Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий).
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uroka-literatury-v-8-klasse-s-primeneniem-igrovyh-tehnologiy.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе.
Тема: Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель занятия: осмыслить, повторить и создать целостное впечатление от произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Задачи занятия:
Обучающая: углубление, расширение, обобщение и закрепление знаний учащихся по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Развивающая: развитие умения перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского замысла; развитие интегративных качеств мышления и художественного восприятия, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитание организованности, умения работать в группах, умения сосредоточиваться на выполнении заданий.
УУД:
1) Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация.
2) Регулятивные: целеполагание, саморегуляция, оценка, коррекция, прогнозирование.
3) Познавательные: самостоятельная формулировка познавательной цели, формулирование проблемы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
4) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока.
1. Орг. момент. Мотивация.
Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? Посмотрите, все ль у вас в порядке? На месте ль ручка, книжка и тетрадка?
- Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
2.Актуализация опорных знаний. Определение темы и целей урока.
Ребята, о каком произведении мы с вами говорили на прошлых уроках? ("Капитанская дочка"). Кто автор? (А. С. Пушкин). Сегодня у нас заключительное занятие по этому роману. Попробуйте сформулировать цели нашего урока. (осмыслить, повторить и создать целостное впечатление от произведения). Сегодня у нас не просто занятие, а интеллектуальная игра. Вам предстоит выполнить различные виды заданий. За верное решение каждого задания команда получает баллы в виде звёздочек, побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. А сейчас я попрошу вас разделиться на две команды, а также выбрать капитана.
3. Первый этап игры.
Блиц-опрос.
Учитель по очереди задаёт вопрос каждой команде.
1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович)
2. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)
3. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой? («За трезвое поведение»)
4. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»? (парикмахер)
5. Почему батюшка прогнал Бопре со двора? (застал его пьяным и спящим во время урока)
6. Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева? (в Оренбург)
7. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру? (100 рублей в биллиард)
8. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (когда Гринев закричал на дядьку и велел принести 100 рублей)
9. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева? (метель, буран)
10. Какой сон увидел Петр Гринев, задремав в кибитке во время бурана? (он приехал домой, в кровати отца видит бородатого мужика, мать говорит, что это посаженный отец и велит целовать ему руку; Гринев хотел бежать, но мужик вскочил с постели, выхватил топор и стал махать во все стороны)
11. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого? (подарил заячий тулуп)
12. О чем просил отец Гринева в письме генералу Андрею Карловичу? (держать сына в ежовых рукавицах и не давать ему волю)
13. Куда отправил на службу Гринева старый генерал? (в Белогорскую крепость)
14. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант? (китайский халат и на голове у него был колпак)
15. За что попал на службу в Бологорскую крепость Алексей Иванович Швабрин? (за смертоубийство)
16. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным? (Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»)
17. Кто расстроил первую попытку дуэли? (Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне)
18. Кто отвлек Гринева во время дуэли? (Савельич)
19. Куда был ранен Гринев? (в грудь пониже плеча)
20. Сколько времени Гринев был без сознания («Пришел в сознание на пятые сутки»)
21. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой? (отказ, намерение перевести на другое место службы)
22. Как отреагировала Марья Ивановна на отказ родителей Гринева? («Покоримся воле Божией»)
23. Как подписал свое письмо отцу Гринева Савельич? (Архип Савельев)
24. Какое имя принял Пугачев? (ПетраШ)
25. Сколько человек служило в Белогорской крепости? (130)
26. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости? (22 года)
27. Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в Оренбург? (не успела, дорога отрезана, крепость окружена)
28. Как выглядел Пугачев во время приступа крепости? (на белом коне, в красном кафтане, в высокой собольей шапке)
29. Как вел себя гарнизон крепости во время приступа? (не вступил в бой, бросили ружья)
30. Какая любимая песня была у Пугачева? («Не шуми, мати, зеленая дубровушка…»)
31. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости? (Щвабрина)
32. Какую бумагу подал Савельич Пугачеву перед отъездом из крепости? («реестр барскому добру, раскраденному злодеями»)
33. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург? (лошадь, шубу – овечий тулуп, полтину денег)
34. Какую тактику решили принять на совете у оренбургского генерала? (оборонительную)
35. Кто передал Петру Гриневу письмо от Маши из Белогорской крепости? (урядник Максимыч, который перешел на сторону Пугачева)
36. О чем писала Маша в этом письме? (Швабрин принуждает ее выйти замуж)
37.Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина? (поехал в крепость)
38. Как Гринев оказался у Пугачева? (был взят в плен караулом)
39. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает? (упал на колени)
40. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения? ( у своих родителей в деревне)
41. К каким действиям Гринева привела повторная встреча его с Зуриным? (отправил Марью Ивановну к родителям, сам остался служить в отряде)
42. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце он получил повышение. Какой теперь чин у него? (майор)
43. Какой приказ относительно Гринева выполнил Зурин? (арестовать и отправить под караулом в Казань в следственную комиссию по делу Пугачева)
44. Кто донес на Гринева? (Швабрин)
45. Что скрыл Гринев на допросе? (имя Марьи Ивановны)
46. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну? (радушно)
47. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург? (встретиться с императрицей)
48. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету П? (в Царскосельском парке во время утренней прогулки)
49. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз? (он присутствовал при казни)
50. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева? (от одного из его внуков)
4. Второй этап игры.
«Своя игра»
Перед вами 5 номинаций, в каждой по 3 вопроса, которые оцениваются в 1/2/3 балла. Играющие сами выбирают номинацию и количество баллов. Если на выбранный вопрос команда отвечает, ей выдаётся это количество баллов. Команда, знающая ответ на вопрос, на которой затрудняется ответить играющая команда, поднимает руку.
- Портрет — 1б., 2б., 3б.
- Интерьер — 1 б., 2б., 3б.
- Письмо — 1б., 2б., 3б.
- Вещи — 1б., 2б., 3б.
- География— 1б., 2б., 3б.
Портрет: 1. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
2. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание».
3. «Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркером, который при выигрыше выпивал рюмку водки, а при проигрыше должен был лезть под биллиард на четверинках».
Интерьер: 1. Назовите место описания: «Потом отвели меня и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою».
2. Назовите хозяев: «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой- на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.
3. Назовите место описания: «Я вошёл в избу… Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, - всё было как в обыкновенной избе»
Письмо: 1. Кому адресовано письмо: «Государь, отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос»?
2. Кто автор письма: «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей… Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережете и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят!... Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами, если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота»?
3. Кто автор письма: «Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый ко услугам»?
Вещи: 1. Кому принадлежать перечисленные предметы: географическая карта, мочальный хвост?
2. Кому принадлежат перечисленные вещи: красный казацкий кафтан с галунами, высокая соболья шапка?
3. Кому принадлежат перечисленные вещи, предметы: два халата, миткалевый и шёлковый полосатый, на шесть рублей; мундир из тонкого зелёного сукна, на семь рублей; штаны белые суконные, на пять рублей; двенадцать рубах полотняных голландских с манжетами, на десять рублей…?
География:1. Какая территория описана в произведении "Капитанская дочка”?
2. Какое климатическое явление описал А.С. Пушкин?
3.Как называется река Яик сегодня?
Ответы.
Портрет: 1. Емельян Пугачёв 2. Екатерина II
3. Зурин
Интерьер: 1. Тюрьма
2. Капитан Миронов и Василиса Егоровна
3. Это «дворец» Пугачёва в Мятежной слободе
Письмо: 1. Андрею Петровичу Гринёву
2. Маша Миронова
3. Зурин
Вещи: 1.Петруше Гринёву
2. Емельяну Пугачёву
3. Реестр барскому добру, раскраденному злодеями. Его Савельич представил Пугачёву
География: 1.Оренбургские степи
2. Буран
3. Урал
5. Физкультминутка.
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
(потягивание, руки вверх)
Мы попрыгаем немного.
(прыжки на месте)
И пройдемся по дороге.
(ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно.
(дети садятся за парты)
6. Третий этап игры.
Встреча с героями.
Отгадайте, с какими героями вы сейчас встретитесь…
- Сидел под образами в красном кафтане в высокой шапке и важно подбочась?
Емельян Пугачев
- «Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья так и затрепещется»
Мария Миронова
- Он был одет казаком и отрастил себе бороду
Алексей Швабрин
- «Но жить убийством и разбоем – значит, по мне клевать мертвечину»
Петр Гринев
7. Четвёртый этап игры.
Пословицы
1. Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”?
(Береги честь смолоду.)
2. Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге”?
(Долг платежом красен.)
3. Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно?
(Господь не выдаст — свинья не съест.)
8. Подведение итогов.
Подведение итогов игры, объявление результатов, награждение победителей.
9.Рефлексия.
Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Как вы оцениваете свою работу? Удалось ли нам достичь целей урока?
10. Домашнее задание: прочитать в учебнике стихотворения А. С. Пушкина "19 октября", "Туча", "Я помню чудное мгновенье...".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"
ОБРАЗ МАШИ МИРОНОВОЙ. ДУШЕВНАЯ КРАСОТА И СИЛА ГЕРОИНИ». Цель урока:1. Раскрыть образ Маши Мироновой как пример девушки, воспитанной в истинно христианском духе. 2. Сформировать правильное ...
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка"
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка".Подготовка к домашнему сочинению.Цели урока:развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать сво...
Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...
Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»
Технологическая карта урока литературы в 8 классеФ.И. О. учителя: Добрынина Л.Л. МБОУ «СОШ №6» г.ВязникиПредмет: литератураКласс: 8Тема «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТЦА
На уроке, посвящённом роману "Капитанская дочка", рассматриваются важные нравственные вопросы: что такое честь, благородство, совесть, мужество, благословение и верность слову....