Авторская разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма" по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"
план-конспект урока по литературе ( класс) на тему

«Слово о полку Игореве»  и эпос «Джангар» как  высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_9_kl_literatura.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока по литературе в 9 классе

Составила учитель русского языка и литературы: Басанова Ирина Цереновна

Тема:    Поэзия героизма и пламенного патриотизма

Цель урока:  «Слово о полку Игореве»  и эпос «Джангар» как  высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора).

Словарная работа:  патриотизм, честолюбие, междоусобица.

Оформление:  репродукции картин, на которых изображены герои «Слова» и эпоса «Джангар», выставка рисунков учащихся по этим произведениям.

Ход урока

I. Беседа по оформленным на доске высказываниям В.Чивилихина и О.И.Городовикова

Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь  выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе  же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века…

В.Чивилихин «Память»

Служение народу - цель героев эпоса «Джангар», ненависть к врагам народа – их украшение.

О.И.Городовиков

- Что составляет предмет национальной гордости писателя Чивилихина и О.И.Городовикова?

Словарная работа со словом патриотизм (работа с толковым словарем)

- Что такое патриотизм? В чем он может проявляться?

Слово учителя

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о литературных памятниках двух культур, в которых есть много общего, а именно, в идее единения и благополучия народа.

Многочисленные переводы этих двух произведений разнообразны - от точных, выполненных учеными, до вольных. Одни тексты были предназначены для пения, другие - для  произнесения. Но «Слово» является литературным произведением, а эпос «Джангар» фольклорным произведением, объясните почему?

- Что лежит в основе композиции «Слово о полку Игореве»?

(исторический факт - неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году)

а в «Джангаре»? (в «Джангариаде» - воспеваются лучшие времена из прошлого ойратско-калмыцкого народа, когда было создано ойратское государство, объединившее 4 ойратских племени).

II. Выразительное чтение

- С чего начинаются «Слово» и «Джангар»?

(Со вступления)

В «Слове» автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Он вспоминает Бояна.

- Кто это?

(певец старого времени (XI век), который жил во времена Ярослава Мудрого, и пел песню достойному князю).

- В «Джангаре»- мы узнаем о становлении, и взрослении калмыцкого богатыря Джангара.

III.Характеристика образной системы

- Какие образы в произведениях вам запомнились?

1) Начнем с центрального образа Русской земли в «Слове». Что происходит тогда на Руси? (междоусобица, работа с толковым словарем) Найдите в тексте описание.

- А какой нам представлена сказочная страна Бумба? Найдите в тексте описание.

2) А сейчас поговорим о пленительных женских образах, символе женственности и женской любви, преданности. (Звучит аудиозапись «Плач Ярославны» и отрывок наизусть)

Ярославна - Авх Шавдл

-Найдите в тексте описание.

3) Образы доблестных русских князей и калмыцких богатырей. Словарная работа со словом честолюбие.

Князь Игорь - Джангар

(звучит звукозапись ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу» и отрывок из эпоса «Джангар» в исполнении джангарчи Каруева)

Буй-тур Всеволод – Хонгор Алый Лев

Найдите в тексте описание героев. Расскажите наизусть «Клятва богатырей».

4) Воплощение государственной мудрости и отеческого благородства.

Князь Святослав – Алтн Цедж.

Работа с текстом. Отрывок наизусть «Золотое слово Святослава»

- Найдите в тексте пейзажные зарисовки. Как откликается природа на происходящие события? (работа с текстом).

- На примере любого фрагмента мы видим фольклорную основу:

а) сказочные мотивы;

б) приемы одушевления природы (в тексте найти описание картины сражения);

в) прием гиперболизации.

IV. Итоги  урока:

-  Чем интересны «Слово» и Эпос «Джангар» современному читателю?

- Чему научили Вас эти произведения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

разработка урока по литературе 5 класс

          Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: ·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...

Разработка урока по литературе 9 класс

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....

Разработка урока по Литературе 6 класс М.Ю. Лермонтов "Парус"

Материал принимал участие в конкурсе "Территория творчества"...