Уроки по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Крячкова Людмила Павловна

Предварительный просмотр:

                                                                   Крячкова Л.П., учитель русского языка и            

                                                                  литературы МБОУ «Беляевская средняя

                                                                  общеобразовательная школа»

Название предмета:  Литература

Класс: 9

УМК:Коровин В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс. Учеб. в 2ч. – М.: Просвещение, 2012, 2013.

Уровень обучения:базовый

Тема урока «Типическое и индивидуальное в

судьбах Онегина и Ленского»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы«Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: 7 часов

Место урока в системе уроков по теме: 37 урок

Цель урока: развивать навыки сопоставительной характеристики; показать авторское отношение к героям.

Задачи урока:

- В ходе сравнительной характеристики Онегина и Ленского показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора.

- Развивать навыки составления сравнительной характеристики, составления монологического высказывания.

- Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные: – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Регулятивные: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– осуществлять анализ и синтез;

– строить рассуждения;

Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Техническое обеспечение урока: компьютер, презентации учащихся, тексты романа Пушкина «Евгений Онегин»

Содержание урока

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

В болдинском плане уже написанного «Евгения Онегина» вторая глава уже носила название «Поэт». По первоначальному замыслу Пушкина именно Ленский должен был стать центральным персонажем главы. Своим характером и отношением к жизни оттенить характер главного героя романа Евгения Онегина.

3. Целеполагание.

4. Проверка домашнего задания.

1 группа: рассказ о Владимире Ленском (Расскажите о том, как складывался жизненный путь героя до знакомства с Онегиным).

2 группа: рассказ о жизни Онегина в деревне.

Проблемный вопрос: что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?

5.Работа по теме урока.
- Дайте определение словам типический, типичный.

(Типическое, типичное - нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира.

Типичный - самый настоящий со всеми признаками чего-нибудь).

-В тексте есть слова, которые нам непонятны, но их значения необходимо для понимания характеров героев и эпохи, в которой они жили.

5.1 Словарная работа

1.Педант - человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

2.Фармазон- это устаревшее слово, имеющее значение "вольнодумец, нигилист". Пример из "Евгения Онегина": "Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино".,

3.Гёттингент - это немецкий университетский город, расположенный в южной части Нижней Саксонии.   

4.Анахорет - называя Онегина "анахоретом", то есть отшельником, пустынником, типа монаха, живущего в отдалённом скиту.

5.Денди - социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения.

Типическое и индивидуальное в образе Евгения Онегина и Владимира Ленского.Посмотрите на доску, там написаны строки из романа в стихах «Евгений Онегин».

Они сошлись. Волна и камень, 

Стихи и проза, лед и пламень. 

Не столь различны меж собой. 

Сперва взаимной разнотой. 

Они друг другу были скучны; 

Потом понравились; потом 

Съезжались каждый день верхом 

И скоро стали неразлучны.   (А.С. Пушкин.) 

-Какие ассоциации вызывают эти сравнения?

 (Так описывает Пушкин героев своего романа, Онегина и Ленского. И, действительно, они были совершенно разными людьми. Это видно, когда автор описывает их характеры. Как пишет Пушкин, Ленский имел «пылкий и довольно странный» дух, его душа всегда была согрета «приветом друга, тоской дев». Евгений Онегин же уже прошел через это. В Ленском он видит себя в прошлом, но сейчас он переменился. Его уже ничего не привлекает: ни балы, ни шумные вечера, ни праздники, ему по душе одиночество. Он любил быть на природе, размышлять над философскими вопросами, которые никак не могли бы заинтересовать Ленского. Деревенские жители не понимали Онегина, для них он был неучем, сумасбродом, в отличие от Ленского, который представлялся им образованным дворянином из высшего общества. В домах его принимали, как жениха).

5.2 Беседа по вопросам:

 - Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин относится к их дружбе?

(Пушкин предупреждает читателя о непрочности этой дружбы, говоря, что Онегин и Ленский «от делать нечего друзья»)

 - В чем причине такого отношения автора? Как это характеризует Онегина?

(Онегину чувство дружбы не свойственно. Его «правило» - отчужденность. Ленский – лишь временное исключение)

  - Каково внешнее окружение бесед Онегина и Ленского?

(Интерьер,  которым Пушкин сопровождает беседы Онегина с Ленским постоянно указывает на состояние охлажденной души Онегина, едва согретой присутствием юного поэта).

-Каковы результаты этих бесед? В чем основное отличие Ленского от Онегина?

(Общение с Ленским усиливает в Онегине потребность возрождения чувств.  В юном Ленском «Онегину все было новым». От холодного Онегина Ленский был отличен прежде всего тем, что «его душа была согрета», он ещё не успел разочароваться).

 - Каково отношение Онегина и Ленского к дружбе и любви?

(Для Ленского дружба — одна из потребностей его натуры. Вера в дружескую преданность для него незыблема. Онегин, хотя по-своему и привязан к юному соседу, вначале общается с ним «от делать нечего», ведь ему еще в Петербурге «друзья и дружба надоели».

Совершенно противоположны герои и во взглядах на любовь. Для Онегина это чувство не страсть, а лишь развлечение, флирт. Светское общество убило веру в возможность высокой любви. Резко противопоставлены угаснувшим страстям Онегина восторженные чувства Ленского — любовь его  освещена поэтическим воображением, возвышенными мечтами, пламенным восторгом).

 - Перечитайте строфы о соседях-помещиках

 - Почему Онегин избегал общаться с соседями?

 - Почему автор называет Онегина «мудрец пустынный», а соседи – «опаснейший чудак»?

 - Перечитайте строфу 17

 - В чём отличие главных героев от портрета обыкновенного человека, нарисованного в этой строфе?

(И Онегин, и Ленский резко выделяются как в светском обществе, так и среди поместного дворянства. Недаром соседи-помещики называли Онегина «фармазоном», осуждали вызывающие, с их точки зрения, его манеры и поведение, и Ленский «столь же строгому разбору в соседстве повод подавал». Высокий интеллект, широкий кругозор выделяют героев из обычной помещичьей среды).

5.3 Самостоятельная работа учащихся в группах. Заполнение таблицы «Онегин и Ленский».

Ожидаемый результат.

Общее

Различное

Оба подавали повод для «строгого разбора» соседей

Онегин «учился понемногу», а Ленский окончил Геттингенский университет

Обоих соседи воспринимали как возможных женихов для своих дочек.

Онегину «наскучил света шум», а Ленский «от хладного разврата света /ещё увянуть» не успел

Они находили общие темы для обсуждения и разговоров: «все подвергалось их суду…»

Для Онегина «красавицы недолго были /Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная/ Соединиться с ним должна…»

Обоим не нравились сельские пиры, «благоразумные» разговоры соседей «о сенокосе, о вине...» и глупые разговоры их жён

Онегину «друзья и дружба надоели», а Ленский «верил, что друзья готовы /За честь его приять оковы»

«Чаще занимали страсти /

Умы пустынников моих…»

У Онегина «ничего не вышло из пера его», а Ленский был поэт, «с лирой странствовал на свете»

Взаимоуважение. Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу и интересному собеседнику. Онегин, язвительный ко всем соседям, был снисходителен и великодушен к Ленскому

Волна и камень, /Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой…»

«От делать нечего друзья…»

«Меж ними всё рождало споры…»


5.4 Обобщение материала, рассмотренного на уроке.

Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторонами. Он дорог Пушкину в силу особенного душевного склада, обладающий «пылким и довольно странным» умом, поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью, которую дано испытать только в юности. Недаром даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охладительное слово в устах старался удержать». В то же время автор отмечает и наивность Ленского, его незнание жизни и людей: поэт рассуждает о высокой любви, а полюбил пустую кокетку. Но и сам Пушкин в юности пережил увлечение романтизмом, поэтому Ленский вызывает в нем не только ироническую, но и добрую улыбку.

- Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?
(Пушкин отстаивает равноправие различных взглядов на
 жизнь, у каждого из его героев за плечами не только ошибки и слабости, но и бесценный, пусть пока небольшой, жизненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем).

6. Рефлексия.

Составление кластера.  

Типические: происхождение, воспитание, образование, поиск цели жизни, эгоцентризм. Индивидуальные: любовь, дружба, отношение к жизни, окружение.

7.Домашнее задание.
Перечитать 3-4 главы, подготовить сообщения на темы «Сестры Ларины»(1группа), «Татьяна – «милый идеал Пушкина» (2 группа), «Сопоставление письма Татьяны с письмом Онегина» (3 группа).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Онегин и Ленский

Слайд 2

Проверка домашнего задания 1группа: расскажите, как складывался жизненный путь Ленского до встречи с Онегиным. 2 группа: расскажите о жизни Онегина.

Слайд 3

Вопрос урока: Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?

Слайд 4

Словарная работа Фармазон – вольнодумец Гёттинген – город в Германии Анахорет – отшельник, человек, чуждающийся общения с другими людьми

Слайд 5

Ленский Как складывался жизненный путь героя до знакомства с Онегиным? Каково отношение Онегина и Ленского к дружбе и любви?

Слайд 6

Онегин и Ленский Сравните Онегина с Ленским на этих картинах. Определите, где Ленский, а где Онегин. По каким признакам вы догадались? Почему они стали друзьями? О чём ведут разговоры Онегин и Ленский? Чем отличается Ленский от Онегина?

Слайд 7

Поместное дворянство Перечитайте строфы о соседях-помещиках Почему Онегин избегал общаться с соседями? Почему автор называет Онегина «мудрец пустынный», а соседи – «опаснейший чудак»? Перечитайте строфу 17 В чём отличие главных героев от портрета обыкновенного человека, нарисованного в этой строфе?

Слайд 8

Заполните таблицу Онегин и Ленский Общее Различное

Слайд 9

Общее Различное Оба подавали повод для «строгого разбора» соседей Онегин «учился понемногу», а Ленский окончил Геттингенский университет Обоих соседи воспринимали как возможных женихов для своих дочек. Онегину «наскучил света шум», а Ленский «от хладного разврата света /ещё увянуть» не успел Они находили общие темы для обсуждения и разговоров: «все подвергалось их суду…» Для Онегина «красавицы недолго были /Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная/ Соединиться с ним должна…» Обоим не нравились сельские пиры, «благоразумные» разговоры соседей «о сенокосе, о вине...» и глупые разговоры их жён Онегину «друзья и дружба надоели», а Ленский «верил, что друзья готовы /За честь его приять оковы» «Чаще занимали страсти / Умы пустынников моих…» У Онегина «ничего не вышло из пера его», а Ленский был поэт, «с лирой странствовал на свете» Взаимоуважение. Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу и интересному собеседнику. Онегин, язвительный ко всем соседям, был снисходителен и великодушен к Ленскому Волна и камень, /Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой…» «От делать нечего друзья…» «Меж ними всё рождало споры…»

Слайд 10

Вопрос урока: Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?

Слайд 11

Домашнее задание Перечитать 3-4 главы, подготовить сообщения на темы «Сестры Ларины»(1группа), «Татьяна – «милый идеал Пушкина» (2 группа), «Сопоставление письма Татьяны с письмом Онегина» (3 группа).



Предварительный просмотр:

                                                        Крячкова Людмила Павловна, учитель русского языка и                                                    

                                                        литературы МБОУ «Беляевская средняя

                                                        общеобразовательная школа»

Название предмета:  Литература

Класс: 9

УМК: Коровин В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс. Учеб. в 2ч. – М.: Просвещение, 2012, 2013.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: 7 часов

Место урока в системе уроков по теме: 39 урок

Цель урока: раскрыть роль автора в романе; показать, как автор способствует созданию «энциклопедии русской жизни» расширению границ романа.

Задачи урока:

  Образовательные: -  выявить роли автора в романе: автор-повествователь, автор-персонаж, автор - лирический герой;

- определить, что способствует расширению границ романа;

- доказать, что роман носит реалистический характер.

Развивающие: - развивать навык анализа художественного произведения, разграничения автора и лирического героя, выделения из текста точки зрения автора по различным вопросам.

Воспитательные: - формировать интерес к жизни, быту и нравам наших предков, культуре русского народа на разных этапах его существования.

Планируемые результаты:

Личностные: – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Регулятивные: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Коммуникативные: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Техническое обеспечение урока:  тексты романа Пушкина «Евгений Онегин»

Содержание урока:

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение «Письма Татьяны к Онегину» (девочки)  и «Письма Онегина к Татьяне»  (мальчики ) наизусть.

3.Вступительное слово учителя.

 - В романе главные и второстепенные действующие лица, но есть и ещё один герой, который незримо присутствует рядом, характеризует главных героев, возмущается, сожалеет, обращается к читателю. Кто этот герой романа?

 - Конечно же,  это автор.  В романе «Евгений Онегин» Автора можно назвать и полноценным героем произведения, им самим созданного, причем он расширяет границы романа, отходя от изображения судьбы главных героев и изображения их характеров, то есть делает лирические отступления на абсолютно различные темы, касающиеся жизни и быта русского народа.

 - Попробуем представить его внешность. Это сделать достаточно сложно.  Но тем не менее, мы немало знаем об Авторе – о его судьбе и духовном мире, о литературных взглядах, даже о винах, которые он любит. Но Автор в «Евгении Онегине» - это человек без лица, без внешности, без имени.

В нем отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ.

 - Итак, вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Определите тему, цели и задачи урока. Запишите в тетрадь.

                  4. Целеполагание.

5. Проблемные вопросы урока

1)Как в романе воплощен тип автора?

2)Какой смысл выявляется при сопоставлении автора и Онегина? создателя и Татьяны? автора и Ленского? диалогов автора с читателем?

3) Как тип автора способствует расширению границ романа, созданию «энциклопедии российской жизни»?

                 6. Вопросы и задания для обсуждения. Аналитическая работа с текстом.

                -  Охарактеризуйте композиционные «роли» образа автора. Докажите, что автор в романе    является персонажем, повествователем, лирическим героем, который рассказывает о себе и своей жизни.

                - Докажите, что автор — друг и добрый знакомый Онегина. Как он относится к Онегину? Какие взгляды автора и Онегина совпадают? (Гл. I, стр. ХLV—ХLVI, LVI.)

              -  Докажите, что автор — покровитель и защитник Татьяны. Как это проявляется в   стилистике повествования о Татьяне? (Гл. III, стр. V—ХII, XXIV—ХХV, XXXI—ХХХII; гл. IV, стр. ХХIII—ХХIV; гл. VI, стр. XVIII; гл. VIII, стр. ХIV—ХVI, LI.)

                -  Каково авторское отношение к романтической поэзии и судьбе Ленского? (Гл. II, стр. Х, ХV; гл. IV, стр. ХХVI, L—LI; гл. VI, стр. ХХIII, ХХХVI—ХХХIХ, ХLIII; гл. VII, стр. VIII—ХI.)

                -  Какова авторская оценка Ольги? Нет ли в ней противоречий? (Гл. II, стр. ХХI, ХХIII; гл. VI, стр. ХII—ХIV; гл. VII, стр. VIII—ХII.)

                    7. Практическая работа в группах.

                    Роль лирических отступлений в романе.

 -  Что такое « лирическое отступление»?

(Лирическое отступление – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица какого-либо действующего персонажа). 

 - Какова тематика лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»? Как они соотносятся с сюжетной частью романа?

 - Каковы основные функции лирических отступлений в романе?

(Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» 27 лирических отступлений и 50 разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по объему образуют 2 самостоятельные главы.

 Для пушкинского романа, который сам автор называл « свободным  романом», такие отступления особенно важны. Ведь это свобода непринужденного разговора на самые разные темы, это свобода авторских отступлений от фабульной линии повествования. «Такие отступления – правило, а не исключение, они соответствуют внутреннему закону пушкинского романа» , - писал Е.А.Маймин).

Общий вопрос:

 - О чем размышляет автор-повествователь в лирических отступлениях и как это его характеризует?

1. О поэзии и замысле романа (гл. I, стр. LVII—LХ).

2. О смерти и бессмертии (гл. II, стр. XXXVIII — XL).

3. О русском языке и женском образовании (гл. III, стр. XXVII—ХХХ).

4. Об отношениях человека с друзьями, родней и женщинами (гл. IV, стр. ХVIII—ХХII).

5. О вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни (гл. VI, стр. ХLIII—ХLVI).

6. О Родине и Москве (гл. VII, стр. XXXIII—ХXXVIII).

7. О музе и судьбе поэта (гл. VIII, стр. I—VI).

8. О смысле жизни (гл. VIII, стр. IХ—XII).

9. О читателях и финале романа (гл. VIII, стр. ХLIХ—LI).

План анализа лирических отступлений:

1. Культурно-исторический комментарий.

2. Общая тема и центральная проблема.

3. Место в композиции главы и романа в целом.

4. Черты личности автора.

5. Авторский пафос.

6. Языковые и стилевые особенности.

(В этой части урока демонстрируется знание текста, приводятся примеры лирических отступлений, комментарии к ним. Обращаем внимание на черты личности повествователя, стоящие за его суждениями.

Роль лирических отступлений:

 - раскрытие образа автора в романе, постановка важных для него проблем, прямая форма выражения авторской позиции;

 - расширение пространственных и временных границ повествования;

 - создание культурно-исторического образа эпохи.)

                      8. Итог урока

Роман «Евгений Онегин» по своей родовой принадлежности является лиро-эпическим произведением, так как в нем неразрывно переплетаются два поэтических мира: история взаимоотношений Татьяны и Онегина и мир автора, который рассказывает читателю эту историю. В образах главных героев отразились характерные черты людей пушкинского круга и его эпохи, причем если Онегин — герой времени, то Татьяна — своего рода вечный образ, соединивший в себе идеальные черты русской женщины. Автор в романе проявляется как «автопортрет»  самого Пушкина. Он соседствует со своими читателями, неоднократно обращаясь к ним, с вымышленными героями, персонажами книг, которые читают его современники и герои романа, с реальными историческими лицами, людьми из близкого круга Пушкина. «Евгений Онегин» — это всеохватная картина мира, «энциклопедия русской жизни».

                     9.Рефлексия.

(Создание клайстера)

10. Домашнее задание.

Познакомиться с критическими статьями: В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина» 1845г. (1 группа), Д.Писарев «Пушкин и Белинский»,1865г. (2 группа) и выступлением Ф.М.Достоевского в 1880 году на Пушкинском празднике в Москве (3 группа).

Индивидуальное сообщение «Первые отзывы о романе «Евгений Онегин»



Предварительный просмотр:

                                                                                       Крячкова Л.П., учитель русского языка,            

                                                                                       литературы МБОУ «Беляевская средняя

                                                                                       общеобразовательная школа»

Название предмета:  Литература

Класс: 9

УМК: Коровин В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс. Учеб. в 2ч. – М.: Просвещение, 2012, 2013.

Уровень обучения: базовый

Тема урока «Пушкинский роман в зеркале критики»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: 7 часов

Место урока в системе уроков по теме: 40 урок

Цель урока: познакомить учащихся с отзывами современников А.С.Пушкина и критиков ХIХ о романе «Евгений Онегин» и его героях.

Задачи урока: 

 - совершенствовать навыки анализа литературно-критической статьи, умения сопоставлять различные точки зрения на художественное произведение и вырабатывать свой взгляд на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой;

- воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные: – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Регулятивные: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Техническое обеспечение урока: тексты романа Пушкина «Евгений Онегин», статья В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина»1845г., Д.Писарева «Пушкин и Белинский»,1865г., выступление Ф.М.Достоевского в 1880 году на Пушкинском празднике в Москве.

Содержание урока:

1.Оргмомент

2.Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть «Письма Татьяны» к Онегину» девочки  и «Письма Онегина к Татьяне» мальчики.

3.Постановка целей и задач урока.

4. Вступительное слово учителя.

Критика – это определенное отношение к предмету (сочувственное или отрицательное), постоянное соотнесение произведения с жизнью, расширение, углубление нашего представления о произведении силою таланта критикующего.

Главная цель критика, анализирующего произведение поэта или писателя, выявить, насколько оно соответствует требованиям художественности, чем оно обогащает «литературную сокровищницу».

Великий русский критик Д.С.Писарев писал: «Прикосновение критики боится только то, что сгнило, что, как египетская мумия, распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед      заклинанием трезвого  анализа   исчезают  только призраки, а существующие предметы,   подвергнутые    этому     испытанию, доказывают   действенность  своего существования»

5. Сообщение учащегося «Первые отзывы о романе «Евгений Онегин. 

(Отзывы редактора московского журнала «Московский телеграф» Б.Полевого, В.А.Жуковского, декабриста А.А.Бестужева-Марлинского, Рылеева, Ф.Булгарина, Е.А.Баратынского, В.Г.Белинского, Д.Писарева, Ф.М.Достоевского)

6. Беседа по вопросам.

 - Как было встречено появление романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» читателями?

 - Почему, на ваш взгляд, суждения о романе были так противоречивы?

 - Сравните оценку романа В.А.Жуковским и декабристами. Почему так по-разному они высказываются об одном и том же произведении?

  - Что помешало Рылееву и Бестужеву по достоинству оценить роман и почему это смог сделать поэт Баратынский?

 - Как вы думаете, почему по мере публикации новых глав романа все отчетливее начинает звучать мотив неприятия, ироническое и даже саркастическое отношение к нему?

(Декабристы считали, что описание жизни дворянского общества – слишком ничтожная задача для романа. По их мнению, поэты своими произведениями должны пробуждать чувства патриотизма в сердцах читателей. В.А.Жуковский рассматривал произведение Пушкина  совсем с другой стороны, он оценивал художественно-эстетическое содержание.

Высокую оценку роману дал Баратынский, тонкий знаток и ценитель поэзии. Он сумел понять творческий замысел Пушкина и оценить его новаторство.

По мнению В.Г.Белинского, «роман был для русского общества «актом сознания», «великим шагом вперед». Критик объяснил причину резкой перемены мнений о романе Пушкина, которая заключалась в том, что автор «Евгения Онегина» перерос свой век, достигнув величайшего мастерства в реалистическом изображении действительности. Читающая публика была еще не готова к этому.

Ярким подтверждением истинности мнения Белинского является высказывание Ю.Лотмана «Пушкин ушел настолько далеко от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал»).


7. Сопоставление литературно-критических статей. Работа в группах.

1 группа:  статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина» 1845г.

2 группа:  статья Д.И.Писарева «Пушкин и Белинский»,1865г.

3 группа: выступление Ф.М.Достоевского в 1880 году на Пушкинском празднике в Москве.

8. Сообщения учащихся по группам «Роман «Евгений Онегин и его герои в оценке В.Г.Белинского (Д.И.Писарева, Ф.М.Достоевского)».

(Очень высокую оценку художественным достоинствам романа  Пушкина дал Белинский.     По мнению критика, роман был для русского общества «актом сознания», «великим шагом вперед». Великая заслуга поэта заключается в том, что он «вывел из моды чудищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей» и отразил «верную действительности картину русского общества в известную эпоху» («энциклопедия русской жизни»). Онегина Белинский называет «эгоистом поневоле», «лишним  человеком» и объясняет, чем обусловлен душевный недуг Онегина. Причина – общественная среда, воспитавшая Онегина и сформировавшая его как личность.

Белинский даёт высокую оценку Татьяне. Татьяна до замужества – идеал для критика. Но то, что Татьяна пожертвовала собственной свободой ради верности мужу, которого не любила, вызывает осуждение Белинского.

Писарев,  анализируя роман с точки зрения непосредственной практической пользы , утверждает, что Пушкин – «легкомысленный певец красоты» и его место «не на письменном столе современного работника, а в пыльном кабинете антиквара». «Возвышая в глазах читающей массы те типы и те черты характера, которые сами по себе низки, пошлы и ничтожны, Пушкин всеми силами таланта усыпляет то общественное самосознание, который истинный поэт должен пробуждать и воспитывать своими произведениями». Критик считает, что роман Пушкина бесполезен, так как главный герой романа, Онегин, не может быть вдохновителем новых поколений.

Ф.М.Достоевский считает, что в романе Пушкина «воплощена настоящая русская жизнь с такой творческой силой и такою законченностью, какой не бывало до Пушкина». Главному герою романа, Онегину, критик сопереживает, т.к. его фигура трагическая, он принужден жить по бесчеловечным законам общества.  Онегину противопоставляется Татьяна. Она  для Достоевского является воплощением нравственного совершенства ("тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве").

9.Рефлексия

10.Домашнее задание

Сопоставьте высказывания Ф.М.Достоевского, В.Г.Белинского, Д.И.Писарева по поводу объяснения Татьяны с Онегиным. Кто, с вашей точки зрения, более прав? Как вы сами можете объяснить мотивы поведения героини?

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к обобщающему уроку по роману Пушкина "Евгений Онегин"

Содержатся задания и вопросы к обобщающему уроку по роману Пушкина "Евгений Онегин" для работы в группах...

Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.

Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....

Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин»

Листая страницы вновь. Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин» Коновалова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Пушкино ...

9 класс. А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин". 1 урок. Презентация.

  Презентация служит иллюстративным материалом к первому уроку по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

Урок литературы в 9 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой "Им овладело беспокойство" ( по роману А. Пушкина "Евгений Онегин")

Урок-анализ  причин, под влиянием которых изменился Евгений Онегин -герой романа А.Пушкина "Евгений Онегин"....

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...