское мнение | 1 | |
61 | Души живые и мертвые. | Учить составлять монологические высказывания. Учить обобщать наблюдения, сопоставлять | 1 | |
Творчество А.Н. Островского (3 часа) | ||||
62 | А.Н.Островский. Комедия «Свои люди – сочтемся!» Способ выражения авторского начала; отражение эпохи | Учить сопоставлять тезисы, конспектировать. | 1 | |
63 | Аналитическое чтение комедии «Свои люди – сочтемся!» | Учить находить конфликт и видеть расстановку действующих лиц в комедии, делать выводы. | 1 | |
64 | Конфликт и идейный смысл пьесы «Свои люди – сочтемся!» | Учить давать оценку событиям и характерам, высказывать читательское мнение. | 1 | |
Творчество Н.А.Некрасова (3часа) | ||||
65 | Городские (урбанистические) мотивы лирики Н.Некрасова | Учить отбирать и систематизировать материал; определять тему стихотворения. | 1 | |
66 | Истинная и страстная любовь к народу | Учить создавать монологическое высказывание. Анализировать стихотворения. | 1 | |
67 | Любовная лирика | Учить выразительному аналитическому чтению. | 1 | |
Творчество Ф.М.Достоевского (2 часа) | ||||
68 | Ф.М Достоевский. Тема мечтателя в творчестве Достоевского. Роман «Белые ночи» | Дать понятие об отличительных признаках эпистолярного жанра. | 1 | |
69 | Роман « Белые ночи». Работа над текстом романа. | Учить сопоставлять и сравнивать героев. | 1 | |
Творчество Л.Н.Толстого (4+1р/р) | ||||
70 | Замысел и история создания три логии «Детство», «отрочество», «Юность» | Дать понятие о замысле и истории создания трилогии. Учить конспектировать, отбирать материал из текста. | 1 | |
71 | «Юность» Подлинные и мнимые ценности жизни. | Учить выделять нравственные проблемы повести. | 1 | |
72-73 | Приемы психологического самоанализа героя. Понятие «диалектика души» | Учить выделять нравственные проблемы повести | 2 | |
74 | Р/р Обучение написанию очерка | Дать определение очерка и приемы его написания. | 1 | |
Литература XX века (29 часов) | ||||
75 | Литература великих и трагических лет | Дать понятие о литературе великих и трагических лет. | 1 | |
Творчество А.А.Блока (4 часа) | ||||
76 | Переломная эпоха начала XX века. Судьба поэта в контексте истории | Учить учащихся объяснять детали судьбы поэта в судьбе народа, страны. | 1 | |
77 | «Это все о России» | Тема Родины в лирике поэта. | 1 | |
78 | Поэт и жизнь. Трагедия поэта в «страшном мире» | Учить выразительному чтению стихотворения. | 1 | |
За 3 четверть: 30часов Р/Р:1 Вн.ч.: 1 | ||||
IV четверть(27 часов) | ||||
79 | «Стихи о прекрасной даме» | Учить определять своеобразие композиции стихотворения. | 1 | |
Творчество В.В.Маяковского (4 часа) | ||||
80 | Две грани творчества В.Маяковского (лирика, сатира). Личность поэта. | Дать понятие о творчестве В.Маяковского. точной и неточной рифме, высокой лексике и неологизмах. | 1 | |
81-82 | «Необычное приключение» | Учить определять характер, цель, значение произведения. | 2 | |
83 | Маяковский-сатирик | Дать понятие о Маяковском – сатирике, приемах сатиры в стихотворениях. | 1 | |
Творчество С.А. Есенина (5+1р/р) | ||||
84 | Личность поэта. Общая характеристика его творчества | Дать понятие об основных событиях жизни поэта, уметь объяснять их влияние на творчество поэта. | 1 | |
85 | Особенности поэтики С.Есенина. Стихотворения «С добрым утром», «Пороша» и др. | Учить определять основную мысль и тему стихотворений. | 1 | |
86 | Философская лирика С. Есенина. Стихотворения «Отговорила роща золотая», «Листья падают» | Учить анализировать стихотворение, выразительно читать, находить»лирическую чувствительность и образность…» | 1 | |
87 | Образ Родины в лирике С. Есенина. Стихотворения «Край любимый…», «Я покинул родимый дом» и др. | Учить выполнять сопостовительный анализ стихотворений. | 1 | |
88 | «Братья меньшие» в лирике Есенина. Стихотворение «Собаке Качалова» | Учить обоснованно выбирать стихотворения для анализа и выразительного чтения. | 1 | |
89 | Р/р Сочинение-размышление «Творчество какого поэта мне ближе и почему» (Блок, Маяковский, Есенин) | Отработка приемов жанра размышления. | 1 | |
Творчество М.А.Булгакова (4+1р/р) | ||||
90 | Слово о Булгакове и судьбе повести «Собачье сердце». Шарик и его неожиданный покровитель (гл.1-3) | Учить систематизировать материал, составлять тезисы. | 1 | |
91 | Превращение Шарика в Полиграфа Полиграфовича. Кто создал Шарикова? (гл. 4-5) | Учить анализировать текст. | 1 | |
92 | Шариков и Швондер. Шариков и Шариковщина (гл.5-9) | Учить учащихся отвечать на сложные философские вопросы, поставленные в произведении. | 1 | |
93 | Конец эксперимента (гл. 8-9) | Учить выражать свое читательское мнение по поводу прочитанного. | 1 | |
94 | Р/р Сочинение «Смысл названия повести М.Булгакова «Собачье сердце» | Учить логично выстраивать размышление на предложенную тему. | 1 | |
Творчество М.А.Шолохова (3 часа) | ||||
95 | Рассказ «Судьба человека». Особенности композиции | Развивать навыки анализа прозаического текста. | 1 | |
96 | Андрей Соколов в мирное время и на войне. «Лицо» человека | Учить умению анализировать эпизод прозаического текста. | 1 | |
97 | Смысл названия рассказа «Судьба человека» | Учить умению переосмысливать события, определять место героя в них; обобщать изученное. | 1 | |
Творчество А.И.Солженицына (4 часа) | ||||
98 | Судьба писателя в судьбе страны | Учить осмыслению острых и нелегких вопросов прошлого и настоящего времени. | 1 | |
99-100 | «Матренин двор» | Учить умению анализировать произведение в целом и отдельно взятый эпизод. | 2 | |
101 | Судьба Матрены | Учить переосмысливать и обобщать прочитанное. | 1 | |
102-103 | Внеклассное чтение. В. Распутн «Последний срок», Ф.Абрамов «Деревянные кони», В.Белов «Такая война» | Учить самостоятельно сопоставлять прочитанное, выделять главное, находить сходство и различие в тематике и проблематике. | 2 | |
Обобщающее повторение (1 час) | ||||
104 | Литературные направления и теоретические понятия, освоенные в течение года. Тест | Контроль знаний. | 1 | |
105 | Резерв | |||
За 4 четверть: 27часов Р/Р:2 Вн.ч.: 2 | За год:105часов Р/Р:7 Вн.ч.:5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...