Открытый урок в 9 классе по произведению М. Шолохова "Судьба человека"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок по произведению М. Шолохова "Судьба человека" заставляет учащихся задуматься о смысле человеческой жизни, а также помогает воспитать патриотов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_proizv._m.sholohova.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа
имени А. Е. Кошкина
Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан»
Открытый урок в 9 классе
Изображение подлинной человечности и героизма
в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Подготовила и провела:
учитель русского языка
и литературы
Елисеева Ксения Геннадьевна
С. Б. Подберезье, 2017 год
Тема: Изображение подлинной человечности и героизма в рассказе
М. Шолохова «Судьба человека»
Цель: 1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Шолохова;
2. проследить особенности изображения человечности и героизма в рассказе «Судьба человека»;
3. способствовать развитию умения анализировать художественное произведение с опорой на текст;
4. воспитывать чувство патриотизма, человечности и ответственности.
Наглядность:1. портрет М. Шолохова;
2. выставка книг М. Шолохова;
3. презентация о жизни М. Шолохова;
4. текст рассказа «Судьба человека»;
5. иллюстрации к рассказу;
6. картины с изображением эпизодов военного времени;
7. кадры из кинофильма «Судьба человека»
Форма урока: урок-исследование
Ход урока:
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою ценой
завоевано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Р. Рождественский
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Война… Это страшное явление. Это разрушение, гибель, ужас и боль потерь, это смерть. Война искалечила судьбы сотен людей, унесла миллионы человеческих жизней. Тяжесть военного времени испытали на себе многие. Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен, мужей, отцов, братьев и сестер было потеряно в эти страшные годы! Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу; эта бронза – высокая литературная мощь, поэзия, проза, полная пафоса, боли, ненависти и грусти.
И до сих пор волнуется сердце ветеранов, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда вспоминают они о тех страшных годах великой битвы за мир и покой нашей Родины.
В своем стихотворении, участник войны, поэт Виктор Кочетков пишет:
Отгремела война,
Уже давней историей стала.
И никак не отпустит
Тревожную память бойца.
От фугасов и мин
Мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапер
Разминирует наши сердца?
И сейчас, спустя 65 лет со дня Великой Победы дрожат руки и подбородки тех поседевших солдат, когда они говорят о войне. И сейчас снящиеся им по ночам страшные картины военного времени, слышащиеся, как отголоски, эхо, взрывы бомб и грохот орудий не дают спать спокойно по ночам. Разве можно это забыть? О гибели близких и родных, любимых? О дорогих местах, превращенных в пожарища? О чувствах гнева, скорби, ожидания, веры, ненависти и любви, охвативших людей того поколения? Такое не забывается…
Но несмотря на все трудности и испытания, война рождала стихи, песни и прозу. Свыше 900 писателей отправились на фронт, поэты разделяли опасности, страдания, лишения военных лет со всеми. Многие погибли. Среди них – И. Уткин, Г. Суворов, Н. Майоров, П. Коган, В. Багрицкий. Некоторые возвратили живыми. Одним из таких писателей, возвратившимся с войны, является М. Шолохов.
Великая Победа было завоевана благодаря стойкости и мужеству, отваги и патриотизму советского народа. Именно об этих качествах человека и пишет М. Шолохов в своем рассказе «Судьба человека».
3. Краткое сообщение о жизни и творчестве М. Шолохова учащимися с показом презентации
4. Сообщение творческой истории рассказа «Судьба человека»
В 1946 году у разлившейся степной речушки Шолохов заметил мужчину, который вел за руку мальчика. Путники подошли к Шолохову, и мужчина, приняв его за своего брата-шофера, рассказал о своей судьбе. Писатель находился в большом волнении: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Однако для написания рассказа потребовалось 10 лет. В канун 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека».
Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно: объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману, с захватом в полном смысле эпическим…
« Пожалуй, главное здесь – любовь к людям, сердце, которое ранит чужая боль, которое страстно хочет людям счастья и потому так бьется, чутко отзываясь на все – тяжелое и радостное – что несет с собой жизнь…- писал критик. - Во всех испытаниях, посылаемых судьбой, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца».
5. Анализ произведения
1. В чем особенность композиции произведения М. Шолохова? (рассказ в рассказе)
2. От чьего лица ведется повествование? Что известно о рассказчике?
3. Где встречает рассказчик героя произведения? (у причала возле хутора)
4. Как выглядят герои произведения – мужчина и мальчик?
5. Что узнаем из рассказа Соколова о его жизни до войны?
А. Жизнь Андрея Соколова до женитьбы.
Б. Семейная жизнь.
В. Уход на фронт.
6. Как меняется внешность героя, когда он начинает вспоминать прощание с семьей, военные годы? (кадры из фильма и зачитывание текста произведения)
(Он на полуслове оборвал рассказ… Что-то клокочет и булькает у него в горле… Ни единой слезинки в его словно бы мертвых, потухших глазах… Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы.
7. Как происходит прощание Андрея с семьей? Почему так плакала и убивалась жена Андрея? («Родненький мой…Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше.. на этом… свете…»)
8. Что пришлось испытать Соколову в первый год службы? ( Два раза за это время был ранен… Попал в плен в мае 42-го…)
9. Каким, по представлению Андрея, должен быть настоящий мужчина, солдат, защитник Отечества?
10. Каких людей он осуждает?
11. Рассказать о нахождении Андрея в плену. Как он попадает в плен? Где содержатся пленные русские солдаты? Каковы условия их жизни?
12. Зачитать эпизоды, подтверждающие жестокость, бесчеловечность фашистов. («Комендант лагеря, бывало, выстроит нас перед блоком…идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. И так каждый день. Это он называл «профилактикой от гриппа»).
13. Когда и почему решается Соколов на побег? Удается ли ему это?
14.Что происходит с Андреем, когда его возвращают в лагерь? Как относятся к нему?
15. Как ведет себя Андрей Соколов во время допроса? Какие качества проявляет он при этом? (просмотр кадров фильма и зачитывание текста произведения)
(Стойкость, мужество, чувство собственного достоинства, патриотизм. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское, достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались…» ).
16. Почему комендант стал серьезным? Что он говорит Соколову? ( «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников…»)
17. Какую награду за стойкость получает Андрей? Почему этот хлеб кажется ему ценнейшей наградой?
18. Как поступает Соколов с полученной от коменданта буханкой? Какие человеческие качества раскрываются в этом эпизоде?
19. Как удается Андрею убежать их лагеря?
20. Почему Андрей, оказавшись на родной земле, целует ее? (просмотр кадра кинофильма).
21. За что благодарит Соколова полковник?(Спасибо тебе… Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати «языков»)
22. Какие качества русского солдата раскрываются в момент, когда Соколов просит зачислить его в стрелковую часть?
23. Как узнает Андрей о том, что его дома, семьи больше нет? Как автор передает его чувства? (Андрей узнает о несчастье из письма, присланного ему соседом. « В июне 42-го года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается… Не дай Бог никому получать такие письма!»)
24. Какова судьба сына Андрея Соколова – Анатолия? («…Попал он поначалу в артиллерийское училище…, через год закончил, пошел на фронт… Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…»)
25. Где же встретил Андрей того мальчика, с которым он предстал взору читателя в начале произведения?(возле чайной. « Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя!»)
26. Что почувствовал, узнав о тяжкой судьбе маленького человечка? («Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети»).
27. Почему Андрей решается на обман? Осуждаете ли вы его за это? (Нет, ведь Андрей Соколов этой ложью спасает мальчика-сироту, даря Ване отеческую любовь и заботу).
28. Что чувствует Ванюша, когда узнает, что Соколов его отец?(просмотр кадра кинофильма и зачитывание текста)
( «Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб…»Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром…»)
29. Почему же, взяв на воспитание мальчика, считая его своим сыном, Андрей Соколов плачет по ночам? Что не дает покоя этому стойкому мужчине?(« …почти каждую ночь покойников своих дорогих во сне вижу. И все больше так, что я – за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону… Только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… и вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни « оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез.)
30. Чего боится сейчас стойкий солдат Андрей Соколов (…сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…Иной роз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку.)
6. Обобщающая беседа
1. Зачитать последние абзацы. Какова их роль в композиции и сути произведения?
2. Почему произведение названо «Судьба человека»? ( Произведение называется «Судьба человека» потому, что в нем повествуется о судьбе одного русского солдата - Андрея Соколова -, которому пришлось преодолеть много трудностей на своем жизненном веку: испытать тяготы войны, лишиться крова и семьи . Но при этом Андрей не потерял своего человеческого достоинства. Таких искалеченных войной судеб миллионы. Описывая судьбу одного солдата, Шолохов говорит о многих, кто ценой своего счастья, а нередко и жизни, ковал Великую Победу.
3. О чем заставляет задуматься рассказ М. Шолохова? (ответы детей)
7. Заключительное слово учителя
Мы должны помнить о тех, кто в боях за Родину руководствовался чувством патриотизма, геройством и самоотверженностью, кто не жалел своей жизни ради мирной жизни детей и внуков. Помнить о тех, кто не вернулся из боя, кто сложил голову в битве за наше счастливое детство. Мы обязаны почитать тех ветеранов и тружеников тыла, кто еще живет рядом с нами.
Люди! Покуда сердца стучатся, помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли
Помните!
Помните… Ведь верно сказал классик «если мы войну забудем, вновь придет война» . Мы, молодое поколение, не должны допустить, чтобы война повторилась вновь. Мы не хотим крови, смерти, разрушений. Мы обязаны беречь мир, подаренный нам нашими бабушками и дедушками.
Пусть будет мир на всей планете,
Пусть солнце яркое сияет,
И пусть смеются громко дети,
Пусть бед страна моя не знает!
8. Домашнее задание
Написать сочинение-отзыв по прочитанному рассказу М. Шолохова «Судьба человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - концерт класса фортепиано "Художественные образы в произведениях "Детского альбома" Владимира Коровицына."
Знакомство с творчеством В.Коровицына на примере произведений "Детского альбома"...
Презентация открытого урока в классе синтезатора "Использование мультипадов в аранжировке музыкальных произведений"
Презентация открытого урока "Использование мультипадов в аранжировках музыкальных произведений" направлена на закрепление пройденных этапов в освоении техники применения мультипадов и на п...
Открытый урок ИЗО "Цвет в произведениях живописи" 6 класс ФГОС
Материал представляет собой разработку открытого урока по ИЗО в 6 классе по теме "Цвет в произведениях живописи"Включает презентацию и технологическую карту с сценарием урока....
Урок внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Данный урок - урок внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой дл...
Презентация к уроку внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Презентация к одноименному уроку делает его более интересным, наглядным....
Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита») составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Открытый урок: Работа над полифоническим произведением в классе фортепиано.
Цели: Образовательная:ознакомить с оновными чертами стиля произведения,осмыслить единство формыдостичь артикуляционной точности и выразительности исполненияРазвивающая:способствовать формированию инте...