Человеческое достоинство... (по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»Слайд 2
Ты хочешь знать: кто я? что я?... Я то же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! А.Радищев. Дьяк прочитал царя приказ: Четвертовать смутьяна. И Стёпка, сын своей страны, В лице не изменился, Лишь на четыре стороны Народу поклонился... Н.Кончаловская
Слайд 3
«Песня про купца Калашникова» была написана в 1838 году во время пребывания Лермонтова на Кавказе.
Слайд 4
Иван Васильевич Грозный (Иван IV ) принял царский титул в 1547 году. «Иоанн имел разум превосходный, соединенный с необыкновенным даром слова...; хвалился милостию и щедростию, хвалился правосудием, карая вместе и заслуги и преступления; хвалился соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты»
Слайд 5
Его правление – жестокость, цинизм и террор
Слайд 6
Опричники Он объявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. Опричные земли царь роздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью. По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением. Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.
Слайд 7
Опричники – преданные воины, с помощью которых царь боролся с «изменой», уничтожал неугодных ему бояр, проводил массовые казни.
Слайд 8
Главные герои Иван Грозный Алена Дмитриевна Кирибеевич Калашников
Слайд 9
Кирибеевич и Алена Дмитриевна
Слайд 10
кулачный бой В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это было своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали. Дрались обычно «стенка на стенку ». Полгорода становилось одной «стенкой», а другая половина города – второй. Бой «один на один» происходил на глазах обеих «стенок» и обычно предшествовал общей свалке. Был еще другой вид единоборства – бой «сам на сам», или «поле». Бой «сам на сам» — судебный поединок. Дрались обычно обидчик и обиженный. Тот, кто оказывался победителем, признавался правым, а побеждённый — виноватым. В бое «стенка на стенку» существовали свои правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять. При поединке «сам на сам» дрались без правил. Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
палач
Слайд 14
Домострой Нелегка была доля женщины в древней Руси. До замужества она не имела права одна выходить за пределы родительской усадьбы. Замуж её выдавали по родительской воле, и до самой свадьбы она не знала человека, с которым ей придётся жить всю жизнь. В доме мужа на стене её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. О муже, который не бил жены, благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит». Несмотря на такие порядки, жена всё же не была рабой в доме. Во всём, что касалось домашних дел, Алена Дмитриевна была полной хозяйкой, или, как говорили тогда, «госпожой». Воспитание детей, кладовые, огород, кухня были на её попечении, и муж редко вмешивался в эту сторону домашней жизни. Однако во всем, что касалось отношений с миром, который начинался за воротами усадьбы, Алена Дмитриевна была совершенно бесправна. Она не смела ничего покупать без разрешения мужа, не могла ни с кем познакомиться без его согласия, должна говорить с посторонними лишь о том, о чем приказывал муж. Чтобы пойти в церковь, женщина тоже должна была спросить разрешения у мужа. Уже то, что ее не оказалось дома, когда купец вернулся из лавки, считалось тяжелым проступком, почти преступлением.
Слайд 15