5 класс. Конспект урока по теме "Суффикс"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Соболева Ольга Константиновна

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Суффикс" (1-й урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

5 класс

Тема: Суффикс (1-ый урок)

Цели и задачи:

1. Образовательный аспект:

-повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;

-дать понятие о суффиксе как значимой части слова;

-повторить определения основы, окончания, корня, приставки.

2. Развивающий аспект:

-осмысление словообразующей роли суффикса;

-наблюдения над стилистической ролью суффикса;

-наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. Воспитывающий аспект:

-воспитание у учащихся любви, интереса к родному слову, побуждение к желанию писать грамотно.

                                                                Ход урока.

1. Словарно-орфографическая работа.

Суффикс, суффиксальный (способ), суффиксация.

Запись предложения:

Суффиксальный способ образования слов (суффиксация) – образование слов при помощи суффиксов.

- Объясните постановку тире.

2. Актуализация изученного.

3 ряда – три команды. По одному представителю из команд выходят к доске.

Каждый должен ответить на вопрос

- Зачем нужны суффиксы и приставки? (1 минута на рассуждение)

Задание: представитель команд на доске, а команды в тетрадях должны записать большие семьи однокоренных слов (не менее 5):

Строить                                       голос – глас                                              лес

-С помощью чего были образованы слова?

-Какова роль приставок и суффиксов?

-Задайте вопросы по морфемике представителям команд (вопросы задают команды)

Представители команд формулируют вывод: Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

3. Суффикс – значимая часть слова.

а) - Какую часть слова мы называем суффиксом?

-Для чего служит суффикс?

Сегодня вы узнаете новое о суффиксе как части слова, имеющей определённое значение. Для этого мы напишем творческий словарный диктант. Я буду называть вам лексическое значение, а вы запишете слово, указывая от какого слова оно образовано и при помощи чего.

Рабочий, занимающийся резкой стёкол и вставляющий их в раму.

Стекло – стекольщик

Рабочий, занимающийся изготовлением и настилкой паркета; рабочий, переносящий груз;

специалист, управляющий вертолётом; рабочий – специалист по бетону; рабочий, производящий кладку сооружений из камня.

-Какие суффиксы вы использовали? Какую роль выполняют эти суффиксы?

Вывод: суффиксы образуют новые слова, обозначающие профессии людей.

б) запишите существительные: природа, общество, доблесть

-образуйте от них прилагательные.

Вывод: суффикс может менять не только лексическое, но и грамматическое значение слова; при помощи суффикса от слов одной части речи могут образовываться слова другой части речи.

                                                          (физкультминутка)

- Продолжим урок. Послушайте сказку.

     Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. (Давайте запишем эти слова). Это были БАРАБАНЫ, КОЛОКОЛА, СТУЛЬЯ, БАКЛАЖАНЫ, ПОМИДОРЫ, ДИВАНЫ, ШКАФЫ и многие им подобные.

    Но вот появился суффикс –чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса –чик была очень важная особенность: он умел уменьшать слова.

-Давайте попробуем это сделать с теми словами, которые вы записали: барабан-барабанчик и т.д.

Вывод: суффикс –чик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение.

- А теперь посмотрим, какие еще значения вносят суффиксы, как преобразуют слова.

-Посмотрите на таблицу, как изменяется слово ГОЛОВА при помощи суффиксов, запишите полученные слова и укажите, какое значение придают суффиксы слову.

                                                     к - головка – уменьшительное значение

                                                     ушк – головушка - ласкательное

                                ГОЛОВА    оньк – головонька – ласкательное

                                                     ищ – головища – увеличительное

                                                     ёнк – головёнка – пренебрежительное

Вывод: мы подтверждаем, что суффикс – значимая часть слова, придаёт словам различную стилевую окраску.

Запишем предложение: Суффиксы, приставки под пером мастера могут придать простым словам волшебную силу.

4. Тренировочные упражнения.

1. Работа с текстом. (текст у каждого и на экране)

Тревожные события

    На город Слованск напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж синеватых облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы.

   Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища- РЕЧЬ и МЫСЛЬ – спрятали в глубокие каменные убежища.

   И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа!

-За что сражались непокорённые жители Слованска?

-Какие сокровища они защищали? (Речь и мысль) Почему?

В чем основная мысль сказки?

Задания к тексту:

1)-Выпишите из текста слова с суффиксами каждой из записанных групп:

-чик, -щик: летчики, бомбардировщиков

-ист, -ник: артиллеристы, парашютисты-десантники

-еват: синеватых

-ец: слованец, ошибконосец

-ищ: полчища, сокровища, убежища.

2) Выполнить пунктуационный разбор 2-го предложения (1-ый абзац)

3)фонетический разбор: РЕЧЬ

4)Указать части речи в первом предложении 2-го абзаца.

2. Выполнение упр. из учебника (по выбору учителя)

3. Выборочный диктант. «Актёр –ЁР» («Я познаю мир», стр. 223).

Итог урока, задание на дом. Итак, вы вспомнили, что называется суффиксом, уяснили понятие «значимая часть слова». Не все значения суффикса мы раскрыли на этом уроке, о других значениях, в частности, о формообразующих суффиксах мы поговорим на следующем уроке.

Д\З написать сочинение-рассуждение на тему «Если бы не было бы суффиксов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"...

Урок " Итоговое повторение 7 класс" (конспект урока)

В игровой форме организовано обобщающающее повторение  7 класса....

разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)

Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...