Обобщающий урок по роману А.С. Пушкина "Дубровский"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок в форме викторины позволит сделать занятие интересным, познавательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_romanu_a.s._pushkina_dubrovskiy_fgos.doc | 77.5 КБ |
prezentatsiya._dubrovskiy.ppt | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок – викторина по литературе для 6 класса
«Обобщающий урок по роману А.С. Пушкина «Дубровский» (ФГОС)
Цель: обобщить знания по теме «Роман А.С. Пушкина «Дубровский».
Задачи:
- осуществить контроль изученности темы; создать условия для формирования у обучающихся собственного отношения к роману «Дубровский»;
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных компетенций;
- воспитывать системы ценностных отношений к русской литературе; бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для рефлексии, медали самым активным участникам.
Дети заранее разделились на 2 команды, приготовили название и девиз. Итог работы подводит жюри.
Правила игры:
- Все учащиеся делятся на две команды
- Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана.
- Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников.
- Каждый правильный ответ – 1 балл.
- Победителей выявит жюри, а самые активные участники получат медали.
1.Организационный момент. Целеполагание.
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Сегодня мы завершаем изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Откройте тетради, запишите дату. Каким будет урок, если занятие по произведению последнее? (обобщающим) Правильно, молодцы! Запишите тему урока (слайд 1).
- Если урок обобщающий, какова будет цель нашего урока? (обобщить и систематизировать знания по повести.) Хорошо! (слайд 2)
- Александр Сергеевич Пушкин – не только великий русский поэт, но и непревзойденный прозаик-романист, истинный мастер художественного слова. Как мастера слова, Пушкина всегда интересовал человек, движение его души. Вместе с героями своего романа автор искал ответы на жизненно важные вопросы: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти, о нравственном долге и личных корыстных интересах. Роман «Дубровский» – еще одна замечательная иллюстрация литературного таланта А.С. Пушкина (слайд 3).
2.Подведение к форме урока. Мы уже сказали, что сегодня завершаем разговор о романе «Дубровский». Для того чтобы определить, в какой форме будет проходить наше сегодняшнее занятие, давайте разгадаем кроссворд. На работу дается 5 минут (слайд 4).
1 | 10 | ||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 |
Вопросы:
- Как называлось поместье Дубровских? (Кистеневка)
- Как звали сына А. Дубровского? (Владимир)
- С кем сначала дружил А. Дубровский, а затем поссорился? (Троекуров)
- В каком городе жил В. Дубровский с 8 лет? (Петербург)
- Любимое занятие Дубровского и Троекурова? (Охота)
- Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку. (Пожар)
- На каком музыкальном инструменте играла Маша? (Фортепиано)
- Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции? (Антон)
- Как звали дочь Троекурова? (Мария)
- Форма работы на уроке? (Викторина)
- Итак, время истекло. Готовы ответить на вопрос, в какой форме будет проходить наше сегодняшнее занятие? Правильно, в форме викторины. Попросим жюри оценить работу команд и выставить за каждый правильный ответ по 1 баллу (разгаданные кроссворды для оценивания отдаются жюри).
- Давайте проверим, как вы ответили на вопросы кроссворда (слайд 5).
- Для участия в сегодняшнем уроке вы заранее получили задание разделиться на две команды, придумать название и девиз (слайд 6). Прошу выйти для представления первую команду… вторую команду. Спасибо, молодцы!
3. Актуализация знаний. Разминка (блиц-опрос). Перед тем как приступить к игре, давайте вспомним некоторые особенности романа, но помните, что жюри уже оценивает ваши ответы, а команда, набравшая больше баллов в разминке, получит право первой ответить на вопрос следующего конкурса. Отвечает команда, поднявшая руку первой.
1. Когда был написан роман «Дубровский»? (1833 г.)
2. Назовите главных героев романа? (Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский, Марья Троекурова, Владимир Дубровский)
3. В каких имениях происходит действие? (Покровское, Кистеневка, Арбатово)
4. Каков финал романа? (финал открытый, роман не был окончен, дальнейшая судьба героев неизвестна)
5. Дайте определение романа? (Роман (франц. roman) - литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания).
4. Викторина.
- Хорошо. Молодцы! А чтобы проверить, насколько хорошо запомнили содержание романа, поиграем в «Неслучайные детали» (слайд 7). Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы на них отвечать. Если команда не знает ответа или дает неверный ответ, возможность ответить получает команда соперников. Итак, первый вопрос победившей в разминке команде. А жюри оценивает правильный ответ одним баллом.
- Какую песню насвистывал Троекуров в «минуты волнения»? («Гром победы раздавайся»)
- Как звали старую няньку Владимира Дубровского? (Орина Егоровна Бузырева)
- Какой чин получил Владимир в кадетском корпусе? (Чин корнета)
- Кем был у себя на родине настоящий Дефорж? (Кондитер)
- С кем сразился Дефорж в доме Троекурова? (С медведем по кличке Миша)
- Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70 душ)
- Как звали брата Марьи Кирилловны? (Саша)
- Из-за кого между старыми друзьями Троекуровым и Дубровским разгорелась ссора? (Из-за псаря Парамошки)
- Кого спас на пожаре Архип-кузнец? (Кошку)
- Какой предмет должен был служить знаком Владимиру для спасения Маши? (Кольцо)
- Где жил атаман Дубровский со своими разбойниками? (Посреди дремучего леса в маленьком земляном укреплении)
- Кем был ранен в плечо Владимир Дубровский? (Князем Верейским)
- Молодцы! А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы успели познакомиться с героями романа. Предлагаю вам принять участие в игре «Узнай героя по описанию». Я буду читать описание героя, а вы должны назвать его. Теперь право отыграться предоставляется команде, набравшей меньшее количество баллов. Жюри также оценивает правильный ответ 1 баллом.
- «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями» (Владимир Андреевич Дубровский) (слайд 8).
- «Ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Огромная библиотека …была отдана в ее распоряжение» (Марья Кириловна Троекурова) (слайд 9).
- «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, в должности заседателя, отвешивает поклон за поклоном перед Троекуровым, с благоговением ожидая его приказаний» (Шабашкин, помощник судьи) (слайд 10).
- «Около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем его неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский) (слайд 11).
- «Любил ее (дочь) до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда жестоким обращением» (Кирила Петрович Троекуров) (слайд 12).
- «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. … Он силился с ним (сыном) разговаривать, но мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи. Он замолчал и впал в усыпление» (Андрей Гаврилович Дубровский) (слайд 13).
- Хорошо! И с этим заданием вы тоже справились. Роман «Дубровский» вызвал большой интерес не только у критиков и современников Пушкина, но и у художников-иллюстраторов. Мы на протяжении изучения романа знакомились с их произведениями. Давайте вспомним, каким эпизодам посвящены данные иллюстрации и перескажем их. За правильный ответ дается 1 балл (блиц-опрос).
Д. Шмаринов «На псарне у Троекурова» 1949 г. (слайд 14)
Б. Кустодиев «Пожар в усадьбе Дубровского» 1923 г. (слайд 15)
Д. Шмаринов «Дубровский» 1949 г. (слайд 16)
Д. Шмаринов «Дефорж и медведь» 1973 г. (слайд 17)
- Молодцы! Мы с вами не раз на уроках литературы говорили о том, что героя характеризует не только внешний вид, черты лица, поведение и поступки, но и его речь. Чтобы в этом еще раз убедиться, давайте установим, какому герою принадлежит каждая реплика. Правильный ответ – 1 балл (на слайде 18 в первой колонке представлена реплика, во второй вразноброс – герои, которым принадлежат данный реплики).
«Мы на свое житье…благодаря Бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее» (Псарь Парамошка).
«Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать а Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю…» (Андрей Дубровский)
«Я не слыхивал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения» (Дефорж).
«Нет, нет, лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского» (Маша).
«Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен…Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное» (Орина Егоровна Бузырева).
«А это значит, что мы приехали вводить во владение сего Кириллу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову» (Исправник).
- Хорошо! А пока жюри подводит итог вашей работы, выполним последнее задание «Придумай продолжение» (слайд 19). В начале урока мы с вами сказали, что роман не был завершен. Мы не знаем, как сложилась судьба героев. Я предлагаю на несколько минут стать писателями и придумать финал романа за А.С. Пушкина (зачитать несколько вариантов).
5. Поведение итогов викторины (слайд 20).
- Слово предоставляется членам жюри (объявление результатов викторины, награждение самых активных участников команд).
6. Рефлексия.
- Чтобы понять, понравился ли вам сегодняшний урок, предлагаю взять в руки карточки. Зеленая – на уроке было легко, интересно; синяя – было интересно, но возникали затруднения; красная – испытывал(-а) трудности.
7. Отметки за урок.
8. Домашнее задание (слайд 21). А теперь откроем дневники и запишем задание на дом. Вопросы запишите в тетради.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов на выбор обучающегося:
1) Почему Дубровский стал разбойником? Каким разбойником он был?
2) Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?
3) Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?
- Мы сегодня очень хорошо поработали, закрепили знания по роману «Дубровский». Спасибо за участие в литературной викторине! (слайд 22)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока - обобщить и систематизировать знания по роману.
Кроссворд Вопросы: 1. Как называлось поместье Дубровских? 2. Как звали сына А. Дубровского? 3. С кем сначала дружил А. Дубровский, а затем поссорился? 4. В каком городе жил В. Дубровский с 8 лет? 5. Любимое занятие Дубровского и Троекурова? 6. Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку. 7. На каком музыкальном инструменте играла Маша? 8. Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции? 9. Как звали дочь Троекурова?
Ответы: Кистеневка Владимир Троекуров Перербург Охота Пожар Фортепиано Антон Мария Форма работы - викторина.
Дубровские Троекуровы
"Неслучайные детали"
"Узнай героя по описанию" 1. «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».
2. «Ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Огромная библиотека …была отдана в ее распоряжение». "Узнай героя по описанию"
3. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, в должности заседателя, отвешивает поклон за поклоном перед Троекуровым, с благоговением ожидая его приказаний». "Узнай героя по описанию"
4. «Около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем его неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами». "Узнай героя по описанию"
5. «Любил ее (дочь) до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда жестоким обращением». "Узнай героя по описанию"
"Узнай героя по описанию" 6. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. … Он силился с ним (сыном) разговаривать, но мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи. Он замолчал и впал в усыпление».
"Пожар в усадьбе Дубровского" Б. Кустодиев, 1923г.
Установите соответствие «Мы на свое житье…благодаря Бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». «Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать а Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю…». «Я не слыхивал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения». «Нет, нет, лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». «Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен…Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное». «А это значит, что мы приехали вводить во владение сего Кириллу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову». А. Маша Троекурова Б. Андрей Дубровский В. Шабашкин Г. Псарь Парамошка Д. Дефорж Е. Орина Егоровна Бузырева
"Придумай продолжение" Как сложилась судьба Маши? Как сложилась судьба Владимира?
Подведение итогов. Награждение.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов на выбор: 1) Почему Дубровский стал разбойником? Каким разбойником он был? 2) Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского? 3) Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания к обобщающему уроку по роману Пушкина "Евгений Онегин"
Содержатся задания и вопросы к обобщающему уроку по роману Пушкина "Евгений Онегин" для работы в группах...
Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин»
Листая страницы вновь. Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин» Коновалова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Пушкино ...
Мастерство Л.Н.Толстого - романиста (обобщающий урок-семинар по роману "Война и мир")
Обобщающий урок-семинар по роману "Война и мир"...
Урок по роману Е.И.Замятина "Мы". Тема "Проблема личности и государства в романе"
Данный урок завершает изучение романа в 11 классе....
Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста
В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...
Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий).
Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий)....