"Как холодно,росисто и как хорошо жить на свете..."
проект по литературе (11 класс) на тему

Открытый урок  «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете…» посвящён обучению написания эссе (на материале повести А.И.Бунина  «Антоновские яблоки»). Урок проводится в 11 классе, когда по планированию начинается изучение творчества А.И.Бунина. Это творческая мастерская, которая проводится на двух сдвоенных уроках без перемены.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_holodnorosisto.i_kak_horosho_zhit_na_svete.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Открытый урок

  2.                   «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете…»

 на материале повести А.И.Бунина «Антоновские яблоки»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: обучение написанию эссе.

Технология: творческая мастерская.

Цели урока:

Обучающие

  • научить строить собственный текст в жанре эссе, как отклик на пережитое на уроке;
  • учить использовать экспрессивную лексику и различные тропы при создании сочинения в жанре эссе.

Развивающие

  • познакомить с культурой ушедшей дворянской эпохи на примере повести А.И.Бунина «Антоновские яблоки»;
  • в ходе урока показать внутренний мир писателя, его ощущения дворянского и крестьянского быта, включённого в единый природный цикл;
  • показать сенсорное наполнение лексики А.И.Бунина через собственные вкусовые, слуховые и зрительные ощущения учащихся с подключением культурных компонентов: живописи, музыки, а также дегустации антоновских яблок, мёда, ржаного хлеба;
  • продолжить работу по развитию творческого и воссоздающего воображения и ассоциативного мышления учащихся;
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство.

Воспитательные

  • продолжить формирование познавательных интересов и любви к культуре родного Отечества.

Оборудование урока:

  • на доске написана   тема урока;
  • фрагменты текста  А.И.Бунина «Антоновские яблоки», распечатанные для всех учащихся;
  • весь класс в жёлтых осенних листьях;
  • парты сдвинуты в один большой стол, накрытый скатертью;
  • на столе антоновские яблоки, ржаной хлеб, мёд, тарелки, чашки;
  • цветные карандаши;
  • ноты Ф. Шопена «Ноктюрны», И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир», И.Глинка «Разлука»;
  • на доске словарь: величавая, взволнованная, таинственная, прозрачная, сверкающая, божественная, изысканная, элегантная, тоскливая, мучительная, возвышенная, пронзительная, щемящая, романтическая.

Методические приёмы:

  • слово учителя;
  • выразительное чтение фрагментов повести;
  • музыкальное сопровождение для создания атмосферы;
  • беседа с учащимися;
  • словарная работа;
  • индивидуальные сообщения учащихся.

I Организационный момент. 

Объявление темы урока. Постановка целей перед учащимися.

II Содержание урока:

Слово учителя:

Я хочу поблагодарить всех, кто пришёл к нам сегодня на урок. Обычно, на открытом уроке мы вступаем в диалог с гостями, и если сегодня кто-то из вас захочет принять участие в нашей лексической работе, то, пожалуйста, включайтесь. Но специально включение гостей в сегодняшний урок мы не готовили. У нас сегодня урок-импровизация на тему «Я и живая мимолётность». Урок, посвящённый обучению написания эссе. Мы будем анализировать фрагменты повести Бунина «Антоновские яблоки» и на этом материале учиться писать эссе.

Итак, Иван Алексеевич Бунин «Антоновские яблоки».Открывайте, пожалуйста, тетради (уровень С) и запишите название урока и  тему  эссе:  «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете…».

Повесть «Антоновские яблоки» по жанру эссе. И поскольку сегодня мы будем учиться писать эссе, запишите определение эссе.

Эссе (франц. Essai – попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.

Эссе предполагает субъективно окрашенное слово о чём-либо.

Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Это сочинение, где на первый план выступает личность автора.

Есть книжная реальность, и первичная реальность. Сегодняшний день – это первичная реальность, а рассказ Бунина – реальность вторичная. Сегодняшнее событие – ваши ощущения, оформленные в эссе – живая мимолётность важнее  интерпретации книжного текста. Создать эффект присутствия, поместить себя в иные декорации иногда очень полезно. Начинаешь лучше в себе разбираться.

Итак, важен ваш эмоциональный отклик на текст Бунина, ваши личные впечатления, ваши ассоциации. Для этого, чтобы говорить предметно, мы воссоздали с вами осенний сад в миниатюре, с осенними дарами усадебного быта, чтобы создать эффект присутствия  в этом  быте.

Жизнь у Бунина всегда несёт в себе особый аромат. В своём  эссе Бунин описывает чисто физические впечатления от природы и жизни – запахи, цвета, звуки… Вы будете работать с текстом и пробовать на вкус, аромат и цвет всё, о чём говорит Бунин. И в свою очередь опишите свои собственные ощущения жизненных ароматов.

Я напечатала вам отдельные фрагменты из повести А.И.Бунина  «Антоновские яблоки». Вы будете работать с этими фрагментами. (Приложение 1.)

Посмотрите первый абзац из фрагментов. Повесть начинается молчанием, паузой, многоточием. Этот приём,  многоточие, вводит нас в какой-то постоянно текущий, непрерывный поток воспоминаний. И не так важно, где и когда в него войти. Можно с середины. Смысл не теряется.  Сюжета в рассказе нет. Это цепь воспоминаний, наплывающих, сменяющих друг друга картин. Это свободный поток мыслей, ощущений. Жизнь схвачена в её свободном течении. Это элегические воспоминания А. И .Бунина об уютном, налаженном дворянском  и крестьянском быте.

Я сейчас буду читать вслух фрагменты из повести, а вы  будете цветными карандашами раскрашивать текст картин из описаний Бунина. Каков цвет «тяжёлой» воды? А «долгой, тревожной»  ночи? Какого цвета сад, когда в нём «пустынно и  скучно»?А каков цвет блаженства? Прислушивайтесь к себе и раскрашивайте эти чувства.

  В этом же фрагменте описываются  вкусовые ощущения от антоновских яблок, мёда, ржаного хлеба. Ваша задача – пробовать на вкус и цвет всё, что описывает Бунин и прислушиваться к своим ощущениям. Пожалуйста, ешьте с сочным хрустом, как пишет Бунин, яблоки, лежащие перед вами, ржаной хлеб и мёд. Ощутите аромат яблок и мёда. Пробуйте стиль Бунина на вкус и цвет, играйте со словом, вынашивайте слово в себе, перекатывайте во рту, в голове, в животе, в душе…

Ваше воображение нарисует вам какие-то картины, пробудит какие-то чувства, мысли, образы. У вас создастся определённое настроение.(Эту  работу  можно  посмотреть  на  фотографиях Рисунок1.JPG, Рисунок2.JPG)

Учитель читает первую часть повести. Учащиеся цветными карандашами раскрашивают текст Бунина.( Приложение 2.)

Затем учитель играет «Ноктюрны» Шопена, создавая настроение. Учащиеся едят яблоки, ржаной хлеб с солью, мёд.

III Практическая работа:

 Слово учителя:

А сейчас, сплетите узор своих ассоциаций, своих впечатлений, ощущений от взаимодействия с текстом Бунина. Опишите картины, образы, навеянные тем, что вы переживаете.

Для помощи вам и расширения вашего словарного запаса на доске написаны определения, которые вы можете использовать при описании того или иного образа. Это для вашей личной творческой лаборатории, для описания зрительных, звуковых и вкусовых впечатлений.

  Учащиеся пишут эссе, а учитель играет фортепианную музыку, создавая настроение.

IV Индивидуальные сообщения.

Учащиеся читают собственные работы, написанные на уроке.( Приложение 3)

V  Заключительная часть.

Слово учителя:

Спасибо всем за работу на уроке. Спасибо гостям за присутствие на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересно жить на свете, если знаешь междометия

Разработка урока по теме "Междометия и звкоподражательные слова"...

Презентация к театрализованной постановке "Без привычек вредных жить на свете здорово!"

Эта презентация является дополнением к театральной постановке. Действующие лица: ученик,черт, ангел....

Театрализованная постановка "«Без привычек вредных жить на свете здорово!»"

Действующие лица:Человек;Черт;Ангел. На сцене появляется Человек, поочередно с разных от него сторон появляется Черт и Ангел....

урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"

УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ,    НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...

Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...

Конспект мероприятия по профориентации на тему: «Много хороших профессий на свете, а я выбираю свою».

Конспект мероприятия по профориентации на тему: «Много хороших профессий на свете, а я выбираю свою»....