Урок литературы в 7 классе "Образ степи в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Спецификация преподавания литературы такова, что мы должны использовать на уроке не только текстовый материал, а для большего восприятия обращаться и к визуализации, которая поможет задействовать когнитивные процессы. В этом нам поможет технология скрайбинга. Скрайбинг - это процесс слуховой т зрительной визуализации текстового (словесного) материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_stepi.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе с использованием технологии Скрайбинга.
Учитель Григорьева Оюна Дмитриевна
Тема «Образ степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Цель урока: раскрыть образ степи и определить , какую роль играет образ степи в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Планируемые результаты:
Предметные:
- осознание понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении», «цветопись»; распознание художественно-изобразительных средств, определение зрительных и слуховых образов в художественном тексте; определение авторской позиции; выразительное чтение текста.
Метапредметные:
- оценивание своей/чужой деятельности; анализ своей работы; планирование своих результатов; умение слушать собеседника; умение правильно формулировать и выражать свои мысли;
Личностные:
- понимание понятия родины, развивать чувство патриотизма.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Используемые образовательные технологии: элементы технологии Скрайбинг, ИКТ
Для справки: Скрайбинг- процесс слуховой, зрительной визуализации текстового (словесного) материала.
Для скрайбинга:
- видеофрагмент кинофильма «Тарас Бульба» режиссера В.Бортко (эпизод «Степь») 2009 https://yandex.ru/video/preview/14813986235483530231 ;
- звуки степи https://yandex.ru/video/preview/12207595297605253065 ;
- картина А.Герасимова «Черт возьми, степи, как вы хороши» https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5300260/pub_60f6750e73295d4db96dfc46_60f67523fcb0d72aeb95579c/scale_1200 ;
- русская старинная песня «Ах ты, степь широкая» (исполнители Диана Акудинова и Михайло Ладомиров) https://yandex.ru/video/preview/1232911827092392113 ;
- сайт «Литературус» (здесь найдем образ степи у других писателей)- для дополнительной работы.
Оборудование: интерактивный комплекс с выходом в интернет.
Ход урока.
- Мотивационный этап.
- Откройте стр. _____ учебника. Найдите отрывок о степи. Учащийся выразительно зачитывает отрывок повести о степи.
- А теперь прослушайте песню и ответьте на вопрос: что общего между прочитанным отрывком и песней? (Песня «Ах ты, степь широкая)
(Ответы учащихся : и в отрывке текста и в песне говорится о степи)
- Какую мысль вкладывает в отрывок Гоголь? Определите мысль песни (говорится о раздолье степи, авторы произведений с любовью относятся к образу степи, к простору, простор как русская душа)
2. Целеполагание.
- А теперь определите тему урока и поставьте проблему. («Образ степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Проблема «Какой видит степь Н.В.Гоголь?» или «Какую роль играет художественный образ степи в повести Н.В.Гоголя?»
3. Актуализация.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово СТЕПЬ? ( свобода, простор, красота, Россия, родина и тд)
4. Изучение темы.
-А в песне как отражались простор, воля, свобода? (музыка плавная, нежная, заунывная).
-Да, действительно, красота степи может быть отражена и с помощью звуков. Вот, послушайте (включаю запись «звуки степи»).
-Закройте глаза: что представляете? (находимся в степи, кругом природа, нет напряжения, хочется бежать по степи)
-А какие звуки услышали герои повести, когда шли по степи? (работа в тетради, выписывают звуковые образы, ответы учащихся)
- Посмотрите , ребята, как видит гоголевскую степь режиссер В.Бортко в фильме «Тарас Бульба» (просмотр фрагмента)
- Что вы слышали кроме речи людей? (звуки степи, музыку) Какая музыка? (печальная, грустная). Почему? (герои покидают дом, не хотят расставаться с матерью)
- Еще через какой прием Гоголь любуется степью? (через цветопись) (учащиеся выписывают в тетрадь примеры цветописи, ответы)
- Посмотрите, как видит гоголевскую степь художник А.Герасимов, который вдохновился описанием степи Гоголем и создает картину со звучным названием цитатой из текста «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!». Обратите внимание на разнообразие, обилие красок!
5. Рефлексия
- Так какую же роль играет художественный образ степи в произведении «Тарас Бульба»? (через любовь к степи автор показывает любовь к Родине, стремление к воле, к свободе, к мирной и счастливой жизни)
- Мы видим, что образ гоголевской степи вдохновил и другие виды искусства. Бескрайность и многозвучие степи мы можем увидеть и услышать в кино, насладиться разнообразием красок в живописи, усладить свой слух прекрасными народными песнями. А что объединяет всех мастеров искусства? (Конечно же, Любовь к Родине. И вы, ребята, берегите, цените, уважайте Родину!)
- Предлагаю написать Синквейн. Ключевым словом является слово СТЕПЬ.
Степь.
Вольная, прекрасная.
Люблю, надеюсь, вернусь.
Родина у нас одна.
Россия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО з...
Урок литературы "Патриотический пафос в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
Завершающий урок по изучению произведения Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"....
урок литературы в 6 классе по повести В. Распутина "Уроки французского"
Это урок-размышление. Задача учителя - словесника -научить детей мыслить, научить их сочувствовать , сопереживать. А это можно сделать на примерах хорошей литературы. Таким произведением, на мой взглл...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"
Презентация к уроку-исследованию по теме "Как изменяется характер человека, прошедшего через тяжкие испытания?". Здесь отражены актуальность исследования, проблемный вопрос, гипотеза, а также цели и з...
Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей.
Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей....
Презентация к уроку литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Презентация сопровождает конспект урока по повести Гоголя "Тарас Бульба"...
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....