урок литературы в 5 классе по рассказу Бунина " Косцы"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bunin_moy.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
СТАНИЦЫ ИЛЬИНСКОЙ МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
Открытый урок по русскому языку
5 класс
Тема урока «Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы» Образ Родины».
Учитель Галкович Оксана Вячеславовна
Тема урока: «Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы» Образ Родины».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи:
- Обучающая: научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом (познавательные общеучебные УУД: анализ, синтез); научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.
- Развивающая: развивать умение применять добытые знания на практике в системе изучения художественной литературы и других видов искусства (умение связного выступления по теме с опорой на текст), развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства
- Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, его образной природе. Прививать любовь к родной природе, Отечеству
Планируемый результат:
Предметные:
Знать содержание прочитанного рассказа И.А.Бунина «Косцы».
Уметь воспринимать и анализировать текст.
Уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.
Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
Метапредметные:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух.
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации.
.Оборудование: Портрет писателя, учебник литературы; толковый словарь Ожегова; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; аудиозапись русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.
Образовательная технология: фреймовая технология, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии.
Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была,
и даю читателю с природой часть своей души.
(И.А.Бунин) Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину?
Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает.
(И.А.Бунин)
Ход урока:
Этап урока
Содержание этапа урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.
I.
Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.
Рады слышать мы звонок
Начинается урок
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять
-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я всё - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.
- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).
- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.
_ Как вы думаете, почему я говорю о Бунине? Какова тема нашего урока? Задачи?
- В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.
- Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.
Итак, тема урока: … тема записывается не полностью (Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы»), вероятнее всего, не зная содержания текста, учащиеся не смогут определить тему Родины, поэтому дописана тема будет в конце урока.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные УУД
1.Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе
Коммуникативные УУД
Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
III. Актуализация знаний
1.Стихотворение наизусть ( о природе)
2. Фронтальный опрос
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Какие средства выразительности использует автор?
- О чём размышляет поэт?
- Можем ли мы с точностью определить, о чём рассказ? (Ученики предполагают, что рассказ о косцах, об этом свидетельствует название произведения).
- Кто может объяснить значение слова « Косцы»?
Коса́рь - тот, кто косит траву; косец.
- А какова же основная мысль рассказа? (Не прочитав, определить невозможно).
Коммуникативные УУД
Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные УУД
1. Планировать необходимые действия
IV. Усвоение новых знаний
- Прежде чем мы перейдём к изучению рассказа «Косцы», познакомимся с его автором.
-Прочитайте высказывание И.А.Бунина и попробуйте пояснить смысл слов:
Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)
2. Рассказ о писателе.
(Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)
А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается?
Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.
За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.
- Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.
3. Чтение начала рассказа
-Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
- Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
- Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).
- Выделите микротемы (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)
Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: “Я пишу о красоте.. .всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души”. Как вы понимаете эти слова?
(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
Удалось ли автору в данном описании “дать с природой часть своей души”?
А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда.
- Кто герои рассказа? (Косцы, косари).
- Найдите их описание. (Стр.5)
- Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).
Коса́рь - тот, кто косит траву; косец. Бахилы - вид крестьянской обуви. Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.
- Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).
- Как понимаете эти слова? (Любят работать).
- А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
- А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в худ. произведении
Личностные УУД
1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).
Регулятивные УУД
1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить в тексте ответы на вопросы .
V. Физминутка
Личностные УУД:
установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
IV. Усвоение новых знаний
Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.
Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте. ”.
- Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “.. .и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...”. Рассказчик любуется и восхищается ими).
Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?
(Они поют песню)
-В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть?
Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.
(“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.)
- Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была - Россия...”?
(Русские люди едины в любви к Родине).
Так мы переходим к центральной теме-теме Родины.
Личностные УУД:
осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Коммуникативные УУД
умеют обосновывать и высказывать собственное мнение. формулируют собственное мнение и позицию
VI. Рефлексия.
-Вашему вниманию представлены репродукции картин. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее полно отражает содержание рассказа И.А.Бунина? Аргументируйте свою точку зрения. (Подтверждение цитатами из текста).
- Обратимся ещё раз к формулировке темы урока.
- Может быть, упущено что-то важное?
(Формулировку темы нужно скорректировать, дополнив её словом РОДИНА).
Итак, сегодня на уроке мы работали над темой «Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины».
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание
1.Знать материалы статьи о писателе в учебнике, пересказ произведения « Косцы».
2. Составить связное, развёрнутое сообщение на тему: “Из чего складывается образ Родины в рассказе И.А.Бунина “Косцы”.
3. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Презентация к уроку литературы 5 класс В.И.Бунин "В деревне"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по УМК Меркина...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...