Урок по произведению И.А.Бунина "Красавица"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Современная школа стремительно меняется. Меняются цели и задачи образования, меняются дети и их потребности. Российский учитель понимает, что к своему «хранилищу» педагогического опыта необходимо «приращивать» новое. Этим новым могут стать технологии деятельностного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_proizvedeniyu_i.a.bunina_krasavitsa.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по произведению И.А.Бунина «Красавица»
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель – умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
Данная образовательная технология способствует формированию правильной читательской деятельности учащихся и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста.
Применение данной технологии украшает уроки по анализу текста и способствует повышению качества обученности.
Такое чтение развивает творческие способности и помогает при подготовке к ГИА.
Тема урока: «И. А. Бунин «Красавица»
Цели:
- формирование навыков работы с художественным текстом.
- Научить учащихся через осмысление текста делать самостоятельные выводы.
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
- Воспитание нравственности – сохранение человеческого в человеке.
Эпиграф:
Красота спасет мир.
Ф.М.Достоевский
Самый большой грех по отношению к ближнему
не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности
Б. Шоу
Работа с текстом проводится в три этапа с использованием технологии «Продуктивное чтение».
Основные приемы:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту;
- прогнозирование по названию.
Ход урока
- Организационный момент
- Этап мотивированного чтения. Стадия вызова. (Работа с текстом до чтения).
Сформулировать задачи, которые будут решаться на уроке, т.е. определить проблему, которую затрагивает автор.
(Развитие читательского умения – умения предполагать (прогнозировать) содержание по:
- по названию темы урока,
- по названию жанра,
- по ключевым словам)
Слово учителя: Рассказ «Красавица», о котором мы будем сегодня говорить, - одна из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Этот цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. «Дух проникает в плоть и облагораживает его», «Там, где я стою, не может быть грязно», - говорит Любовь устами автора.
Рассказ «Красавица» написан 28 сентября 1940 года. Писателю было 70 лет. Он уже прошел через многое, испытал и увидел еще больше, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник. Рассказ состоит из 5 абзацев.
Подумайте в течение урока над эпиграфом: раскрывает ли он основную мысль рассказа и нашего разговора.
-Запишите слово «красавица», а затем подберите к нему ряд ассоциаций.
- Образ какой красавицы у нас получился?
- А теперь поразмышляйте, о чём мог рассказать читателю Бунин в рассказе с названием «Красавица»?
3.Стадия осмысления (работа с текстом во время чтения)
Прием «Чтение с остановками» предполагает чтение по частям и анализ художественного произведения.
Первая часть (1абзац)
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
Задание:
Выпишите все слова и выражения, описывающие красавицу. (проверка работ)
- Какой красавицу показывает Бунин?
- Рассмотрите героиню во взаимоотношениях с другими людьми.
-Дайте характеристику, подберите словесный ряд, относящийся к чиновнику (подчеркнуть в тексте). (Чиновник – «пожилой», «молчалив», «скромен», «худой», «высокий», «чахоточного сложения», «носил очки цвета йода», «говорил несколько сипло», голос «срывался в фистулу» (то же, что фальцет в пении: очень высокий звук голоса), «казался неинтересен во всех отношениях»).
-Как вводится описание красавицы? (С помощью какого союза присоединяются синтаксические конструкции, содержащие характеристику красавицы?)
-Какую смысловую нагрузку несет союз «а»?
-Как вы думаете, о чем дальше пойдёт речь в рассказе?
Обозначьте проблемы, которые поднимает автор в произведении.
- Предположите авторскую позицию.
- Обозначьте проблемы, поднимаемые автором в произведении.
- Проблема произведения (одиночество детей)
- Причины (отсутствие внутренней красоты взрослых).
- Факты (зажил одинокой самостоятельной жизнью…)
- Выводы, пути решения проблемы (будьте в ответе за тех, кого приручили…)
Чтение второй части рассказа (2 – 4-й абзацы).
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрёт. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
Задание:
Принято считать, что каждое слово Бунина – не пустой звук. Каждое слово несет в себе глубокий смысл, значимую информацию.
Назовите ключевое слово в характеристике мальчика («живой») и слово, являющееся антитезой к нему («несуществующий» - его будто не стало: он мёртвый?);
Действительно, живой и от природы ласковый мальчик назван как бы несуществующим, теперь он только во сне проявляет свою природную живость.
С какими словами ассоциируются слова жизнь - тепло – любовь; холод – равнодушие.
Лед и холод – это мертвящее, неживое; тепло же и свет несут нам жизнь.
4. Этап. Рассказ дочитывается до конца.
И мальчик в своём круглом одиночестве на всём свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шёпотом читает по складам всё одну и ту же книжечку с картинками, купленную ещё при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и всё остальное добришко его.
Задание:
Какой стала жизнь мальчика?
Подчеркните ряд слов, относящихся к жизни мальчика в этот момент: «неслышная», «незаметная», «одинаково смиренно сидит», «рисует», «шепотом читает», «смотрит в окно», «стелет себе в постельку», «сам прилежно убирает», «свёртывает», «уносит».
Что особенно обращает на себя внимание в описании жизни мальчика? (Отсутствие звуков)
А в жизни других персонажей? (У молчаливого отца голос иногда срывается в фистулу, красавица-мачеха единственная в рассказе наделена прямой речью (она хозяйка), она не просто говорит, она «велела» - слово старинное, высокое, то же, что «приказала». А мальчик – молчит.)
Какие звуки должны наполнять дом, где есть живой и ласковый ребенок, дом, наполненный жизнью?
Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остается, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан.
Докажите это. («Постоянно читает единственную книжку, купленную еще при покойной маме», а «всё добришко его» спрятано в «мамином» сундуке – том самом, что стал для него единственным теплым предметом в доме.)
Значит, где нет звуков – там нет и жизни.
Какой эпитет заставляет обратить на себя внимание? («круглое одиночество»).
Что естественно для семьи вообще? (любовь, забота, уважение и т.д.)
Мы привыкли слышать «полное одиночество, совершенное одиночество», но Бунин подбирает другое слово- «круглое».
Кем стал мальчик в такой семье? (круглый сирота)
Есть ли живые предметы вокруг мальчика? Только «кадка с пальмой» - единственное напоминание о том, что за пределами его мертвого дома что-то цветет, радуется. А какой смысл в этом образе?
«Спит он на полу МЕЖДУ диваном и кадкой с пальмой». Предлог, несущий негативную информацию. Почему? Предлог, который помогает увидеть проблему, поднимаемую автором. Назовите фразеологизму с предлогом МЕЖДУ.
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ.
Почему автор говорит именно о пальме?
Пальма – это слово-символ. Пальма – это растение южное, растет там, где много тепла, вокруг мальчика много холода. Пальма – это напоминание о том, что где-то есть тепло, где-то растут удивительные растения и цветут цветы, т.е. жизнь идет естественным путем. А в этой семье нарушена естественность.
Как можно соотнести этот образ с судьбой мальчика в рассказе Бунина? (Дети – символ вечного продолжения жизни).
В рассказе Бунина изображена огромная трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным.
Так какова же тема рассказа? (Судьба мальчика, ставшего никому не нужным и несоответствие красоты внешней красоте внутренней)
Детей часто называют цветами жизни, без внимания, любви и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда – нибудь расцветут. Этот символ легко сломать, погубить, если не окружить его заботой и вниманием.
Запишите слова, которые теперь вы бы отнесли к героине бунинского рассказа.
Какой образ красавицы у вас теперь получился?
О чем забыла красавица?
Изменилось ли у вас теперь отношение к красавице? Почему?
Достоевский говорил: «Красота спасет мир».
Действительно ли это так?
О какой красоте говорит писатель? О внешней? Или внутренней? (о красоте доброй и искренней. Иногда красота обманчивая, ледяная, без любви и тепла. Она, как правило, приносит другим только горе. Красота без любви ничто).
Можете вы теперь сказать, почему рассказ называется “Красавица”? (Автор об этом говорит с иронией и называет так женщину, у которой не было души).
5. Стадия рефлексии
Какое впечатление произвел рассказ на вас? Почему? Какие чувства, эмоции возникли?
Почему в рассказе ни один герой не назван по имени? (Бунину неважно было конкретизировать героев, важно обозначить проблему, показать через героев черты общества, для писателя важна трагедия - через общее к частному)
Почему в этом рассказе отсутствует пейзаж? Почему? (Очень сложно говорить о поэтичном, когда в жизни ребенка осталась одна лишь грусть, и наверное жестоко говорить о прекрасном, когда маленький мальчик вместо счастья и радости от детства испытывает лишь страдания).
Есть ли уверенность в счастливой развязке?
Вспомните, что говорил о ребенке Бунин в самом начале рассказа («…от природы живой.») Одна женщина сумела изменить жизнь двух людей - одного подчинив себе, второго уничтожила равнодушием, бессердечием, безразличием.
Что же хочет сказать Бунин своим произведением? Какова идея произведения?
(Не может женщина быть достойной уважения, если она жестока в обращении с ребенком. В жизни часто встречается несоответствие красоты внешней красоте внутренней. Детство - самое счастливое и беззаботное время, поэтому страдания детей -очень большая трагедия).
Так что же такое красота? (высказывания детей)
Стремясь к любви, ты ищешь красоты,
Смотри ж не ошибись, ведь так случается,
Что самые прекрасные черты не взгляду,
А лишь сердцу открываются.
Задание. Оформите свои мысли, порассуждав над высказыванием Б. Шоу: «Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности». Как это высказывание связано с нашим рассказом?
Домашнее задание:
1.Тем, кто сдаёт литературу на ЕГЭ:
Написать сочинение на тему «В каких произведениях русской литературы звучит тема истинной и ложной красоты и какие герои близки героине Бунина»?
2.Всем (одно задание - на выбор):
- Напишите письмо к одному из героев данного рассказа
- Придумать продолжение рассказа
Урок хочется завершить словами Бунина:
«Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг друга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
Открытый урок по литературе в 6б классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова....
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....