Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
материал по литературе (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока учителя русского языка и литературы МБОУ «Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.» Петровой Анны Леонидовны
Урок внеклассного чтения по теме «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита») проведен в 10 классе. На уроке присутствовало 16 человек, класс по своим возможностям разный (есть и очень сильные ученики, с удовольствием занимающиеся литературой, хорошо говорящие, и такие, кто мало читает, не очень любит высказываться вслух). Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным, чтобы установилось сотрудничество между мной и детьми.
Данный урок был уроком внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой для написания зимнего сочинения и сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Цели урока:
- обратить внимание на проблему варварства и вандализма как одну из «вечных тем» литературы;
- обсудить вопрос необходимости сохранения культурных ценностей;
- продолжить работу по формированию умения комплексного анализа текста;
- развивать творческое воображение, мышление, речь учащихся.
Исходя из поставленных целей и задач урока, мы планировали следующие результаты:
Личностные: умение работать в команде, уважительно относиться к мнению другого человека, беречь и охранять культурные ценности, воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей человечества.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные : обучение анализу произведения: умению выделять в произведении тему и основную мысль, видеть его особенности, находить и группировать героев, сравнивать тексты и персонажей, выражать своё отношение к прочитанному, обобщать и систематизировать материал, а также обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка.
По типу урока - это урок открытия нового знания.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на уроке.
Урок был проведен в рамках системно-деятельностного подхода. Тему урока «Влияние произведений искусства на человека» сформулировали сами учащиеся на основе просмотренной видеозаписи авиаэкскурсии над Кижами, рассказа учителя о военном летчике, пораженном красотой Кижского ансамбля, они же сформулировали и цели урока:
- Обсудить вопрос, каково влияние искусства на людей;
- Проанализировать рассказы, прочитанные дома;
- Призвать к сохранению памятников искусства.
На уроке были созданы условия для усвоения обучающимися материала о роли искусства в жизни людей, важности бережного отношения к памятникам истории и культуры, применялись следующие методы:
-по характеру познавательной деятельности учащихся: частично-поисковый, исследовательский;
-по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.
-стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
- мыслительной деятельности: аналитический, сравнения,
- контроля и самоконтроля: устный, письменный;
- по организации деятельности: групповой, индивидуальный, фронтальный
На этапе целеполагани были использованы рассказ учителя и видеофрагмент, которые создали необходимый эмоциональный настрой, мотивировали учащихся для дальнейшей работы по теме.
Самостоятельное определение целей своей работы продемонстрировало сформированность регулятивных умений учащихся.
Ребята, опираясь на знание текстов произведений, предложили дальнейший путь их анализа, определив те моменты в рассказах, которые нужно сравнить, чтобы раскрыть тему урока и достичь поставленных целей.
Учащиеся предложили сравнить и прокомментировать
- Время и место действия в рассказах Солженицына и Брэдбери, приведя примеры из текста.
- Главных героев рассказов Бредбери и Солженицына. Найти сходство и различие между ними.
- Определить смысл заглавия рассказов.
Отобранное содержание урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с текстами, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Для работы ребята распределились в группы в соответствии с тем, какое задание им больше по душе. Результаты работы были представлены отдельными участниками группы, а в одном случае и группой в целом и оценены на листах взаимооценки участниками других групп.
Организованная работа в группах (на нее было отведено 6 минут) была направлена на формирование умения у детей работать в малых группах; умения слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; умения оценивать себя и друг друга. В общении преобладало сотрудничество, не было явных лидеров и аутсайдеров, все дети были включены в учебную деятельность.
В качестве индивидуального задания, один учащийся в течение отведенного на групповую работу времени из заранее подготовленных учащимися материалов о памятниках истории и архитектуры, разрушенных людьми в последние десятилетия, должен был сделать компьютерную презентацию и представить ее классу. Данное задание направлено на развитие информационно-компьтерных компетенций: отбор и систематизацию информации, навыки работы в программе ПАИНТ
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для эффективного восприятия детьми нового материала, созданная учащимися компьютерная презентация позволила понять актуальность поднятой на уроке проблемы и осуществить межпредметные связи с МХК, культурологией и историей. Кроме того, данный вид работы направлен на формирование метапредметных результатов.
На заключительном этапе урока учащимся было предложено составить обращение к современникам и потомкам о необходимости сохранения памятников культуры. Данный вид работы явился своеобразной рефлексией того, что ребята услышали, увидели, почувствовали и поняли на уроке.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено написать сочинение-рассуждение по цитате из Р. Брэдбери, которая должна была стать тезисом, а аргументами - два любых художественных произведения. Такая работа является подготовительной для написания зимнего сочинения и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку
К недостаткам урока можно отнести то, что, к сожалению, текст рассказов ни разу не прозвучал дословно, только в пересказе.
Данный недочет следует устранить на следующем уроке, обратившись к текстам произведений при проверке домашней работы.
Считаю, что в целом урок целей достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
Урок внеклассного чтения по произведению А. Алексина "Сигнальщики и горнисты"
Урок внеклассного чтения в 7 классе...
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...
Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова
Работа представляет собой материалы к урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детског...
Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях
В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...
Урок внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Данный урок - урок внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой дл...
Презентация к уроку внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Презентация к одноименному уроку делает его более интересным, наглядным....