Сценарий литературной гостиной "За всех страдать под звук органа"( Жизнь и творчество Марины Цветаевой)_
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
В сценарии литературной гостиной рассматривается жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий «Литературной гостиной»
«За всех страдать под звук органа»
(Жизнь и творчество Марины Цветаевой)
Учитель русского языка и литературы МОУ «Некрасовская СОШ» Маточенко Л.И.
Звучит песня М. Таривердиева "У зеркала" на стихи М. Цветаевой
- Сегодня мы будем говорить о поэте. Слово поэт ассоциируется с мужскими именами: Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин. А сегодня мы будем говорить о поэте- женщине. … Марине Цветаевой.
«Вся моя жизнь- роман с собственной душой»- эта фраза была определяющей жизнь Цветаевой. Попробуем же сегодня написать и прочитать этот роман. А начнем так, как начинаются старые добрые романы, т.е. с рождения героини.
Первый ведущий
- Родилась 26 сентября 1892 г., в Москве. Отец — Иван Владимирович Цветаев — профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать — Мария Александровна Мейн — страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам — от матери, страсть к работе и к природе — от обоих родителей.
«Родители, особенно мать, торопилась с нотами, с буквами, с Джен Эйрами», как будто знали, что не успеют всего, «забивая вглубь самое ценное». Мать точно заживо похоронила себя внутри нас- не вечную жизнь, а какое счастье, что все это было не наука, а Лирика, то…, чего не может быть слишком, потому что оно- само слишком, весь излишек тоски и силы…» «После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом». ( «Мать и музыка»)
Второй ведущий
- В один из осенних вечеров из Трехпрудного переулка вышла невысокая гимназистка, она щла в типографию А.И.мамонтова. В руках у нее бала стопка стихов, а вдуше дерзость и решительность.
Гордость и робость - рoдные сестры,
Над колыбелью, дружные, встали.
"Лоб запрокинув!" - гордость велела.
"Очи потупив!" - робость шепнула.
Так прохожу я - очи потупив -
Лоб запрокинув - Гордость и Робость.
Ей было 18 лет. А через месяц она держала уже в руках стихотворный сборник «Вечерний альбом».
Последовали положительные отзывы М.Волошина, В. Брюсова.
Одним из стихотворений этого сборника было стихотворение «Молитва», в котором звучит такая жажда жизни, что кажется эта минута жизни –последняя.
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Итак, Чаша поэзии была пригублена, а значит начались и муки творчества. Цветаева как бы чувствует, что ее судьба- «за всех страдать».
Третий ведущий
В декабре на заре было счастье,
Длилось - миг.
Настоящее, первое счастье…
(«Декабрь и январь»)
- Он родился с Мариной в один день- 26 сентября ст.ст. , но годом позже. Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, Он стал помогать ей. Она заглянула в его огромные в пол-лица глаза и загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел и наощупь вложил его ей в ладонь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Она хранила этот камень всю свою жизнь…
Звучит песня «Под маской плюшевого пледа»
Обвенчались они в январе 1912 года. Начались самые счастливые минуты ее жизни. В сентябре 1912 года рождается дочь Ариадна, Аля.
Стих. «Моим стихам, написанным так рано».
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Именно в этот период Цветаева начинает ощущать себя московским поэтом., соревнующимся с петроградскими (Блоком, Ахматовой, Мальдельштамом). Ахматовой она пишет: «Твой -Петербург, моя- Москва».
Четвертый ведущий
- Пора счастья пролетела в один миг.
В 1914 году Сергей, студент 1 курса московского университета отправляется на фронт. Он рвется в бой, его не пускают по состоянию здоровья. Он поступает в юнкерское училище (это событие сыграет роковую роль в судьбе его семьи).
А Марина ждет его и пишет
Ученик читает стихотворение
С.Э.
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие — в роковые времена -
Слагают стансы — и идут на плаху.
Пятый ведущий
-С весны 1917 года начинается трудный период в жизни Цветаевой. Марина хотела жить исключительно личной жизнью, а время вторгалось в ее жизнь. Февральская революция не затронула ее душу.
В январе рождается вторая дочь- Ирина. В Москве стало жить трудно. В сентябре она уезжает в Крым, а Сергей остается в Москве. Перед октябрьскими событиями снова возвращается и уже уезжает вместе с Сергеем в Коктебель к Волошину. А когда возвращается в Москву за детьми, обратного пути уже не было. Началась долгая разлука с мужем. Белый офицер, он превратился для Цветаевой в мечту. В прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Похожего на генералов 1812 года.
Звучит песня из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».
В годы гражданской войны связь с мужем прекратилась вовсе.
Звучит песня «Писала я на аспидной доске»
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стёклах,
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, чтоб было всем известно!
Что ты любим! Любим! Любим! Любим!
Расписывалась радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! Под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! Внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.
В январе 18-го года Сергей Яковлевич тайно приезжает на несколько дней в Москву, а потом четыре с половиной года не подает голоса. Муки творчества сменяются муками жены, матери.
Ученик читает стихотворение «Пригвождена к позорному столбу»
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Шестой ведущий
- Она стойко переносит разруху, лишения.
Осень 19-го «Сижу без света и без хлеба» Поэтому отдает дочек в приют, где еще чем-то кормили.Вскоре заболела Аля- ее взяли домой, а в 20-м, в феврале, она потеряла маленькую Ирину., погибшую от истощения.
Стихотворение «Две руки легко опущенные…»
В начале 20-х Марину ивановну брала жуть от происходившего в стране абсурда. «У меня нет будущего, нет воли. Если Сережи нет в живых, я все равно не смогу жить. Подумайте: такая длинная жизнь огромная, все чужое- чужие города, чужие люди, а мы сами такие брошенные. Зачем длить эту муку, если можно не мучиться…Если Бог сделает чудо- оставит вас в живых я буду ходить за вами, как собака… Будущего боюсь не своего, а ихнего…» Стихотворение «И страшные мне снятся сны»
Все стихи этого периода похожи на молитву. И вот 14 июля 1921 года приходит письмо от мужа, который находился после разгрома белой армии за границей в Чехословакии, в Праге. И она решается ехать к Сергею.
Марина перебирается из одной европейской столицы в другую.
Первый ведущий
- «Квартал, где мы живем, ужасен: гнилой канал, неба не видно из-за труб, сплошная копоть и сплошной грохот… Мы живем очень плохо. Нас в одну комнату набито четыре человека. Я совсем не могу писать; я, по правде сказать. Так зажата жизнью, что ничего не чувствую, у меня за все эти годы, кажется, отупел не ум, а душа. Мне хочется сесть и написать завещание, не вещественное (у меня ничего нет) - разъяснения, свести счеты».
Что же удерживало ее от этого шага 17 лет, прожитых за границей (тринадцать с половиной во Франции)?
Во-первых, родился сын, Георгий, Мур, о котором мечтала всю жизнь. И во-вторых, Сергей Яковлевич, ради которого она жертвовала всем. А он рвался в Россию.
Она понимает, что это неизбежно.
Звучит стихотворение «Рассвет на рельсах» В исполнении Аллы Демидовой.
-Ради возвращения на Родину, Сергей Эфрон поступает на службу, советскую службу за границей.( Многие советские люди, узнав о репрессиях в России, не хотели возвращаться на Родину, в НКВД была организована целая сеть по их ликвидации. В ней-то и состоял Сергей Яковлевич).
В октябре 1937 года Эфрон неожиданно уезжает в Москву. Можно представить себе состояние Марины, окруженной со стороны эмиграции молчанием и недоверием. Ее вызывают в полицию, ее обвиняют за мужа. Она была в полубезумном состоянии. Но фраза, которую она произнесла, потрясла всех: «Его доверие могло быть обманутым, мое же к нему остается тем же».
Разбирая старые письма, она находит: « Если Бог оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака…» И дописывает: «И пойду, как собака».
Звучит песня в исполнении А.малинина «Берега»
Еще весной 1937 года уезжает в Россию Аля, где принимает советское гражданство. Она в восторге от Москвы. От демонстраций, народных гуляни, от всего того, что ненавидела Марина Ивановна. В октябре туда бежит Эфрон. Ее не печатают, она одна. Она готовится к отъезду, но ехать безумно не хочется.
«Все меня выталкивают в Россию, в которую ехать не могу:здесь – я не нужна, там – я невозможна! Выбора нет» Нельзя бросить человека в беде. Я с этим родилась….»
Второй ведущий
-Первый удар Марина получила на вокзале, когда Аля сообщила ей, что ее сестра Анкастасия арестована два года назад иотправлена после пяти месяцев тюрьмы на Дальний Восток на 10 лет.
О возвращении Марины знали только близкие люди. Пастернак: « Под строгим секретом я вам сообщу, что в Москве живет М.Цветаева. …Судьба Цветаевой сейчас на волоске. Ей велено жить в страшном инкогнито».
Страшное инкогнито обеспечивала дача НКВД под Москвой, где помимо Цветаевой жили и другие эмигранты. Общения с миром не было.
27 августа 1939-го арестовали Алю. 10 октября пришли за Эфроном.
Вскоре арестовали всех соседей. И Марина бежит с проклятой дачи.
«Никто не видит и не знает, что я уже год ищу глазами крюк. Я год римиряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умереть, я хочу НЕ БЫТЬ…Вздор… Пока я нужна… Но, Господи, как я ничего не могу!»
Она была нужна: сын еще не пошел в школу, надо было носить передачи дочери и мужу.
«Днем холод, просто лед. Ледяные руки, ледяные ноги, глаза. В доме ни масла , ни овощей. Одна картошка. По ночам не сплю, боюсь…вскакиваю…и так до рассвета. Я сейчас бита, меня сейчас нет. Не знаю, буду ли я когда-нибудь».
Два раза в месяц она шла к поезду, чтобы занять к пяти часам утра очередь и сдать передачу.
О судьбах же дочери и мужа Марина Ивановна так ничего и не узнала. Бог дал ей единственное утешение- не пережить Сергея Яковлевича (он умер в тюрьме в 1941 году) и не знать, что допрашивая дочь, ее пытали.
Ученик читает стихотворение «Рябину рубили…»
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.
Третий ведущий
Она обращается за помощью, но частная помощь друзей не привела ни к чему.
Во время этого ада она еще работает, переводит.
В 16 году она напишет:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем…
Прошло четверть века и Марина Цветаева напишет: «Мы Москву задарили, а она меня вышвыривает, отвергает… Я не могу вытравить из себя чувство права».
Цветаева права: детище отца- Музей изящных искусств, которому отдано 12 лет жизни, три личных библиотеки отдано в бывший Румянцевский музей. «Что-то я дала Москве! Стихи о Москве. Но даже не напиши я стихи о Москве, я имею права на нее в порядке русского человека в ней жившего и работавшего…»
И вот, наконец, появился угол, пристанище. Рядом была школа для Мура. Это была небольшая комнатка с очень большим окном.Два топчана (один из чемоданов заменял кровать). Не было занавесок, шкафа, лампочка на шнуре. Все было неуютно. И эта была ее последняя прописка на московской земле.А дальше1941 год, эвакуация, Елабуга.
- Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсия Лорки. Работа была прервана, она в состоянии паники, безумного страха за сына. 8 августа Марина Цветаева на пароходе прибыла в город Елабуга на Каме. Новый ужас- остаться без работы. Она пишет заявление с просьбой о трудоустройстве "«Прошу принять меня на работу в качестве….судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».
Вероятно, ответили отказом, судя по последним дням ее жизни. Подкармливала ее с сыном соседка, милиционерша, которой Марина Ивановна помогала стирать бельё.
Четвертый ведущий
Со слов К.Г. Паустовского.
Перед отъездом Цветаевой в эвакуацию, к ней пришел Б.Пастернак помочь укладываться. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан, нахваливал ее крепость и пошутил, что она все еще выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что эта веревка сослужила Марине Ивановне еще одну, трагическую службу. После смерти обнаружили три записки.
Асеевым, чтобы взяли к себе Мура. «Я для него больше ничего не могу и только его гублю…У меня в сумке 150 рублей и, если распродать все мои вещи… А меня – простите- не вынесла».
Людям, которых просила помочь уехать. «Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет».
Сыну. «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Я люблю тебя безумно. Пойми, я больше не могла жить. Передай папе и Але-если увидишь- что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
Она опять жертвовала собой, чтобы не втянуть сына в лабиринт отчаяния и безнадежности… (через три года Георгий Эфрон погибнет на войне).
Ученик читает стихотворение
О черная гора
Затмившая весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь –быть
В БЕДЛАМЕ нелюдей
Отказываюсь – жить
С волками площадей.
Отказываюсь – быть
С акулами равнин
Отказываюсь- плыть-
Вниз-по теченью спин.
Не надо мне не дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один- отказ.
Вот и прочитан до конца роман Смерть поэта вошла в его битие, а его бытие принадлежит будущему, как все великое на Земле. Настал и стихам Марины Цветаевой свой черед.
Звучит песня на стихи М.Цветаевой «Монолог» в исполнении Аллы Пугачевой.
Список использованной литературы
- М.И. Цветаева Сборник стихов. М.,1999.
- Саакянц А. А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1997.
- Наталья Дали Творчество Цветаевой в эмиграции М.2010.
- «Пять встреч с поэтами серебряного века». Тверь, 1992
Предварительный просмотр:
Сценарий «Литературной гостиной»
«За всех страдать под звук органа»
(Жизнь и творчество Марины Цветаевой)
Учитель русского языка и литературы МОУ «Некрасовская СОШ» Маточенко Л.И.
Звучит песня М. Таривердиева "У зеркала" на стихи М. Цветаевой
- Сегодня мы будем говорить о поэте. Слово поэт ассоциируется с мужскими именами: Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин. А сегодня мы будем говорить о поэте- женщине. … Марине Цветаевой.
«Вся моя жизнь- роман с собственной душой»- эта фраза была определяющей жизнь Цветаевой. Попробуем же сегодня написать и прочитать этот роман. А начнем так, как начинаются старые добрые романы, т.е. с рождения героини.
Первый ведущий
- Родилась 26 сентября 1892 г., в Москве. Отец — Иван Владимирович Цветаев — профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать — Мария Александровна Мейн — страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам — от матери, страсть к работе и к природе — от обоих родителей.
«Родители, особенно мать, торопилась с нотами, с буквами, с Джен Эйрами», как будто знали, что не успеют всего, «забивая вглубь самое ценное». Мать точно заживо похоронила себя внутри нас- не вечную жизнь, а какое счастье, что все это было не наука, а Лирика, то…, чего не может быть слишком, потому что оно- само слишком, весь излишек тоски и силы…» «После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом». ( «Мать и музыка»)
Второй ведущий
- В один из осенних вечеров из Трехпрудного переулка вышла невысокая гимназистка, она щла в типографию А.И.мамонтова. В руках у нее бала стопка стихов, а вдуше дерзость и решительность.
Гордость и робость - рoдные сестры,
Над колыбелью, дружные, встали.
"Лоб запрокинув!" - гордость велела.
"Очи потупив!" - робость шепнула.
Так прохожу я - очи потупив -
Лоб запрокинув - Гордость и Робость.
Ей было 18 лет. А через месяц она держала уже в руках стихотворный сборник «Вечерний альбом».
Последовали положительные отзывы М.Волошина, В. Брюсова.
Одним из стихотворений этого сборника было стихотворение «Молитва», в котором звучит такая жажда жизни, что кажется эта минута жизни –последняя.
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Итак, Чаша поэзии была пригублена, а значит начались и муки творчества. Цветаева как бы чувствует, что ее судьба- «за всех страдать».
Третий ведущий
В декабре на заре было счастье,
Длилось - миг.
Настоящее, первое счастье…
(«Декабрь и январь»)
- Он родился с Мариной в один день- 26 сентября ст.ст. , но годом позже. Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, Он стал помогать ей. Она заглянула в его огромные в пол-лица глаза и загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел и наощупь вложил его ей в ладонь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Она хранила этот камень всю свою жизнь…
Звучит песня «Под маской плюшевого пледа»
Обвенчались они в январе 1912 года. Начались самые счастливые минуты ее жизни. В сентябре 1912 года рождается дочь Ариадна, Аля.
Стих. «Моим стихам, написанным так рано».
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Именно в этот период Цветаева начинает ощущать себя московским поэтом., соревнующимся с петроградскими (Блоком, Ахматовой, Мальдельштамом). Ахматовой она пишет: «Твой -Петербург, моя- Москва».
Четвертый ведущий
- Пора счастья пролетела в один миг.
В 1914 году Сергей, студент 1 курса московского университета отправляется на фронт. Он рвется в бой, его не пускают по состоянию здоровья. Он поступает в юнкерское училище (это событие сыграет роковую роль в судьбе его семьи).
А Марина ждет его и пишет
Ученик читает стихотворение
С.Э.
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие — в роковые времена -
Слагают стансы — и идут на плаху.
Пятый ведущий
-С весны 1917 года начинается трудный период в жизни Цветаевой. Марина хотела жить исключительно личной жизнью, а время вторгалось в ее жизнь. Февральская революция не затронула ее душу.
В январе рождается вторая дочь- Ирина. В Москве стало жить трудно. В сентябре она уезжает в Крым, а Сергей остается в Москве. Перед октябрьскими событиями снова возвращается и уже уезжает вместе с Сергеем в Коктебель к Волошину. А когда возвращается в Москву за детьми, обратного пути уже не было. Началась долгая разлука с мужем. Белый офицер, он превратился для Цветаевой в мечту. В прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Похожего на генералов 1812 года.
Звучит песня из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».
В годы гражданской войны связь с мужем прекратилась вовсе.
Звучит песня «Писала я на аспидной доске»
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стёклах,
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, чтоб было всем известно!
Что ты любим! Любим! Любим! Любим!
Расписывалась радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! Под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! Внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.
В январе 18-го года Сергей Яковлевич тайно приезжает на несколько дней в Москву, а потом четыре с половиной года не подает голоса. Муки творчества сменяются муками жены, матери.
Ученик читает стихотворение «Пригвождена к позорному столбу»
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Шестой ведущий
- Она стойко переносит разруху, лишения.
Осень 19-го «Сижу без света и без хлеба» Поэтому отдает дочек в приют, где еще чем-то кормили.Вскоре заболела Аля- ее взяли домой, а в 20-м, в феврале, она потеряла маленькую Ирину., погибшую от истощения.
Стихотворение «Две руки легко опущенные…»
В начале 20-х Марину ивановну брала жуть от происходившего в стране абсурда. «У меня нет будущего, нет воли. Если Сережи нет в живых, я все равно не смогу жить. Подумайте: такая длинная жизнь огромная, все чужое- чужие города, чужие люди, а мы сами такие брошенные. Зачем длить эту муку, если можно не мучиться…Если Бог сделает чудо- оставит вас в живых я буду ходить за вами, как собака… Будущего боюсь не своего, а ихнего…» Стихотворение «И страшные мне снятся сны»
Все стихи этого периода похожи на молитву. И вот 14 июля 1921 года приходит письмо от мужа, который находился после разгрома белой армии за границей в Чехословакии, в Праге. И она решается ехать к Сергею.
Марина перебирается из одной европейской столицы в другую.
Первый ведущий
- «Квартал, где мы живем, ужасен: гнилой канал, неба не видно из-за труб, сплошная копоть и сплошной грохот… Мы живем очень плохо. Нас в одну комнату набито четыре человека. Я совсем не могу писать; я, по правде сказать. Так зажата жизнью, что ничего не чувствую, у меня за все эти годы, кажется, отупел не ум, а душа. Мне хочется сесть и написать завещание, не вещественное (у меня ничего нет) - разъяснения, свести счеты».
Что же удерживало ее от этого шага 17 лет, прожитых за границей (тринадцать с половиной во Франции)?
Во-первых, родился сын, Георгий, Мур, о котором мечтала всю жизнь. И во-вторых, Сергей Яковлевич, ради которого она жертвовала всем. А он рвался в Россию.
Она понимает, что это неизбежно.
Звучит стихотворение «Рассвет на рельсах» В исполнении Аллы Демидовой.
-Ради возвращения на Родину, Сергей Эфрон поступает на службу, советскую службу за границей.( Многие советские люди, узнав о репрессиях в России, не хотели возвращаться на Родину, в НКВД была организована целая сеть по их ликвидации. В ней-то и состоял Сергей Яковлевич).
В октябре 1937 года Эфрон неожиданно уезжает в Москву. Можно представить себе состояние Марины, окруженной со стороны эмиграции молчанием и недоверием. Ее вызывают в полицию, ее обвиняют за мужа. Она была в полубезумном состоянии. Но фраза, которую она произнесла, потрясла всех: «Его доверие могло быть обманутым, мое же к нему остается тем же».
Разбирая старые письма, она находит: « Если Бог оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака…» И дописывает: «И пойду, как собака».
Звучит песня в исполнении А.малинина «Берега»
Еще весной 1937 года уезжает в Россию Аля, где принимает советское гражданство. Она в восторге от Москвы. От демонстраций, народных гуляни, от всего того, что ненавидела Марина Ивановна. В октябре туда бежит Эфрон. Ее не печатают, она одна. Она готовится к отъезду, но ехать безумно не хочется.
«Все меня выталкивают в Россию, в которую ехать не могу:здесь – я не нужна, там – я невозможна! Выбора нет» Нельзя бросить человека в беде. Я с этим родилась….»
Второй ведущий
-Первый удар Марина получила на вокзале, когда Аля сообщила ей, что ее сестра Анкастасия арестована два года назад иотправлена после пяти месяцев тюрьмы на Дальний Восток на 10 лет.
О возвращении Марины знали только близкие люди. Пастернак: « Под строгим секретом я вам сообщу, что в Москве живет М.Цветаева. …Судьба Цветаевой сейчас на волоске. Ей велено жить в страшном инкогнито».
Страшное инкогнито обеспечивала дача НКВД под Москвой, где помимо Цветаевой жили и другие эмигранты. Общения с миром не было.
27 августа 1939-го арестовали Алю. 10 октября пришли за Эфроном.
Вскоре арестовали всех соседей. И Марина бежит с проклятой дачи.
«Никто не видит и не знает, что я уже год ищу глазами крюк. Я год римиряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умереть, я хочу НЕ БЫТЬ…Вздор… Пока я нужна… Но, Господи, как я ничего не могу!»
Она была нужна: сын еще не пошел в школу, надо было носить передачи дочери и мужу.
«Днем холод, просто лед. Ледяные руки, ледяные ноги, глаза. В доме ни масла , ни овощей. Одна картошка. По ночам не сплю, боюсь…вскакиваю…и так до рассвета. Я сейчас бита, меня сейчас нет. Не знаю, буду ли я когда-нибудь».
Два раза в месяц она шла к поезду, чтобы занять к пяти часам утра очередь и сдать передачу.
О судьбах же дочери и мужа Марина Ивановна так ничего и не узнала. Бог дал ей единственное утешение- не пережить Сергея Яковлевича (он умер в тюрьме в 1941 году) и не знать, что допрашивая дочь, ее пытали.
Ученик читает стихотворение «Рябину рубили…»
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.
Третий ведущий
Она обращается за помощью, но частная помощь друзей не привела ни к чему.
Во время этого ада она еще работает, переводит.
В 16 году она напишет:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем…
Прошло четверть века и Марина Цветаева напишет: «Мы Москву задарили, а она меня вышвыривает, отвергает… Я не могу вытравить из себя чувство права».
Цветаева права: детище отца- Музей изящных искусств, которому отдано 12 лет жизни, три личных библиотеки отдано в бывший Румянцевский музей. «Что-то я дала Москве! Стихи о Москве. Но даже не напиши я стихи о Москве, я имею права на нее в порядке русского человека в ней жившего и работавшего…»
И вот, наконец, появился угол, пристанище. Рядом была школа для Мура. Это была небольшая комнатка с очень большим окном.Два топчана (один из чемоданов заменял кровать). Не было занавесок, шкафа, лампочка на шнуре. Все было неуютно. И эта была ее последняя прописка на московской земле.А дальше1941 год, эвакуация, Елабуга.
- Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсия Лорки. Работа была прервана, она в состоянии паники, безумного страха за сына. 8 августа Марина Цветаева на пароходе прибыла в город Елабуга на Каме. Новый ужас- остаться без работы. Она пишет заявление с просьбой о трудоустройстве "«Прошу принять меня на работу в качестве….судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».
Вероятно, ответили отказом, судя по последним дням ее жизни. Подкармливала ее с сыном соседка, милиционерша, которой Марина Ивановна помогала стирать бельё.
Четвертый ведущий
Со слов К.Г. Паустовского.
Перед отъездом Цветаевой в эвакуацию, к ней пришел Б.Пастернак помочь укладываться. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан, нахваливал ее крепость и пошутил, что она все еще выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что эта веревка сослужила Марине Ивановне еще одну, трагическую службу. После смерти обнаружили три записки.
Асеевым, чтобы взяли к себе Мура. «Я для него больше ничего не могу и только его гублю…У меня в сумке 150 рублей и, если распродать все мои вещи… А меня – простите- не вынесла».
Людям, которых просила помочь уехать. «Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет».
Сыну. «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Я люблю тебя безумно. Пойми, я больше не могла жить. Передай папе и Але-если увидишь- что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
Она опять жертвовала собой, чтобы не втянуть сына в лабиринт отчаяния и безнадежности… (через три года Георгий Эфрон погибнет на войне).
Ученик читает стихотворение
О черная гора
Затмившая весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь –быть
В БЕДЛАМЕ нелюдей
Отказываюсь – жить
С волками площадей.
Отказываюсь – быть
С акулами равнин
Отказываюсь- плыть-
Вниз-по теченью спин.
Не надо мне не дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один- отказ.
Вот и прочитан до конца роман Смерть поэта вошла в его битие, а его бытие принадлежит будущему, как все великое на Земле. Настал и стихам Марины Цветаевой свой черед.
Звучит песня на стихи М.Цветаевой «Монолог» в исполнении Аллы Пугачевой.
Список использованной литературы
- М.И. Цветаева Сборник стихов. М.,1999.
- Саакянц А. А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1997.
- Наталья Дали Творчество Цветаевой в эмиграции М.2010.
- «Пять встреч с поэтами серебряного века». Тверь, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой
Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...
Литературный монтаж по жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Литературный монтаж по жизни и творчеству Марины Цветаевой....
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Марины Цветаевой
Урок литературы в 11 классе в форме литературной гостиной позволяет учащимся познакомиться с основными вехами жизни поэтессы и прикоснуться к её творчеству. На уроке звучат стихи и песни на стих...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе М...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....