Авторская разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма" по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"
план-конспект урока по литературе ( класс) на тему
«Слово о полку Игореве» и эпос «Джангар» как высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9_kl_literatura.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературе в 9 классе
Составила учитель русского языка и литературы: Басанова Ирина Цереновна
Тема: Поэзия героизма и пламенного патриотизма
Цель урока: «Слово о полку Игореве» и эпос «Джангар» как высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора).
Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.
Оформление: репродукции картин, на которых изображены герои «Слова» и эпоса «Джангар», выставка рисунков учащихся по этим произведениям.
Ход урока
I. Беседа по оформленным на доске высказываниям В.Чивилихина и О.И.Городовикова
Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века…
В.Чивилихин «Память»
Служение народу - цель героев эпоса «Джангар», ненависть к врагам народа – их украшение.
О.И.Городовиков
- Что составляет предмет национальной гордости писателя Чивилихина и О.И.Городовикова?
Словарная работа со словом патриотизм (работа с толковым словарем)
- Что такое патриотизм? В чем он может проявляться?
Слово учителя
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о литературных памятниках двух культур, в которых есть много общего, а именно, в идее единения и благополучия народа.
Многочисленные переводы этих двух произведений разнообразны - от точных, выполненных учеными, до вольных. Одни тексты были предназначены для пения, другие - для произнесения. Но «Слово» является литературным произведением, а эпос «Джангар» фольклорным произведением, объясните почему?
- Что лежит в основе композиции «Слово о полку Игореве»?
(исторический факт - неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году)
а в «Джангаре»? (в «Джангариаде» - воспеваются лучшие времена из прошлого ойратско-калмыцкого народа, когда было создано ойратское государство, объединившее 4 ойратских племени).
II. Выразительное чтение
- С чего начинаются «Слово» и «Джангар»?
(Со вступления)
В «Слове» автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Он вспоминает Бояна.
- Кто это?
(певец старого времени (XI век), который жил во времена Ярослава Мудрого, и пел песню достойному князю).
- В «Джангаре»- мы узнаем о становлении, и взрослении калмыцкого богатыря Джангара.
III.Характеристика образной системы
- Какие образы в произведениях вам запомнились?
1) Начнем с центрального образа Русской земли в «Слове». Что происходит тогда на Руси? (междоусобица, работа с толковым словарем) Найдите в тексте описание.
- А какой нам представлена сказочная страна Бумба? Найдите в тексте описание.
2) А сейчас поговорим о пленительных женских образах, символе женственности и женской любви, преданности. (Звучит аудиозапись «Плач Ярославны» и отрывок наизусть)
Ярославна - Авх Шавдл
-Найдите в тексте описание.
3) Образы доблестных русских князей и калмыцких богатырей. Словарная работа со словом честолюбие.
Князь Игорь - Джангар
(звучит звукозапись ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу» и отрывок из эпоса «Джангар» в исполнении джангарчи Каруева)
Буй-тур Всеволод – Хонгор Алый Лев
Найдите в тексте описание героев. Расскажите наизусть «Клятва богатырей».
4) Воплощение государственной мудрости и отеческого благородства.
Князь Святослав – Алтн Цедж.
Работа с текстом. Отрывок наизусть «Золотое слово Святослава»
- Найдите в тексте пейзажные зарисовки. Как откликается природа на происходящие события? (работа с текстом).
- На примере любого фрагмента мы видим фольклорную основу:
а) сказочные мотивы;
б) приемы одушевления природы (в тексте найти описание картины сражения);
в) прием гиперболизации.
IV. Итоги урока:
- Чем интересны «Слово» и Эпос «Джангар» современному читателю?
- Чему научили Вас эти произведения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".
Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение,...
Разработка урока по литературе. 10 класс. И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"
Разработка урока по литературе....
разработка урока по литературе 5 класс
Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: · выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...
Разработка урока по литературе 9 класс
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....
методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"
технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...
Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".
Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....
Разработка урока по Литературе 6 класс М.Ю. Лермонтов "Парус"
Материал принимал участие в конкурсе "Территория творчества"...