Урок литературы в 7 классе "Образ степи в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Григорьева Оюна Дмитриевна

Спецификация преподавания литературы такова, что мы должны использовать на уроке не только текстовый материал, а  для большего восприятия  обращаться  и к визуализации, которая поможет задействовать когнитивные процессы. В этом нам поможет технология скрайбинга. Скрайбинг - это процесс слуховой т зрительной визуализации текстового (словесного) материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_stepi.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе с использованием технологии Скрайбинга.

Учитель Григорьева Оюна Дмитриевна

Тема «Образ степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока: раскрыть образ степи и определить , какую роль играет образ  степи в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознание понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении», «цветопись»; распознание художественно-изобразительных средств, определение зрительных и слуховых образов в художественном тексте; определение авторской позиции; выразительное чтение текста.

Метапредметные:

- оценивание своей/чужой деятельности; анализ своей работы; планирование своих результатов; умение слушать собеседника; умение правильно формулировать и выражать свои мысли;

Личностные:

- понимание понятия родины, развивать чувство патриотизма.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Используемые образовательные технологии: элементы технологии Скрайбинг, ИКТ

Для справки: Скрайбинг- процесс слуховой, зрительной визуализации текстового (словесного) материала.

Для скрайбинга:

- видеофрагмент кинофильма «Тарас Бульба» режиссера В.Бортко (эпизод «Степь») 2009 https://yandex.ru/video/preview/14813986235483530231 ;

- звуки степи https://yandex.ru/video/preview/12207595297605253065 ;

- картина А.Герасимова «Черт возьми, степи, как вы хороши» https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5300260/pub_60f6750e73295d4db96dfc46_60f67523fcb0d72aeb95579c/scale_1200  ;

- русская старинная песня «Ах ты, степь широкая» (исполнители Диана Акудинова и Михайло Ладомиров) https://yandex.ru/video/preview/1232911827092392113 ;

- сайт «Литературус» (здесь найдем образ степи у других писателей)- для дополнительной работы.

Оборудование: интерактивный комплекс с выходом в интернет.

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

- Откройте стр. _____ учебника. Найдите отрывок о степи. Учащийся выразительно зачитывает отрывок повести о степи.

- А теперь прослушайте песню и ответьте на вопрос: что общего между прочитанным отрывком и песней? (Песня «Ах ты, степь широкая)

(Ответы учащихся : и в отрывке текста и в песне говорится о степи)

- Какую мысль вкладывает в отрывок Гоголь? Определите мысль песни (говорится о раздолье степи, авторы произведений с любовью относятся к образу степи, к простору, простор как русская душа)

2. Целеполагание.

- А теперь определите тему урока и поставьте проблему. («Образ степи  в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Проблема «Какой видит степь Н.В.Гоголь?» или «Какую роль играет художественный образ степи в повести Н.В.Гоголя?»

3. Актуализация.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово СТЕПЬ? ( свобода, простор, красота, Россия, родина и тд)

4. Изучение темы.

-А в песне как  отражались простор, воля, свобода? (музыка плавная, нежная, заунывная).

-Да, действительно, красота степи может быть отражена и с помощью звуков. Вот, послушайте (включаю запись  «звуки степи»). 

-Закройте глаза: что представляете? (находимся в степи, кругом природа, нет напряжения, хочется бежать по степи)

-А какие звуки услышали герои повести, когда шли по степи? (работа в тетради, выписывают звуковые образы, ответы учащихся)

- Посмотрите , ребята, как видит гоголевскую степь режиссер В.Бортко в фильме «Тарас Бульба» (просмотр фрагмента)

- Что вы слышали кроме речи людей? (звуки степи, музыку) Какая музыка? (печальная, грустная). Почему? (герои покидают дом, не хотят расставаться с матерью)

- Еще через какой прием Гоголь любуется степью? (через цветопись) (учащиеся выписывают в тетрадь примеры цветописи,  ответы)

- Посмотрите, как видит гоголевскую степь художник А.Герасимов, который вдохновился описанием степи Гоголем и создает картину со звучным названием цитатой из текста «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!». Обратите внимание на разнообразие, обилие красок!

5. Рефлексия

- Так какую же роль играет художественный образ степи в произведении «Тарас Бульба»? (через любовь к степи автор показывает любовь к Родине, стремление к воле, к свободе, к мирной и счастливой жизни)

- Мы видим, что образ гоголевской степи вдохновил и другие виды искусства. Бескрайность и многозвучие степи мы можем увидеть и услышать в кино, насладиться разнообразием красок в живописи, усладить свой слух прекрасными народными песнями. А что объединяет всех мастеров искусства? (Конечно же, Любовь к Родине. И вы, ребята, берегите, цените, уважайте Родину!)

- Предлагаю написать Синквейн. Ключевым словом является слово СТЕПЬ.

Степь.

Вольная, прекрасная.

Люблю, надеюсь, вернусь.

Родина у нас одна.

Россия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района  слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО з...

Урок литературы "Патриотический пафос в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Завершающий урок по изучению произведения Н.В.Гоголя  "Тарас Бульба"....

урок литературы в 6 классе по повести В. Распутина "Уроки французского"

Это урок-размышление. Задача учителя - словесника -научить детей мыслить, научить их сочувствовать , сопереживать. А это можно сделать на примерах хорошей литературы. Таким произведением, на мой взглл...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"

Презентация к уроку-исследованию по теме "Как изменяется характер человека, прошедшего через тяжкие испытания?". Здесь отражены актуальность исследования, проблемный вопрос, гипотеза, а также цели и з...

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей.

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко  «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей....

Презентация к уроку литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация сопровождает конспект урока по повести Гоголя "Тарас Бульба"...