Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Аллаёрова Парвина Мирзоаброровна

Технологическая карта урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_-_otkrytyy_urok.docx74.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Класс: 6

Предмет: литература

Тип урока: комбинированный

Ф.И.О. педагога:  Аллаерова Парвина Мирзоаброровна

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Про 

свещение, 2012 г.

Основное содержание темы урока  Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев.

Технология: технология развития критического мышления          

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая

Название раздела, темы: Русская литература XX века.   В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

 

Цель урока:  проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».  

                          Планируемые результаты:

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

Предметные: понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы; понимание авторской позиции и своё отношение к ней, характеризовать героев, сопоставлять их.

Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей  познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми  результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, смысловое чтение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структуировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Формируемые УУД:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения, совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению; раздаточный материал

Виды контроля и измерители    Текущий, самооценивание, взаимопроверка

 

Организационная структура урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 УУД

Организационный этап-

 Приветствие, включение в деятельность-1 мин

1

Приветствует учеников. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева и попытаемся открыть тайну рассказа «Конь с розовой гривой»

-Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

-Почему же своему рассказу Астафьев даёт такое поэтическое название «Конь с розовой гривой».

Попытайтесь составить ассоциограмму ключевого слова в названии ( «конь»)

-Чем был конь для героя?

Выразительное чтение отрывка «Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей…

Находят в тексте и   зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами»,  «конь-огонь»,

составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике

2.

Этап мотивации к учебной деятельности 

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Вызов

Предлагает просмотреть анимационную притчу «Два волка».

Предлагает ответить на проблемные вопросы.

-Знаете ли вы, что такое нравственность?

-Что такое нравственные ценности?

- Из ряда понятий выберите те, которые можно отнести к нравственным ценностям.

Подводит учащихся к определению темы и цели урока. Какие проблемы поднимает автор в рассказе.

Вспомнив подобные ситуации  в своей жизни, поставить себя на место главного героя.

( В основе рассказа лежит обман самого родного человека, бабушки)

Отвечают на вопросы

Просмотр и осмысление притчи

Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём.

 

Пытаются сформулировать тему и цель урока.

Фронтальная работа

Устные ответы

Познавательные: поиск информации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3

Этап актуализации. Осмысление  

 

1.Левонтий и его семья

Семейные ценности

Как тебя воспитали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО?    (СЕМЬЯ)

 

Организует групповую работу учащихся, проводит инструктаж.

1 группа «Как воспитывали Витьку»

2 группа « Как воспитывали детишек Левонтия?»

Предлагает детям найти взаимосвязь между примерами семей и примерами из притчи.

Над чем эта взаимосвязь заставила их задуматься?

Предлагает ответить на вопросы.

- Какие нравственные ценности есть в семье Вити?

- Есть ли такие ценности в семье Левонтия?

Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Проверка знания текста.

 Организация  игры «Перепутанный план».

Организует обсуждение

Установите хронологическую последовательность событий.

1. Левонтий и его семья – экспозиция

 2. Сбор ягод.

 3. Нечестный поступок мальчика - завязка

4. Поездка бабушки в город

5. В гостях у двоюродного брата

6. На рыбалке

7. Раскаяние мальчика- кульминация

 8.Прощение. Пряник конем – развязка

Определяют композиционные элементы рассказа Отвечают на вопросы

Работа с учебником (5мин.)

-Найти и зачитать  , как воспитывали Витю

 ( стр.____)    

-Найти и зачитать, как воспитывали детей в семье Левонтия (стр._______)

Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы.  

Выступления учащихся о семьях. Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод .

 Предлагает провести промежуточную рефлексию работы в группе .

Групповая работа

Восстанавливают хронологическую последовательность эпизодов рассказа

Р: умение устанавливать причинно-следственные связи

П: умение определять понятия, создавать обобщения

 К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности

 

 Учебная задача:

-Почему мальчик отправился в лес?

-Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо?

Прочтите эпизод сбора ягод. Отметьте в предложенной таблице действия героев рассказа.

Анализ эпизода.

Групповая работа

1.Почему герой попался на «уду» Саньки? Как это произошло? Приведите цитаты из текста и прокомментируйте поведение Саньки и Вити. Сделайте вывод о том, почему мальчик слушает совет Саньки.  

2. Выделите основные события в эпизоде, озаглавьте их и найдите элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

3. Сформулируйте основную мысль эпизода (идея - зачем автор рассказывает эту историю), последствия этого эпизода для героя.  

4.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода (краткий пересказ) 5-7 предложений  

- Давайте прочитаем по ролям диалог Саньки и главного героя.

- Сразу герой отказался от того, чему его учила бабушка?

(Нет, в нем идет борьба: покаялся, хорохорился я, гаснущим голосом, напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой) .

- Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода)

- Как герои относятся к своим поступкам?

- Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет?

- Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день?

(Он внутренне готовится к встрече с бабушкой, его мучит стыд. Природа, красота и гармония летнего дня поступку героя, которому не хватило мужества не пойти на поводу у друзей).

- Какова развязка истории?

- Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов)

- Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою?

(Дедушка помогает выйти из невыносимого положения: “Попроси прощения…”)

- Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку? Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?

(Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка. Вот почему и пишет через много лет автор: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”

 Жизненные уроки героя:
-Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки получил герой?

- Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

 -Можно ли у него чему-нибудь поучиться?

-Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их  (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске).

-Какие выводы из рассказа вы сделали для себя?

(Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка)

Работа в группах.

1 группа

Поведение главного героя

2 группа

Поведение Левонтьевых

Старательно, стал собирать ягоды скорее и т.д.

Бросали, барахтались, плакали, дразнились, напластали, побросали и т.д.

 

Жизненные уроки героя-ответы учащихся
 

Р: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач П: умение устанавливать причинно- следственные связи К: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

 

Для групповой работы отводится 10 минут, для обсуждения результатов – 15 минут. Во время выступления участников группы остальные учащиеся поднимают карточки (зеленая – «согласен», красная – «не согласен», синяя – «хочу высказать свое мнение»).

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения П: умение определять понятия, создавать обобщения К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5

Творческая работа  

 Организует групповую работу учащихся. Работа с пословицами.  

— Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор.

— Снаружи мило, а внутри гнило.

— Верная указка не кулак, а ласка.

— Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.

— Добро сильнее зла.

— Без строгости и щенка не вырастишь.

— Добрый пример лучше ста слов.

 (После выборочной работы пословицы записываются в тетрадь.)

 В группах выполняют задания  

Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.

Р: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами П: извлечение необходимой информации из текста К: умение работать индивидуально и в группе

6

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке  

— Было ли интересно на уроке?

— Что показалось непонятным, трудным?

— На какие вопросы урока мы не смогли ответить?

Подведение итогов.    Выставление отметок.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности

Оценивают свою работу на уроке

П.: умение делать вывод.

Р.: умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать.

7

Заключительное слово учителя.  В одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе.   Я надеюсь, что рассказ оставит след в вашем сердце, пробудит память прошлого и поможет оценить ваши поступки.

Домашнее задание:

1.Небольшая письменная работа по теме:

-Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой?

2.Готовят художественный пересказ эпизода

Спасибо за урок, ребята!   МОЛОДЦЫ!

 Нравственные ценности

Левонтий и тетя Васеня

Санька

Остальные дети

                                   

         

 Нравственные ценности

 БАБУШКА

 ДЕДУШКА

 ВИТЯ

                                   

ВЕРА           ЗЛОБА          ДОБРО                           ВРАЖДА    ПАМЯТЬ    ЗАВИСТЬ

ПРАВДА         ОБМАН   СВОБОДА     ЭГОИЗМ    СОВЕСТЬ   КОРЫСТЬ         СЧАСТЬЕ     ЛЕСТЬ           ЧЕСТЬ        ГРУБОСТЬ   ВОСПИТАНИЕ         СЕМЬЯ   ЖИЗНЬ      БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольдбах)

 

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций)

Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает "нравственность".

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Индивидуальная творческая работа.

План сравнительной характеристики Вити и Саньки.

I. Мальчики - соседи, живущие в небольшой сибирской деревне.

II. Очень разные семьи героев:

  1. Витя остался сиротой;
  2. Бабушка и дедушка Вити - честные, добрые и трудолюбивые люди, их влияние на мальчика;
  3. Санька - беспризорник при живых родителях;
  4. Уклад жизни семьи Левонтьевых.

III. Характеры ребят:

  1. доверчивость Вити;
  2. вредность и злость Саньки;
  3. друзья или враги?

IV. Как изменились характеры мальчишек с возрастом?

В гостях у двоюродного брата

Сбор ягод.

Прощение. Пряник конем

Нечестный поступок мальчика

Поездка бабушки в город

Левонтий и его семья

Раскаяние мальчика

На рыбалке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Материал для подготовки современного урока литературы...

Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1.     отметить своеобразие языка рассказа,2....

Открытый урок " Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», 6 класс

Разработка урока  представлена на  Всероссийском сетевом конкурсе  "Профессиональный  успех ХХ1  «Современный урок с детьми с ОВЗ» (Диплом победителя, 2019 го...