Диагностический материал по литературе для учащихся 10-11 классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе по теме
Разноуровневые задания по литературе на знание текста, на понимание художественных особенностей текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_diagnostiki_po_literature.rar | 107.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для диагностики уровня обученности по литературе. 10 – 11 классы
И.А.Гончаров. Роман «Обломов»
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.
Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.
Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.
Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.
Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща - все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.
Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.
Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. <…>
Дождь ли пойдет – какой благотворный летний дождь! Хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека; а только перестанет – солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля и пригорки: и вся страна опять улыбается счастьем в ответ солнцу.
Радостно приветствует дождь крестьянин: "Дождичек вымочит, солнышко высушит!" – говорит он, подставляя с наслаждением под теплый ливень лицо, плечи и спину.
Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.
Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю.
И. А .Гончаров. "Обломов”
1. К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого вы прочли?
2. Из всех глав произведения (в тексте они пронумерованы) название имеет лишь та, из которой взят приведенный фрагмент. Запишите название этой главы.
3. Как называется изображение природы в литературном произведении?
4. Как называется литературное направление, к которому относят творчество Гончарова?
5. Как называется перенесение черт живого существа, человека на неживые предметы и явления (Небо жмется к земле, чтобы “обнять ее покрепче, с любовью”; “солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля”; “вся страна опять улыбается счастьем в ответ”)?
6. Дождь “запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека”; небо распростерлось над головой, “как родительская надежная кровля”; река “присмиреет, будто задумавшись”; солнце, уходя с неба, “как будто оборачивается назад”. Какой общий прием применен в этих примерах (отвечая, обратите внимание на союзы)?
7. Как называется образное, эмоциональное определение предмета или явления (Веселые, Улыбающиеся Пейзажи; Благотворный Дождь)?
Задание. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений. Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы. Выполняя задание, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием собственного выбора).
C1. Как описание “благословенного уголка”, в котором прошло детство героя, помогает нам понять характер этого героя?
Методические рекомендации
- Обратите внимание на то, что анализ художественного текста во многом связан с его жанрово-родовыми особенностями, поэтому прежде всего необходимо определить, к какому их трех родов литературы относится произ-е, из которого взят представленный в варианте фрагмент. Повторите следующие термины:
Эпос – один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь подробно и объективно, чаще – в форме детального повествования, связного рассказа о тех или иных событиях, человеке и его судьбе. Жанры эпоса: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, сказка и др.
Лирика – субъективный род литературы, предметом изображения которого является содержание внутренней жизни, индивидуальных чувств и переживаний автора. Жанры лирики: ода, элегия, послание, эпиграмма, идиллия, мадригал и т.д.
Драма – 1) в широком смысле: один из трех основных родов худ. литературы, включающий произведения, предназначенные для постановки на сцене. Жанры драматургии: трагедия, комедия, драма; 2) в узком смысле: драма – один из ведущих жанров драматургии.
- Обратите внимание на то, что в литературоведении принято выделять межродовую форму – лиро-эпическое произведение, в котором сочетаются особенности изображения, присущие и эпосу, и лирике. Лиро-эрические жанры: баллада, поэма, роман в стихах и др.
11 класс.
Задание 1. Для подготовки к ЕГЭ.
Заполните таблицу, найдя в материале для справки, данном ниже, необходимый термин и записав его в нужную графу.
Произведение | Литературный род | Жанр произведения |
А.С.Пушкин. «Погасло дневное светило…» | ||
И.А.Гончаров. «Обломов» | ||
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» | ||
В.В.Маяковский. «Облако в штанах» | ||
Л.Н.Толстой. «В. и мир» | ||
Н.В.Гоголь. «М. души» | ||
Г.Р.Державин. «Памятник» | ||
М.А.Шолохов. «Судьба человека» | ||
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» | ||
А.Н.Островский. «Гроза» | ||
М.Е.С-Щедрин. «Дикий помещик» | ||
В.А.Жуковский. «Светлана» | ||
А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» | ||
А.С.Пушкин. «К Чаадаеву» | ||
А.Т.Твардовский. «Василий Теркин» |
Материал для справки
1)Эпос. 2) лирика 3) драма 4) лиро-эпическое произведение 5) роман-эпопея 6) роман 7) повесть 8) рассказ 9) сказка 10) роман в стихах 11) поэма 12) баллада 13) комедия 14)драма 15) ода 16) элегия 17) послание.
- Обратите внимание на то, что, работая над фрагментами эпических и драматических произведений, которые даются в 1 части каждого из вариантов ЕГЭ по литературе, следует рассмотреть вопросы по тематике, проблематике, сюжете и композиции, художественном своеобразии представленного эпизода, необходимо вспомнить то, что вы знаете о героях, которые в нем действуют. Разумеется, невозможно только по одному фрагменту сказать об общей идее произведения – но в эпизоде может быть отражена определенная авторская позиция. Также необходимо рассмотреть такие аспекты, которые касаются значения, места и роли указанного эпизода в произведении, его связи с предшествующими и последующими эпизодами. Для успешного выполнения работы по анализу фрагмента эпического и драматического произведений вспомните названные теоретико-литературные понятия.
Задание 2. Для подготовки к ЕГЭ.
Выберите соответствующие понятия и запишите его в нужную строку.
1.Тема_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2.Идея_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Проблема___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4.Композиция________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5.Конфликт__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6.Сюжет_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
7.Экспозиция_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8.Завязка_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
9.Кульминация_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
10.Развязка___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
11.Эпилог____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
12.Портрет__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
13.Пейзаж____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
14.Деталь____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
15.Реплика___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
16.Ремарка___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
17.Монолог__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
18.Диалог____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
19.Персонаж_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Материал для справки
1.Вступительная, исходная часть сюжета, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших началу действия; знакомство с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.
2.Изображение внешности героя как средство его характеристики, разновидность описания.
3.Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения, вершина конфликта.
4.Краткие указания или пояснения автора в драматическом произведении, характеризующие жесты, мимику, интонацию, темп речи героев, а также описание обстановки действия, состав персонажей и т.д.
5.Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
6.Сложный вопрос, исследуемый автором в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным).
7.Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в них событий.
8.Круг жизненных явлений в худ. произведении с определенных мировоззренческих позиций.
9.Развернутое высказывание одного персонажа, обращение к собеседникам или самому себе.
10.Ряд связанных между собой в последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание произведения.
11.Главная обобщающая мысль, лежащая в основе худ. произведения, выражающаяся в образной форме.
12.Событие, с кот. начинается конфликт, действие в худ. произведении, и которое влечет за собой все последующие существенные события сюжета.
13.Фраза, произнесенная одним персонажем произведения в ответ на слова другого.
14.Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.
15.Изображение картин природы в худ. произведении, разновидность описания.
16.Общее название любого действующего лица литературного произведения.
17.Острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
18.Заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейших судьбах героев; при этом излагаются события, которые произошли после окончания основного сюжета.
19. Разговор двух или нескольких лиц в литературном произведении, представленный в форме отдельных высказываний.
Задания для групповой работы по лирике А.А.Ахматовой
Карточка-задание для 1 группы.
Стихотворение “Все расхищено, предано, продано…”
Наталии Рыковой
Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-
И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам...
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.
Вопросы для анализа.
- Каким рисуется образ Родины в стихотворении?
- В основе композиции стихотворения лежит …(выделите нужное: антитеза, градация, рефрен). Обратите внимание на лексику стихотворения (в том числе оценочную).
- Почему стихотворение оставляет настроение оптимизма? Эта психологическая убедительность достигается через средства выразительности (выберите нужное: метафоры, эпитеты, олицетворения, обращения).
- Какова роль поэтического синтаксиса.
- Какой тон задает употребление местоимения НАМ? Случайно ли посвящение Наталии Рыковой (Н. В. Рыкова – близкая подруга Ахматовой, жена известного литературоведа Гуковского)
- Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой.
Карточка-задание для 2 группы.
Стихотворение “Мне голос был…”
Мне голос был, он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
- В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как…(выберите нужное: инвектива, ода, послание, гимн). Дайте определение этому литературоведческому понятию.
- Проследите композицию стихотворения. Как она помогает раскрыть авторский замысел?
- Какова роль поэтического синтаксиса и интонационных фигур? (выберите нужное: анафора, синтаксический параллелизм, бессоюзие, эпифора).
- Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой.
Карточка-задание для 3 группы.
Стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам…”
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час;
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Какова тема стихотворения?
- Определите стиль стихотворения. Отметьте стилистические особенности языка стихотворения.
- Композиция стихотворения. Сколько основных частей можно выделить? Какова роль антитезы в тексте?
- С помощью каких изобразительно-художественных средств достигается выразительность стихотворения (выберите нужное: эпитеты, сравнения, метонимия, анафора, оксюморон).
- Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой.
Карточка-задание для 4 группы.
« Мне голос был. Он звал утешно…»
Мне голос был...
Он звал утешно...
Он говорил:
"Иди сюда...
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою боль поражений и обид".
Но равнодушно
и спокойно
Руками я
замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух...
- Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
- Какова нравственная позиция автора?
- Какими худ. средствами создаётся тональность стихотворения?
Задания для групповой работы по «Стихотворениям Юрия Живаго»
Задание 1.
- Прочитайте стихотворение Пастернака (Юрия Живаго) «Гамлет»
- Соотнесите мысль В.Шекспира «Весь мир - театр, и люди в нем актеры» со стихотворением Б.Пастернака «Гамлет». Не осмысляется ли в этом случае ситуация Гамлета как типовая ситуация каждого человека в этой жизни вообще?
- Порассуждайте. Как вы понимаете обращение «Я люблю твой замысел упрямый»?
Задание 2.
- Прочитайте 2 стихотворения Пастернака (Юрия Живаго) «Гамлет» и «Март».
- Проанализируйте, почему «Март» является следующим стихотворением цикла. Какая общая мысль в этих стихотворениях?
- Какими средствами утверждается жизнь в стихотворениях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические работы по литературе для учащихся 5 классов
Диагностические тестовые работы по литературе для 5 классов (УМК В.В.Коровиной)...
Диагностические работы по литературе для учащихся 6 классов
Диагностические работы по литературе для учащихся 6 классов (УМК В.Я.Коровиной)...
Диагностические работы по литературе для учащихся 7 классов
Диагностические работы по литературе для учащихся 7 классов (УМК В.Я.Коровиной)...
Диагностические работы по литературе для учащихся 8 классов
Диагностические работы по литературе для учащихся 8 классов (УМК В.Я.Коровиной)...
Диагностические работы по литературе для учащихся 9 классов
Диагностические работы по литературе для учащихся 9 классов (УМК В.Я.Коровиной)...
ПРОЕКТ « Разработка контрольно-диагностического материала по разделу математики «Натуральные числа» 5 класса»
Цель проекта: разработать комплекс контрольно-диагностических материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 класса....
Диагностическая работа по литературе для учащихся 9 класса
Материал содержит задания, проверяющие уровень подготовки обучающихся 9 класса по литературе. Диагностическая контрольная работа позволяет выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднени...