Урок литературы в 6 классе: Что такое счастье? (по сказке В. Гауфа "Холодное сердце")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Бахаева Ольга Петровна

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Технологическая карта составлена с указанием формируемых УУД и личностных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Что такое счастье?

(по сказке В. Гауфа «Холодное сердце»)

Литература, 6 класс

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 6 класс («Год после детства»).

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Оборудование: текст сказки В. Гауфа «Холодное сердце», рабочие карточки, презентация Power Point.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Учащиеся знают особенности народной сказки и её типологию; умеют выделять события, характерные для волшебных сказок; знают типы литературных сказок. К уроку учащиеся прочитали сказку «Холодное сердце», провели анкетирование «Что человеку нужно для счастья?».

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

Знакомство с личностью В. Гауфа через его творчество; повторение жанровых особенностей волшебных народных сказок и типологии литературной сказки; анализ сказки; определение идейной составляющей сказки.

Умение определять тип народной и литературной сказки, выявлять их общие черты; умение анализировать текст; умение определять основную мысль текста.

Метапредметные

Познавательные УУД

Определение ключевой проблемы урока, извлечение информации из текста, анализ, сравнение, представление информации в виде схемы и таблицы,  формулирование выводов; последовательное изложение мыслей.

Умение определять ключевую проблему урока, извлекать информацию из текста, представлять информацию в виде схемы и таблицы, последовательно излагать мысли, формулировать выводы.

Регулятивные УУД

Определение темы урока, целеполагание.

Умение формулировать цель урока.

Коммуникативные УУД

Выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Умение составлять монологическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вести диалог.

Личностные

Воспитание интереса к урокам литературы посредством использования разных форм работы, а также интерактивного оборудования; воспитание стремления выражать свою позицию по ключевой проблеме урока; воспитание внимательного, вдумчивого читателя; воспитание нравственной личности.

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.

Организацион-ный момент

Приветствует детей.

1 мин.

2.

Введение в тему

- Посмотрите на фотографии. Какое состояние человека на них запечатлено?

// СЧАСТЬЕ

- А как вы понимаете, что такое счастье? Ответ запишите в тетради.

- Сегодня мы поговорим о том, какое понимание в слово счастье вкладывают В. Гауф и его герои. Запишите тему урока: «Что такое счастье? (по сказке В. Гауфа «Холодное сердце»)».

  Изучают фотографии, отвечают на вопрос.  

 

Письменно формулируют ответ на вопрос.

Записывают тему урока.

5 мин.

3.

Целеполагание

- Какую же цель мы ставим перед собой сегодня на уроке?

// Проанализировать сказку и выявить, какое понимание в слово счастье вкладывают В. Гауф и его герои.

Формулируют цель.

2 мин.

4.

Знакомство с личностью

В. Гауфа

- Но, прежде чем анализировать сказку, нам необходимо познакомиться с самим автором.

Сообщение учащегося (индивидуальное задание).  

4 мин.

5.

Анализ сказки

- Сказка В. Гауфа – литературная сказка, написанная немецким автором. Но мы можем в ней выделить черты волшебной сказки. Какие?

//волшебные герои, чудеса, деление «добро-зло» (волшебные герои), волшебные предметы, своеобразный зачин.

-  Что мы узнаём из экспозиции?

// схема (см. Приложение 1)

Блиц-опрос:

- Кто же является главным героем сказки?

//Петер Мунк

- Во сколько лет Петер Мунк начал работать?

// в 16 лет

- Какое ремесло Петер унаследовал от своего отца?

// ремесло угольщика

- Любил ли Петер своё ремесло?

// нет

- Кому завидовал Петер?

// Толстяку Эзехилю, Долговязому Шлюркеру, Вильму Красивому (Королю танцев).

- Почему Петер им завидовал?

// он считал их успешными и, следовательно, счастливыми

- Как же представлял себе счастье Петер Мунк в начале сказки? Чего он хотел? Найдите в тексте и заполните карточку (см. Приложение 2).

- К кому  пошёл за счастьем Петер Мунк?

// к Стеклянному человечку.

- Сколько желаний мог загадать Петер? Что он пожелал?

// 3; 1 – танцевать лучше короля танцев и быть таким же богатым, как Эзехиль, 2 – лучшая стекловарня во всём Швальцварде и лошадь с повозкой впридачу.

- Почему Стеклянный человечек отказался исполнять третье желание?

// два первых желания были неразумными

- Куда Петер тратил полученные деньги?

// в трактире

- Почему он снова стал бедным?

// не работал, забросил стекловарню

- Каким оказалось счастье Петера Мунка?
// недолговечным

- К кому Петер пошёл за счастьем во второй раз?

// Михель-Великан

- На какую сделку идёт Петер ради богатства?

// отдаёт своё сердце, а взамен получает каменное

- Каким стало сердце Петера? Заполните таблицу (см. Приложение 3).

- Приносит ли богатство счастье Петеру? Каким оказалось это счастье?

// нет, не приносит, такое счастье – призрачно

- Когда Петер Мунк осознал свою ошибку?

//когда совершил убийство жены

- Каким образом он исправил свою ошибку?

// обратился за помощью к Стеклянному человечку, загадал третье желание; перехитрил Михеля-Великана

- Изменилось ли представление Петера Мунка о счастье в конце сказки?

//изменилось

- Запишите, к какому пониманию счастья пришёл Петер Мунк.

Отвечают на вопросы.

Работают с текстом заполняют карточки.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу, делают вывод.

Отвечают на вопросы.

Письменно формулируют ответ на вопрос.

5 мин.

4 мин.

4 мин.

4 мин.

2 мин.

3 мин.

6.

Подведение итогов, рефлексия

- К какому типу относится сказка Гауфа?

//дидактическая

- Чему же нас учит эта сказка? Сформулируйте вывод.

Отвечают на вопросы, формулируют вывод.

4 мин.

7.

Представление  итогов анкетирования

- В. Гауф жил и творил в начале XIX века, но и сейчас все мечтают быть счастливыми. Что же необходимо для счастья современному подростку? Посмотрим, что показало социологическое исследование, которое провели Никита и Кирилл.

- Вспомните, что вы отвечали на вопросы анкеты. Вернитесь к тем определениям понятия СЧАСТЬЕ, которые вы записали в начале урока. Изменилось ли ваше представление о счастье?

Представляют диаграмму.

Сравнивают, делают вывод.

5 мин.

8.

Домашнее задание

Сочинение-рассуждение

«Что такое счастье?»

2 мин.

Приложение 1.

Шварвальд

горный край                     ближе к реке

 

              стекловары                      лесорубы и плотогоны      

верили в лесных духов

                                          Стеклянный Человечек                   Михель-Великан

Приложение 2.

1.

как у Толстяка Эзехиля

Счастье

2.

как у Долговязого Шлюркера

3.

как у Вильма Красивого

Приложение 3.

Человеческое сердце

Каменное сердце


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Что такое счастье?

Слайд 4

Что такое счастье? (по сказке В. Гауфа «Холодное сердце»)

Слайд 5

Вильгельм Гауф (1802 – 1827)

Слайд 6

Шварцвальд горный край ближе к реке стекловары лесорубы и плотогоны верили в лесных духов Стеклянный Человечек Михель-Великан

Слайд 7

Счастье уважение окружающих + богатство Толстяк Эзехиль могущество + богатство + богатство известность Долговязый Шлюркер Вильм Красивый

Слайд 8

Счастье уважение окружающих + богатство Толстяк Эзехиль могущество + богатство + богатство известность Долговязый Шлюркер Вильм Красивый

Слайд 9

Человеческое сердце Каменное сердце

Слайд 10

Человеческое сердце Каменное сердце горячее холодное чуткое бесчувственное внимательное равнодушное доброе злое щедрое скупое

Слайд 11

Истинное счастье способность чувствовать (любить, радоваться, сострадать и т. д.) горячее сердце семья уважение к своему ремеслу довольствоваться тем, что у тебя есть

Слайд 12

Сказка В. Гауфа «Холодное сердце» учит нас …

Слайд 14

Домашнее задание Сочинение-рассуждение «Что такое счастье?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне..." презентация к уроку литературы 5 класс

Презентация к уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне и семи богатырях"...

Конспект урока литературы по теме "Маленький принц" как философская сказка-притча. 6 класс

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Мал...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...