Урок литературы в 9 классе Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс)

Хайбулова В.А.

Урок поможет учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии,поможет понять идею,композицию и художественно-изобразительные средства средства стихотворений "Поэт" и "Пророк".На уроке будет продолжено формирование навыков сопоставительного анализа стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок сопоставления произведений22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9  классе

Тема урока: Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Цели: Личностные: осознание алгоритма успешного учебного действия; осознание практической важности данного правила; ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.                                                                                                                  Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу; устанавливать целевые приоритеты; планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.                                     Предметные: помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта; рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворений «Поэт», «Пророк».                                                                                                                 Задачи: Формирование навыков сопоставительного анализа текстов, проанализировать особенности лирики, посвященной теме поэта и поэзии; учить выразительному чтению стихотворений. Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников. Пробудить интерес школьников к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова, помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающейся в протесте против деспотизма и своеволия.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебники.

                                                        Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята! Мне приятно вас видеть! Сегодня мы продолжим начатый на прошлом уроке разговор о М.Ю. Лермонтове,. Прослушайте давно известное вам ещё по начальной школе стихотворение поэта и  посмотрите на него взглядом повзрослевшего человека. (Читается «Парус») Написано оно в год смерти поэта.

- Какие мысли, чувства, ассоциации у вас возникают, о чём или о ком это стихотворение?

- Какие приёмы использует поэт? (развёрнутая метафора, аллегория, противопоставление, контраст)

- Каким предстаёт лирический герой? Какая тема звучит в данных строках? (мотив одиночества, поиска совершенства, неуспокоенности,  жажды деятельности)

2.Целеполагание

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока прослушайте отрывок из стихотворения:

- «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

-Как называется это стихотворение и кто его автор?  О ком говорится в  нём? ( Пророк. Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк», пророк).

- А кого Пушкин считает пророком? (поэта)

-Как вы думаете, в чём назначение поэта по мнению  Пушкина? («Глаголом жги сердца людей»)

-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Какую тему, созвучную одному из направлений поэзии Пушкина,  мы рассмотрим сегодня? (Тема поэта и поэзии) Записывается тема урока.

-Что мы будем делать сегодня на уроке? (читать стихи, говорить о них, анализировать)

-А для чего, по–вашему, мы будем это делать? (Чтобы понять, в чем Лермонтов видит назначение поэта и поэзии) Открывается слайд с целями сегодняшнего урока.

3.Создание проблемной ситуации

-В чём назначение поэта? Нести людям свет правды, истины, красоты, любви. Вы согласны?

-Значит, людям нужны поэт и поэзия? (Да, нужны) Каково назначение поэта по Пушкину?

- У Лермонтова тоже есть стихотворение «Пророк». До гибели Лермонтова оставалось несколько месяцев. Текст как бы продолжает стихотворение Пушкина «Пророк», которое вами было изучено.

-Что нам надо сделать, чтобы выяснить, какова же основная  мысль  стихотворения? (проанализировать)

Чтение стихотворения «Пророк» (прослушивание записи чтения стихотворения Ю.Казаковым)

-Что означает слово «пророк»? (Пророк- это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям).

4.УЗ №1. Поиск решения (открытие нового) (фронтальная работа и в парах)

Аналитическая работа с текстом стихотворения «Пророк»:

-Соответствует ли лермонтовский пророк пушкинскому ? (работа в парах)

Ответьте на вопросы:

- Каково настроение стихотворения? (преобладает настроение горечи, печали, разочарования)Почему такое настроение? Потому что есть слова- презираем, одинок, гоним, никому не нужный)С помощью каких слов оно создается? Отметьте их в тексте. (ключевые слова)

-Почему поэт- пророк отвергнут толпой?

-Почему истинное признание он обрёл в пустыне? Почему город и пустыня противопоставлены? (Никто не понимает, его преследует всеобщая вражда, город –олицеторение общества, бездушия, зла, пустыня - олицетворение гармонии природы, духовности, внутренней свободы.)

-Какие чувства испытывает поэт в «шумном граде»? Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?

--Ребята, а почему его презирают? За что? За что гонят, бросают «бешено каменья»?  («Провозглашать я стал любви/ И правды чистые ученья». Он говорит правду о вечном, о любви, о дружбе )

--Почему же пророка, описанного в стихотворении, они гонят, не понимают и не хотят принимать истину? (В очах людей читаю я страницы злобы и порока) (А слышать горькую правду о себе люди не хотят, она их пугает, злит)

--Ребята, он говорит правду, несмотря ни на что? Почему? (в этом его предназначение, предназначение поэта)

-Созвучно ли это стихотворение судьбе его творца? Аргументируйте.

- Итак, чем отличается пророк Пушкина от пророка Лермотова (сделать выводы, записав их в тетрадь): Пушкин верит, что он пророк, что поэзия будет воспринята народом, у Лермонтова Поэт - пророк, но он одинок, не понят, отвергнут, презираем обществом. Если у Пушкина поэт ведёт за собой, его слушают, то у Л. он в конфликте с обществом, толпой, он обречён на одиночество.

- Зачитывают варианты ответов, обсуждение.

5.Аналитическая работа с текстом стихотворения «Поэт»

Учитель: Эпоха Лермнтова – это 30-ые годы 19 века, время застоя, реакции, отсутствия в обществе духовных и нравственных идеалов. Лермонтов, как истинный поэт, не мог принять это. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирики, наполнены горечью, сожалением, протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Л-поэт. Таково стихотворение «Поэт» (1938г)

-Чтение стихотворения «Поэт».

УЗ№2. Работа в группах:

-В чём своеобразие композиции? На какие части оно разделено?

- В чём идейный смысл подобного построения ?

-Для чего предназначен кинжал? Во что он превратился, когда утратил своё назначение? (Наезднику в горах служил он много лет, Игрушкой золотой он блещет на стене)

-А в чем предназначение поэта? (служить народу)

-А что происходит с поэтом, если он не выполняет своего назначения?( В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,/Своё утратил назначенье,/На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?) 
Он перестаёт быть пророком

-А зачем Лермонтов говорит о кинжале? Есть ли между этими образами какая-то связь?(кинжал острый-язык поэта острый,кинжал утратил назначенье-поэт тоже.

-У кинжала есть своё назначение, а когда он используется не по назначению прямому, он становится ……игрушкой, а когда поэт утрачивает своё назначение, он перестает быть …. Пророком

Обратим внимание на последнюю строфу. Почему Лермонтов задается вопросами? К чему призывает поэт? Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Лермонтов утверждает, что несмотря ни на что поэт оставаться верным своему назначению

6.Рефлексия

Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, современному человеку совсем ничего не осталось. Вы наверняка согласитесь со мной, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие.

-Что нового вы узнали о Лермонтове, о его стихах? Открыли для себя что-то новое?

Домашнее задание: 1 уровень сложности. Анализ стихотворения «Журналист, читатель и писатель»

2уровень сложности . Письменный ответ на вопрос: «Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова

Презентация к уроку по литературе в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)

Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....