Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" | 2.13 МБ |
kon_s_rozovoy_grivoy_urok.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. В.П. Астафьев. 1924 - 2001
Прочитайте краткую справку о жизни и творчестве В.П. Астафьева. Исправьте ошибки. Родное село Виктора Павловича Астафьева имело незатейливое название – Ворсянки. В.П.Астафьев приехал в Москву из далекого украинского городка Часового. В детские годы он был беспризорником, затем попал в детский дом. Когда началась война, ушёл на фронт, где был тяжело ранен. Этот писатель создал много произведений, среди которых «Монах в старых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.
Проверьте себя Родное село Виктора Петровича Астафьева имело незатейливое название – Овсянки . В.П.Астафьев приехал в Москву из далекого уральского городка Чусового . В детские годы он был беспризорником, затем попал в детский дом. Когда началась война, ушёл на фронт, где был тяжело ранен. Этот писатель создал много произведений, среди которых «Монах в новых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.
Сибирь – родина писателя
Детство Астафьева Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева.
Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму. Мать вскоре утонула. Виктор Астафьев живёт с бабушкой, никак не примирившись с мыслью, что потерял и отца, и мать. О детстве, проведённом с бабушкой, Виктор Астафьев с большой теплотой рассказал в своих произведениях.
Писатель в детском доме
На войне Виктор Петрович награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2 степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией", "За освобождение Польши".
«Конь с розовой гривой»
Теория литературы Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? При помощи диалектизмов
Словарная работа Увал – пологий холм Туесок – берестяная корзина с крышкой Заполошная – суетливая Бадога – длинные поленья Шаньга – булочка с творогом Заимка – земельный участок, вдали от села Поскотина – пастбище, выгон Яр – крутой край оврага
Работа в парах 1. (со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот» с. 95-96) Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде? Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят? 2. (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов «…прямо в этом туеске увезу…» С. 98-100) Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика? Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?
Домашнее задание: 1. Перечитать стр. 100-110 2. Найти пословицы и поговорки о дружбе, предательстве, обмане (3-5 шт.) 3. Отвечать на вопросы 3-4 (Рубрика «Сделаем выводы», с. 112)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по произведению
В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Учитель: Майкова Я.А.
Тема урока: «Жизненные уроки героя рассказа
«Конь с розовой гривой»»
Цель:
- Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
- выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
- развивать творческие способности, воображение учащихся
- развивать речевую культуру учащихся
Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода, работа в парах.
Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.
1.Прочитайте краткую справку о жизни и творчестве В.П. Астафьева. Укажите предложения, к которых содержатся ошибки.
Родное село Виктора Павловича Астафьева имело незатейливое название – Ворсянки. В.П.Астафьев приехал в Москву из далекого украинского городка Часового. В детские годы он был беспризорником, затем попал в детский дом. Когда началась война, ушёл на фронт, где был тяжело ранен. Этот писатель создал много произведений, среди которых «Монах в старых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет. попробовать разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
- выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
- развивать ваши творческие способности, воображение
- развивать вашу речевую культуру
Прежде чем перейдем непосредственно к анализу рассказа, давайте познакомимся с одним новым лит. Понятием и вспомним одно уже известное (фабула и эпизод)
- Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?
(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.) – про худ деталь.
- Что это было за время? Как жилось людям?
(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
- Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?
(автор использует сибирские диалектизмы)
- С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
- Инсценировка сцены из рассказа.
Действующие лица: бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в
город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конём, баба?
Бабушка: Конём, конём.
Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и
слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту
сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!
- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? Поговорить о рисунках и стихах о коне
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.
(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к
вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят
чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?
(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два
принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород
и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до
зелёной слюны, а недоеденный побросали…»
- Работа в парах по тексту.
1 .(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)
- Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
- Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?
(со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов
«…прямо в этом туеске увезу…»)
- Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?
- Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в
ходе своих размышлений?
Итак, ребята, сегодня мы поговорили с вами о «преступлении» нашего героя, о том, как он обманул бабушку. А будет ли наказание? Это мы обсудим на следующем уроке.
Домашнее задание:
- Перечитать стр. 100-110
- Найти пословицы и поговорки о дружбе, предательстве, обмане (3-5)
- Отвечать на вопросы 3-4 (Рубрика «Сделаем выводы», с. 112)
Рефлексия (либо опрос на вотуме, либо на доске нарисовать гору)
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....
Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Предлагаемый урок был проведен в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Презентация к рассказу В. Астафьева"Конь с розовой гривой"
Уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева"Конь с розовой гривой"...
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой”
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой&rdquo...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Очень интересная презентация
Очень интересная презентация!Спасибо большое!
Вам спасибо! Рада, что
Вам спасибо! Рада, что пригодилось!