Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Материал для подготовки современного урока литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_uroki_v_rasskaze_v.p.astafeva.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока – Нравственные уроки в рассказе А.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель – анализ поступков персонажей с точки зрения нравственных качеств
Задачи:
- Проанализировать рассказ В.П. Астафьева с точки зрения поступков главных героев.
- Развивать образное и логическое мышление, расширять словарный запас учащихся.
- Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.
Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Используемые технологии – технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве
Формируемые УУД: личностные (смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), регулятивные (целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция), познавательные (постановка цели, составление речевого высказывания, моделирование, анализ, самостоятельное создание способов решения проблем), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера)
Ход урока
Стуруктура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | - Добрый день! Я рада вас видеть! Надеюсь, сегодня мы получим удовольствие от совместной работы! | Ответное приветствие |
Мотивация учебной деятельности учащихся. | *Работа с эпиграфом (тема урока пока не записана) «Прощение – высшая добродетель, и эта самая добродетель доступна всем» Шри Чинмай. *Эвристический диалог - Как вы понимаете данное высказывание? - Какое слово для вас остается неясным? (добродетель) *Словарная работа Добродетель – положительное нравственное качество (по С.И. Ожегову) *Продолжение эвристического диалога. - Что значит нравственные качества? (положительные качества человека) - Какие положительные качества человека знаете? *Составление кластера в группах: Доброта милосердие патриотизм Нравственные качества человека Сострадание понимание мужество и др. *Постановка проблемного вопроса. - Какие нравственные качества главных героев вы увидели в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? *Запись темы + цели урока | Дети строят устное связное высказывание Дети сначала высказывают предположение о значении данного слова, затем индивидуально ищут определение в словаре Работа в парах, обсуждение Формирование учебной цели |
Актуализация знаний | - О чем данный рассказ? - Кто является главными героями? | Составление самостоятельного речевого высказывания |
Первичное усвоение знаний | *Эвристический диалог - Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Подтвердите строчками из текста. («Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые…») - Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? (в доме бабушки не было других детей, а у соседей «были одни ребятишки и больше ничего»; там было весело и пели по праздникам; там его жалели, угощали, потому что, по словам дяди Левонтия, он «был сирота, а вы всёшки при родителях») - Почему мальчик отправился в лес? (он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.) - Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо? *Творческое чтение эпизода «В лесу» | Учащиеся вступают в эвристический диалог, использование поискового вида чтения для подтверждения собственных ответов Учащиеся выразительно читают по ролям |
Проверка понимания | *Эвристический диалог - Какую роль сыграл Санька в жизни главного героя? (толкнул на обман) - Почему мальчик все-таки решился обмануть бабушку и каковы последствия его поступка? (Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику; послед. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке) *Словесное рисование. - Каким вы увидели главного героя рассказа? (добродушным, наивным, осознавшим свою вину, раскаявшимся) -Почему бабушка все-таки купила внуку пряник? - Какая Катерина Петровна? (мудрая) *Эвристический диалог - Еще раз обратимся к эпиграфу урока. К какому персонажу его можно отнести? - Почему автор высказывания считает прощение главной добродетелью? - Были ли в вашей жизни подобные ситуации? | Работа в группах, фронтальное обсуждение Учащиеся строят самостоятельное устное высказывание Учащиеся вступают в эвристический диалог |
Закрепление | *Рефлексивная беседа - О каком рассказе мы говорили на уроке? -О чем данный рассказ? - Что В.П. Астафьев хотел сказать своим произведением? Чему он нас учит? | Дети отвечают на вопросы |
Информация о домашнем задании | Домашнее задание дается на выбор. 1.Творческий пересказ от лица Вити любого эпизода произведения 2.Написать мини-сочинение «Чему учит рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? | Учащиеся записывают домашнее задание |
Рефлексия | *Закончи фразу - Изучаемая тема побудила меня задуматься о …; -Я почувствовал (а)…; -Мне было трудно… | Дети анализируют урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....
Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Предлагаемый урок был проведен в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...
Открытый урок " Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», 6 класс
Разработка урока представлена на Всероссийском сетевом конкурсе "Профессиональный успех ХХ1 «Современный урок с детьми с ОВЗ» (Диплом победителя, 2019 го...
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой”
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой&rdquo...