Урок литературы в 6 классе: Что такое счастье? (по сказке В. Гауфа "Холодное сердце")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Технологическая карта составлена с указанием формируемых УУД и личностных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 69.5 КБ |
Презентация к уроку | 255.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Что такое счастье?
(по сказке В. Гауфа «Холодное сердце»)
Литература, 6 класс
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 6 класс («Год после детства»).
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Оборудование: текст сказки В. Гауфа «Холодное сердце», рабочие карточки, презентация Power Point.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Учащиеся знают особенности народной сказки и её типологию; умеют выделять события, характерные для волшебных сказок; знают типы литературных сказок. К уроку учащиеся прочитали сказку «Холодное сердце», провели анкетирование «Что человеку нужно для счастья?».
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные Д | Знакомство с личностью В. Гауфа через его творчество; повторение жанровых особенностей волшебных народных сказок и типологии литературной сказки; анализ сказки; определение идейной составляющей сказки. | Умение определять тип народной и литературной сказки, выявлять их общие черты; умение анализировать текст; умение определять основную мысль текста. | |
Метапредметные | Познавательные УУД | Определение ключевой проблемы урока, извлечение информации из текста, анализ, сравнение, представление информации в виде схемы и таблицы, формулирование выводов; последовательное изложение мыслей. | Умение определять ключевую проблему урока, извлекать информацию из текста, представлять информацию в виде схемы и таблицы, последовательно излагать мысли, формулировать выводы. |
Регулятивные УУД | Определение темы урока, целеполагание. | Умение формулировать цель урока. | |
Коммуникативные УУД | Выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Умение составлять монологическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вести диалог. | |
Личностные | Воспитание интереса к урокам литературы посредством использования разных форм работы, а также интерактивного оборудования; воспитание стремления выражать свою позицию по ключевой проблеме урока; воспитание внимательного, вдумчивого читателя; воспитание нравственной личности. | Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения. |
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. | Организацион-ный момент | Приветствует детей. | 1 мин. | |
2. | Введение в тему | - Посмотрите на фотографии. Какое состояние человека на них запечатлено? // СЧАСТЬЕ - А как вы понимаете, что такое счастье? Ответ запишите в тетради. - Сегодня мы поговорим о том, какое понимание в слово счастье вкладывают В. Гауф и его герои. Запишите тему урока: «Что такое счастье? (по сказке В. Гауфа «Холодное сердце»)». | Изучают фотографии, отвечают на вопрос.
Письменно формулируют ответ на вопрос. Записывают тему урока. | 5 мин. |
3. | Целеполагание | - Какую же цель мы ставим перед собой сегодня на уроке? // Проанализировать сказку и выявить, какое понимание в слово счастье вкладывают В. Гауф и его герои. | Формулируют цель. | 2 мин. |
4. | Знакомство с личностью В. Гауфа | - Но, прежде чем анализировать сказку, нам необходимо познакомиться с самим автором. | Сообщение учащегося (индивидуальное задание). | 4 мин. |
5. | Анализ сказки | - Сказка В. Гауфа – литературная сказка, написанная немецким автором. Но мы можем в ней выделить черты волшебной сказки. Какие? //волшебные герои, чудеса, деление «добро-зло» (волшебные герои), волшебные предметы, своеобразный зачин. - Что мы узнаём из экспозиции? // схема (см. Приложение 1) Блиц-опрос: - Кто же является главным героем сказки? //Петер Мунк - Во сколько лет Петер Мунк начал работать? // в 16 лет - Какое ремесло Петер унаследовал от своего отца? // ремесло угольщика - Любил ли Петер своё ремесло? // нет - Кому завидовал Петер? // Толстяку Эзехилю, Долговязому Шлюркеру, Вильму Красивому (Королю танцев). - Почему Петер им завидовал? // он считал их успешными и, следовательно, счастливыми - Как же представлял себе счастье Петер Мунк в начале сказки? Чего он хотел? Найдите в тексте и заполните карточку (см. Приложение 2). - К кому пошёл за счастьем Петер Мунк? // к Стеклянному человечку. - Сколько желаний мог загадать Петер? Что он пожелал? // 3; 1 – танцевать лучше короля танцев и быть таким же богатым, как Эзехиль, 2 – лучшая стекловарня во всём Швальцварде и лошадь с повозкой впридачу. - Почему Стеклянный человечек отказался исполнять третье желание? // два первых желания были неразумными - Куда Петер тратил полученные деньги? // в трактире - Почему он снова стал бедным? // не работал, забросил стекловарню - Каким оказалось счастье Петера Мунка? - К кому Петер пошёл за счастьем во второй раз? // Михель-Великан - На какую сделку идёт Петер ради богатства? // отдаёт своё сердце, а взамен получает каменное - Каким стало сердце Петера? Заполните таблицу (см. Приложение 3). - Приносит ли богатство счастье Петеру? Каким оказалось это счастье? // нет, не приносит, такое счастье – призрачно - Когда Петер Мунк осознал свою ошибку? //когда совершил убийство жены - Каким образом он исправил свою ошибку? // обратился за помощью к Стеклянному человечку, загадал третье желание; перехитрил Михеля-Великана - Изменилось ли представление Петера Мунка о счастье в конце сказки? //изменилось - Запишите, к какому пониманию счастья пришёл Петер Мунк. | Отвечают на вопросы. Работают с текстом заполняют карточки. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу, делают вывод. Отвечают на вопросы. Письменно формулируют ответ на вопрос. | 5 мин. 4 мин. 4 мин. 4 мин. 2 мин. 3 мин. |
6. | Подведение итогов, рефлексия | - К какому типу относится сказка Гауфа? //дидактическая - Чему же нас учит эта сказка? Сформулируйте вывод. | Отвечают на вопросы, формулируют вывод. | 4 мин. |
7. | Представление итогов анкетирования | - В. Гауф жил и творил в начале XIX века, но и сейчас все мечтают быть счастливыми. Что же необходимо для счастья современному подростку? Посмотрим, что показало социологическое исследование, которое провели Никита и Кирилл. - Вспомните, что вы отвечали на вопросы анкеты. Вернитесь к тем определениям понятия СЧАСТЬЕ, которые вы записали в начале урока. Изменилось ли ваше представление о счастье? | Представляют диаграмму. Сравнивают, делают вывод. | 5 мин. |
8. | Домашнее задание | Сочинение-рассуждение «Что такое счастье?» | 2 мин. |
Приложение 1.
Шварвальд
горный край ближе к реке
стекловары лесорубы и плотогоны
верили в лесных духов
Стеклянный Человечек Михель-Великан
Приложение 2.
1. | как у Толстяка Эзехиля | |
Счастье | 2. | как у Долговязого Шлюркера |
3. | как у Вильма Красивого |
Приложение 3.
Человеческое сердце | Каменное сердце |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое счастье?
Что такое счастье? (по сказке В. Гауфа «Холодное сердце»)
Вильгельм Гауф (1802 – 1827)
Шварцвальд горный край ближе к реке стекловары лесорубы и плотогоны верили в лесных духов Стеклянный Человечек Михель-Великан
Счастье уважение окружающих + богатство Толстяк Эзехиль могущество + богатство + богатство известность Долговязый Шлюркер Вильм Красивый
Счастье уважение окружающих + богатство Толстяк Эзехиль могущество + богатство + богатство известность Долговязый Шлюркер Вильм Красивый
Человеческое сердце Каменное сердце
Человеческое сердце Каменное сердце горячее холодное чуткое бесчувственное внимательное равнодушное доброе злое щедрое скупое
Истинное счастье способность чувствовать (любить, радоваться, сострадать и т. д.) горячее сердце семья уважение к своему ремеслу довольствоваться тем, что у тебя есть
Сказка В. Гауфа «Холодное сердце» учит нас …
Домашнее задание Сочинение-рассуждение «Что такое счастье?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...
А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне..." презентация к уроку литературы 5 класс
Презентация к уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне и семи богатырях"...
Конспект урока литературы по теме "Маленький принц" как философская сказка-притча. 6 класс
Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Мал...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"
Методическая разработка по литературе "Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М.Пришвина ...