РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Дидактический театр»
рабочая программа по литературе на тему

Салагаева Марина Владимировна

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_didak_teatr.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА – НА – ДОНУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Эврика – Развитие»

имени  М.В.НАГИБИНА

(МАОУ СОШ «Эврика – Развитие»  имени М.В.НАГИБИНА

УТВЕРЖДАЮ

директор

МАОУ СОШ «Эврика – Развитие» имени М.В.НАГИБИНА

_________________Озерова Т.В.

 «_____»_____________2014 г.

                 РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  КРУЖКА

«Дидактический театр»

на 2014-2015 учебный год

                                                                    Руководитель:

                                                                     Салагаева М.В.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……2

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Цель программы…………………………………………………………..………5

Методические рекомендации к организации занятий по программе «Дидактический театр»                                       ………………………………..6

Учебный план на два года………………………………………………………..8

Список литературы………………………………………………………………16

Введение

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе кружка  «Дидактический театр» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Кружок «Дидактический театр» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Пояснительная записка

Программа кружка «Дидактический театр» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста:  средних и  старших классов.

Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Театральный кружок «Дидактический театр» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Занятия в кружке «Дидактический театр» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программы

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
  • Формирование общей культуры;
  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

В результате освоения программы театрального кружка «Дидактический театр» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка «Дидактический театр»

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимных оценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Учебный план на 2014-2015 уч. года

Разделы программы

Количество часов

1 год

1

Введение

1

2

Культура и техника речи

4

3

Ритмопластика

5

4

Театральная игра

17

5

Этика и этикет

3

 

Всего часов

34

Учебно-тематический план на 2014-2015  уч. год

Тема занятий

Количество часов

Сроки

Учебно-тематический план на 2014-2015 учебный  год
I полугодие

1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская».

1

 

Культура и техника речи

2

Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

1

 

3

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

 

Ритмопластика

4

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Отработка сценического этюда «Обращение»

1

 

Театральная игра

5

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

1

 

6

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

1

 

7

Знакомство со сценарием сказки   «Двенадцать месяцев»

1

 

8

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

 

9

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

1

 

10

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

 

11

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

 

12

Отработка ролей в 8,9,10 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

 

13

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

1

 

14

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

1

 

15

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

1

 

16

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

1

 

II полугодие

Этика и этикет

17

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

1

 

18

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». Привычки дурного тона (Этикет).

1

 

Культура т техника речи

19

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

1

 

Ритмопластика

20

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

1

 

21

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

1

 

22

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

1

 

23

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

1

 

Театральная игра

24

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

1

 

25

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

1

 

26

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

1

 

27

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

1

 

28

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

1

 

29

Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).

1

 

30

Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский).

1

 

31

  • . Сценические этюды на воображение.
  • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.

Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

1

 

32

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.  Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций

1

 

Этика и этикет

33

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

1

 

34

Анализ работы за год.

1

 

                             Список  литературы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Я люблю театр"

программа для увлеченных людей...

Рабочая проограмма кружка "Кукольный театр"

Рабочая програма кукольного театра "Рукавичка"...

Рабочая программа кружка Театр моды "Жемчужина"

Программа кружка «Театр моды «Жемчужина» имеет художественно-эстетическую направленность. Весь процесс обучения носит творческий, исследовательский, информативный и воспитательный  характер....

Рабочая программа кружка "Театр, где играют дети"

Рабочая программа кружка "Театр, где играют дети"...

рабочая программа кружка "Мир театра"

календарно-тематическое планирование и рабочая программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования мини-театр «Актовый зал»

Рабочая программа полностью соответствует Федеральном государственному образовательному стандарту ООО и Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ЯСШ №2....

Рабочая программа кружка "Хуухэлдэйн театр"

Мы знаем,что театр снова вернулся в школу. Изучение бурятскому языку -процесс сложный. В игре детям легче и интереснее усваивать язык....