Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Майкова Яна Анатольевна

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восемнадцатое марта Классная работа Цель урока – проанализировать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» с точки зрения его нравственного содержания Тема урока: Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»

Слайд 2

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. В.П. Астафьев. 1924 - 2001

Слайд 3

Прочитайте краткую справку о жизни и творчестве В.П. Астафьева. Исправьте ошибки. Родное село Виктора Павловича Астафьева имело незатейливое название – Ворсянки. В.П.Астафьев приехал в Москву из далекого украинского городка Часового. В детские годы он был беспризорником, затем попал в детский дом. Когда началась война, ушёл на фронт, где был тяжело ранен. Этот писатель создал много произведений, среди которых «Монах в старых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.

Слайд 4

Проверьте себя Родное село Виктора Петровича Астафьева имело незатейливое название – Овсянки . В.П.Астафьев приехал в Москву из далекого уральского городка Чусового . В детские годы он был беспризорником, затем попал в детский дом. Когда началась война, ушёл на фронт, где был тяжело ранен. Этот писатель создал много произведений, среди которых «Монах в новых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.

Слайд 5

Сибирь – родина писателя

Слайд 6

Детство Астафьева Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева.

Слайд 7

Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму. Мать вскоре утонула. Виктор Астафьев живёт с бабушкой, никак не примирившись с мыслью, что потерял и отца, и мать. О детстве, проведённом с бабушкой, Виктор Астафьев с большой теплотой рассказал в своих произведениях.

Слайд 8

Писатель в детском доме

Слайд 9

На войне Виктор Петрович награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2 степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией", "За освобождение Польши".

Слайд 10

«Конь с розовой гривой»

Слайд 11

Теория литературы Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Слайд 12

Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? При помощи диалектизмов

Слайд 13

Словарная работа Увал – пологий холм Туесок – берестяная корзина с крышкой Заполошная – суетливая Бадога – длинные поленья Шаньга – булочка с творогом Заимка – земельный участок, вдали от села Поскотина – пастбище, выгон Яр – крутой край оврага

Слайд 15

Работа в парах 1. (со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот» с. 95-96) Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде? Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят? 2. (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов «…прямо в этом туеске увезу…» С. 98-100) Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика? Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?

Слайд 16

Домашнее задание: 1. Перечитать стр. 100-110 2. Найти пословицы и поговорки о дружбе, предательстве, обмане (3-5 шт.) 3. Отвечать на вопросы 3-4 (Рубрика «Сделаем выводы», с. 112)



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по произведению

 В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Учитель: Майкова Я.А.

     

Тема урока: «Жизненные уроки героя рассказа

«Конь с розовой гривой»»

           

Цель:

  • Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
  • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
  • развивать творческие способности, воображение учащихся
  • развивать речевую культуру учащихся

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя,  беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода, работа в парах.

Эпиграф:                            Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

                                             А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

                                             дивного коня с розовой гривой.

        В.П. Астафьев.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев   - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны,  почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

1.Прочитайте краткую справку о жизни и творчестве В.П. Астафьева. Укажите предложения, к которых содержатся ошибки.

Родное село Виктора Павловича Астафьева имело незатейливое название – Ворсянки. В.П.Астафьев приехал в Москву из далекого украинского городка Часового. В детские годы он был беспризорником, затем попал в детский дом. Когда началась война, ушёл на фронт, где был тяжело ранен. Этот писатель создал много произведений, среди которых «Монах в старых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

  • Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие  жизненные  уроки он несет. попробовать разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
  • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
  • развивать ваши творческие способности, воображение
  • развивать вашу речевую культуру

Прежде чем перейдем непосредственно к анализу рассказа, давайте познакомимся с одним новым лит. Понятием и вспомним одно уже известное  (фабула и эпизод)

  1. Беседа по вопросам.
  • Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.) – про худ деталь.

  • Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

  • Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

  • С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

          Увал – пологий холм

          Туесок – берестяная корзина с крышкой

          Заполошная – суетливая

          Бадога – длинные поленья

          Шаньга – булочка с творогом

          Заимка – земельный участок, вдали от села

          Поскотина – пастбище, выгон

          Яр – крутой край оврага

  • Инсценировка сцены из рассказа.

Действующие лица: бабушка и внук.

         Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

         Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

        Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

        город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

         Внук: Конём, баба?

         Бабушка: Конём, конём.

        Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

        слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

        сколько будет, внимания!

   

       Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

  • Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? Поговорить о рисунках и стихах о коне

  • Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

  • Найдите в тексте описание посуды левонтьевских  ребятишек и героя-рассказчика.

(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

     

   -   Битая  посуда не только признак бедности, а признак отношения к

       вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят

       чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

  • Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два  

принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород

и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна,  наелись до

зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

  1. Работа в парах по тексту.

1 .(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)

  1. Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
  2. Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

        (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов

        «…прямо в этом туеске увезу…»)

  1. Во что вовлекли левонтьевские  ребятишки нашего героя-рассказчика?
  2. Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в

 ходе своих размышлений?

Итак, ребята, сегодня мы поговорили с вами о «преступлении» нашего героя, о том, как он обманул бабушку. А будет ли наказание? Это мы обсудим на следующем уроке.

Домашнее задание:

  1. Перечитать стр. 100-110
  2. Найти пословицы и поговорки о дружбе, предательстве, обмане (3-5)
  3. Отвечать на вопросы 3-4 (Рубрика «Сделаем выводы», с. 112)

Рефлексия (либо опрос на вотуме, либо на доске нарисовать гору)

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....

Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....

Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Презентация к рассказу В. Астафьева"Конь с розовой гривой"

Уроки  доброты в рассказе В.П. Астафьева"Конь с розовой гривой"...

План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ  В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...


 

Комментарии

Гнездилова Ольга Евгеньевна

Очень интересная презентация!Спасибо большое!

Майкова Яна Анатольевна

Вам спасибо! Рада, что пригодилось!