Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)
материал на тему
Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:
- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);
- изменений внесенных в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));
- Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_nachalnaya_shkola_2011-2012.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к учебному плану
МОУ Алферьевской основной общеобразовательной школы
на 2011-2012 учебный год.
Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработан на основе:
- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);
- изменений внесенных в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));
- Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).
Структура Учебного плана начальных классов отражает требования Базисного плана МО и науки РФ: в учебном плане данной параллели выделяются два основных компонента:
- Федеральный компонент – 2 класс: 19 часов в неделю;
3 -4 классы: 20 часов в неделю
- Региональный компонент- 2 класс: 4 часа в неделю;
3-4 классы: 3 часа в неделю.
Федеральный компонент определяет количество часов на реализацию учебных программ, предусмотренных Министерством образования и науки РФ, социализацию личности в свете модернизации образования, укрепление здоровья учащихся.
Федеральный компонент представлен предметами:
- Русский язык
Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
1) освоение учащимися первоначальных знаний о звуко - буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
2) знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
Русский язык изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
2.Литературное чтение
Литературное чтение предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Литература изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
3. Английский язык
Изучение иностранных языков направлено на реализацию раннего знакомства с иностранным языком, развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а также - на развитие национального самопознания, самореализации и социальной адаптации.
Иностранный язык в 2 -4 классах изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 2 часа в неделю.
4. Математика.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Математика изучается в 2-4 классах за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 4 часа в неделю.
5. Природоведение
Учебный курс «Окружающий мир: Мир вокруг нас» преподается в 2—4 классах четырехлетней начальной школы.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Окружающий мир изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 2 часа в неделю
6. Музыка.
Музыкальное обучение формирует у школьников целостное представление об искусстве, позволяет сформировать эстетическое представление о наиболее известных и популярных произведениях великих композиторов, научить передавать свои впечатления от восприятия музыкальных произведений.
Учебный курс «Музыка» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 1 час.
7.Изобразительное искусство.
Целью обучения ИЗО является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры. У учащихся за период обучения ИЗО в основной школе формируются:
• нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в окружающем мире;
• художественно-творческая активность;
За период обучения ИЗО учащиеся овладевают образным языком искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Учебный курс «ИЗО» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 1 час.
Во втором и третьем классах изучается предмет «Изобразительное искусство и художественный труд».
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека. В процессе обучения технологии у учеников начальной школы формируются политехнические знания и экологическая культура, обеспечиваются:
самопознание, предприимчивость, коллективизм, ответственность, культура поведения в трудовой деятельности
Учебный курс «Изобразительное искусство и художественный труд» во 2-3 классах изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 2 часа.
8.Физическая культура.
Курс «Физическая культура» направлен на развитие физического здоровья учащихся и включает занятия как общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки. Физическое обучение призвано решать задачи физического развития, направленных на формирование умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и формировать черты характера, такие как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Способы двигательной активности, приобретенной школьниками в процессе обучения физической культурой, позволяют использовать в практической жизнедеятельности.
Реализация предмета «Физическая культура» осуществляется за счет часов федерального компонента -3 часа.
9. Технология
В процессе обучения технологии у учеников начальной школы формируются политехнические знания и экологическая культура, обеспечиваются:
самопознание,
предприимчивость;
коллективизм;
ответственность;
культура поведения в трудовой деятельности;
Реализация предмета « Технология» в 4 классе (по 2 часа) осуществляется за счет часов федерального компонента.
- «Информатика и ИКТ»
Курс нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления школьников. Реализация предмета «Информатика и ИКТ» в 3 классе (1 час) осуществляется за счет часов федерального компонента.
Вариативная часть распределена следующим образом:
Русский язык – 2-4 классы (по 2 часа); литературное чтение – 2 класс (2 часа), 3-4 классы (по 1 часу), из расчета, что часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитаются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.»
В учебном плане учащихся 2 - 4 классов сохраняется допустимая нагрузка школьников при 5-ти дневной неделе обучения согласно нормам СанПиНа и рекомендациям МО и науки РФ: 23 часа
Анализ учебного плана учащихся 2 - 4-х классов дает возможность констатировать:
- соответствие федерального компонента с БУП;
- соблюдение принципа предметной преемственности;
- соблюдение преемственности в организации и комплектации классных коллективов.
Учебный план
МОУ Алферьевской основная общеобразовательная школа.
на 2011 -2012 учебный год
2 - 4 классы
Название учебных предметов | 2 КЛАСС | 3 КЛАСС | 4 КЛАСС | всего |
Русский язык | 3+2р | 3+2р | 3+2р | 15 |
Литературное чтение | 2+2р | 2+1р | 2+1р | 10 |
Английский язык | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика | 4 | 4 | 4 | 12 |
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 6 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 3 |
Изобразительное искусство | 1 | 2 | ||
Изобразительное искусство и художественный труд | 2 | 2 | 1 | |
Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 9 |
Технология | 2 | 4 | ||
Информатика и ИКТ | 1 | 1 | ||
Обязательная нагрузка | 19 | 20 | 20 | 59 |
Обязательные занятия по выбору | 4 | 3 | 3 | 10 |
Итого | 23 | 23 | 23 | 69 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к учебному плану (1 класс)
Учебный план начальной школы (1 класс) разработанна основе:-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной прог...
Пояснительная записка к учебному плану (основная школа)
Учебный план 5-9 классов разработан на основе: - Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы ...
Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса
Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса, УМК М.З. Биболетова...
Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса
Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса, УМК "English -9" , В.Н. Кузовлев...
пояснительная записка к календарному плану к учебнику 5 класса к УМК Афанасьевой О.В
Пояснительная записка, график реализации учебного материала,календарно-тематическое планирование, критерии оценивания знаний учащихся 5 класса по английскому языку к УМК Афанасьвой О.В для общеобразов...
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план допобразования...
Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год
В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня; художественной, технической, социально-педагогическо...