Методическая разработка урока "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Интегрированный урок по литературе и географии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stepi.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

«Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Интегрированный урок литературы и географии в 7-б классе

441 гимназия Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Савина Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы;

Юшкова Наталья Николаевна, учитель географии.

Цели:

Обучающая: продолжить знакомство с творчеством Гоголя, углубить знания о роли пейзажа в произведении, продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами, показать мастерство Гоголя-пейзажиста; продолжить формирование понятия о закономерностях географической оболочки, о природных комплексах и природных зонах на примере зоны степей;

Развивающая: продолжить формирование умения и навыка анализа прозаического текста, развивать познавательные и творческие способности учащихся; формировать умения работать с разными источниками информации, анализировать их, уметь устанавливать причинно-следственные связи делать выводы;

Воспитательная: воспитание любви к родной природе, к Родине, к слову, интереса к произведениям русской литературы, живописи; бережного отношения к природе, умения анализировать проблемы взаимодействия природы и общества показать практическую направленность знаний.

Оборудование: текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», проектор, ноутбук, карта России, схема, атлас, учебник географии, иллюстрации учащихся.

СЛАЙД № 2

Учитель литературы:

- Напишите СЛОВА-АССОЦИАЦИИ к слову степь. (Простор, бескрайность, красота,    бесконечность, воля, свобода, скорость, движение, океан, безбрежность, дуновение ветерка и др.) Запишите тему урока в тетрадь (слайд №1) и подчеркните ключевые слова. (Степи, хороши). К концу урока мы должны выяснить, чем же хороши степи.

- Давайте послушаем первый отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (наизусть отрывок читает ученик).

- О чём этот текст? ( Описание степи днём).

- Какое настроение автора передаёт текст? У кого возникло настроение тоски, печали?

- Какой вы увидели степь в этом тексте? (Живой, она живёт, дышит, шумит).

- Действительно, Гоголь показал  жизнь степи в дневное время. Давайте создадим кластер, который поможет нам глубже понять смысл данного  отрывка из повести. ( По середине доски записываем слово СТЕПЬ, а слева слово ДЕНЬ, над ним-бодрствующая).

- Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете? Перечислите их.

- Какими тропами автор передаёт радость, восхищение степью?

(Метафора: степь – « зелёно - огненный океан», «синие волны воздуха», « брызнули по океану»;

 инверсия: «стояли ястребы», « подымалась чайка», «брызнули миллионы разных цветов»;

 гиперболы: «вся поверхность земли представлена океаном», «миллионы разных цветов», «тысячи птиц»,  «туча гусей»;

 повтор: «неподвижно стояли» –  «неподвижно устремив»).

- В тексте много глаголов. Назовите их и скажите, какую роль они выполняют в тексте?

(«Брызнули, сквозили, выскакивал, пестрела, шныряли, отдавался, мелькает» и др. Все они обозначают движение, показывают, как разнообразна жизнь в степи днём).

- Среди такого многообразия и обилия движения, цветов, запахов и звуков  рассказчик не забывает и о деталях: « один колос»,  «одна чайка». Всё до мелочей видит писатель.

- Запишите в тетрадь, какая степь у Гоголя днём. (Живая, многоголосая, сказочная и др.). Гоголь восторгается этой сказкой, не случайно в конце  последнего предложения он ставит восклицательный знак.

- Но очарование степи передаётся не только словами, его можно передать и красками. Давайте посмотрим иллюстрации, которые нарисовали девочки, познакомившись с этим отрывком.
- Мы с вами выяснили, что степь у Гоголя живая, а кто же живёт в степи? ( Записать в кластер слова: гуси, ястреб, чайка, куропатки).

- А что растёт в степи? ( Записать слова в кластер: кашки, волошки – васильки, дрок – степное растение из семейства бобовых , колос пшеницы, занесённый откуда-то ветром).

- Давайте послушаем второй отрывок из повести «Тарас Бульба».(Наизусть отрывок читает ученица).

-   В какое время суток показана нам степь в этом тексте?

-  Какое чувство возникло у вас после того, как вы прослушали этот отрывок? ( Чувство умиротворения, покоя и др.)

- Действительно, на смену жизни после трудового дня приходит вечер, когда почти всё затихает, готовится ко сну, к отдыху. (Записать в кластер слово ВЕЧЕР справа, над ним – отходящая ко сну).

- Какие изменения в степной жизни вы увидели? Чего стало больше, а чего меньше,  а, может быть, что-то совсем исчезло? (Больше запахов, они преобладают над всем  в вечернее время «каждый цветок, каждая травка испускала амбру – аромат, приятный запах – и вся степь курилась благовонием –  устар. аромат, приятный запах (Ожегов)»

Изменились цвета: днём их было изобилие, они были яркие «миллионы разных цветов», а вечером  пространство потемнело, и уже нет  названия цветов, растений, а используется выражение «каждый цветок, каждая травка» .В пространстве больше внимания уделяется небу, по которому «как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота», появляется ветерок, который несёт прохладу.

Изменились звуки (музыка): днём слышалось многоголосье, шумное, разное, перемешивающееся друг с другом, а вечером звуки утихают, становятся другими: суслики издают свист, кузнечики – треск, а лебедь – крик, как серебро. Произошли изменения в фауне.

- Давайте запишем в кластер слова: суслики, кузнечики, лебедь; цветок, травка.

- Какие тропы использует автор для описания степи в вечернее время.

 (Эпитеты: «пёстрое пространство»,  « лёгкие и прозрачные облака»,  «обольстительный ветерок»);

Сравнение («как будто исполинскою кистью», « крик лебедя, как серебро», «трещание кузнечиков становилось слышнее»)

- Какую роль выполняют они в тексте? (Помогают лучше понять те изменения, которые прошли в степной жизни, помогают представить жизнь степи в вечернее время.)

-  Давайте посмотрим иллюстрации, которые нарисовали наши юные художницы, прочитав отрывок «Степь  вечером».

- Каким вы увидели автора данных текстов? ( Чувствительный, внимательный, знающий и любящий природу,  мастер слова, любящий Родину).

- Какой вывод можно сделать из этого? ( Степь для автора – образ горячо любимой Родины, могучей и прекрасной).

Учитель географии: - Сейчас мы познакомились с художественным описанием степи. А что же такое степь с географической точки зрения? (Природная зона)

- Дайте определение природной зоны. ( Природная зона - это природный комплекс  со сходными компонентами природы на определённой территории, это часть географической оболочки). СЛАЙД № 3

-Южная зона лесов сменяется лесостепью. Это доказывает, какую закономерность-зональность? (Широтную).

- Что называется широтной зональностью? (Смена природных зон на равнинах от экватора к полюсам).

- Какую ещё закономерность вы увидели в отрывках из повести Н. В. Гоголя?  (Ритмичность: утро и вечер).

- Но в степной зоне  ритмичность будет и сезонная –  по временам года. А какая 3-я очень важная закономерность? (Целостность).

- Что называется целостностью? (Целостность – это взаимосвязь и взаимозависимость компонентов природы).

- Давайте её рассмотрим подробнее. (Работа с атласом, с текстом  в учебнике, со схемой).

 (Задание: составить схему взаимосвязи компонентов природы в природном комплексе -  степная зона).

- Получилось сплетение: всё в степной зоне связано. СЛАЙД № 4,5,6,7;  №8,9,10,11

-  Какой же ещё фактор будет влиять на степи? ( Человек – антропогенный фактор).

- Как человек изменил степи? Чем он занимался в степях? (Cкотоводство, земледелие).

Действительно, раньше степи были бескрайними, жили в них дикие лошади СЛАЙД№12; а в настоящее время человек распахивает их всё больше. СЛАЙД № 13

- Похожи ли современные степи на степи, описанные Гоголем? ( Нет. Человек изменил степи).  

- А как вы думаете, хорошо это или плохо?

- Конечно, однозначного ответа на этот вопрос нет. Плохо, потому что мы потеряли естественные степи, остались небольшие заповедные уголки, а хорошо то, что степь является нашей кормилицей. Степи России на 80% распаханы и густо заселены. Как вы думаете, могли бескрайние степные просторы оказать влияние на характер человека этой зоны? А какие черты характера могла сформировать степь? (Широта – щедрость души, доброта и удаль).

Учитель литературы:  - После этих слов вспоминаешь строчки из стихотворения Алексея Кольцова «Косарь», где предстаёт перед нами и широта русской души, и молодецкая удаль, и любовь к родной земле. (Ученики читают отрывок из стихотворения Алексея Кольцова «Косарь»).   СЛАЙД № 14

Учитель географии:

- Мы увидели связь реальной жизни в степи с художественной литературой. Давайте подведём итог. Каков внешний облик зоны? (Безлесная зона умеренного пояса).  Мы видим сплетение компонентов природы. А  зачем надо знать их? (Человек должен бережно относиться к природе, пользоваться её богатствами, но и сохранять природное равновесие).

Учитель литературы:

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Чем хороши степи? Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь и прочитайте. СЛАЙД № 15 (с музыкой). (Своей широтой и необъятностью, своей красотой и многоцветием, своей мелодичностью, своим обилием запахов, то есть благовонием).

- Я надеюсь, что каждый из нас унесёт с этого урока частичку любви к степи, к родине.  А  результатом подготовки к уроку и сегодняшней работы является творчество ребят. (Учащиеся читают свои творческие работы). СЛАЙД № 15-21

- Благодарим всех за урок и желаем успехов! Слайд № 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"

Презентация к интегрированному уроку по литературе и географии в 7 классе...

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков....

Методическая разработка по организации и проведению поисковой работы в рамках социального проекта «Восстановление исторической памяти» на базе школьного музея МБОУ Степано-Савченской ООШ.

В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от...

методическая разработка «Русь и Степь», конспект и презентация к уроку

Методическая разработка урока «Русь и Степь». Россия - страна многонациональная и мультикультурная, с очень богатым и разнообразным совместным историческим прошлым: от военных конфликтов д...

Методическая разработка урока "Лесостепи, степи и полупустыни." 8 класс

Материалы и форма работы на уроке позволят расширить  обучающимся знания о сущности и динамики главных природных и экологических, процессов, происходящих в географическом пространстве России,...