"Пробуждать чувства добрые..."
статья по литературе на тему

Газизова Гульнара Маратовна

Духовно-нравственные ценности художественных произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probuzhdat_chuvstva_dobrye.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Газизова Гульнара Маратовна,

 учитель русского языка и литературы

НРМОБУ "Салымская СОШ № 1"

«Пробуждать чувства добрые…»

(Духовно-нравственные ценности художественных произведений)

         

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова добро, мир и согласие в душе, покаяние.

Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно, жизненно важны в этом плане, так как способствуют формированию духовно-нравственных качеств личности; именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин. По словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины».

Действительно, необходимо «пробудить душу» в ребёнке как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему святому, волю к духовному совершенствованию, вкус к доброте и милосердию, отзывчивости и умению ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами, а значит, - оставаться человеком.

Книга, по словам Герцена, это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить.

И урок литературы тогда обретает смысл, если объектом изучения становится сама жизнь.

В школе  мы работаем с такими понятиями, как сострадание, забота, чуткость, сопереживание, сердечность, сочувствие, совесть, стыд, чувство вины, угрызение совести; мы пишем сочинения-рассуждения, направленные на осмысление этих нравственных понятий.

Нравственный Закон, данный Богом человеку, - заповедь, и все наши представления о нравственности вытекают именно из этого закона.

Одна из заповедей гласит: «Чти отца и матерь твою…».  Как воплощается эта заповедь в жизни героев произведений А.С.Пушкина «Станционный смотритель», К.Г.Паустовского «Телеграмма», Л. Куликовой «Свиделись», Е.Карпова «Меня зовут Иваном» и др.? Найти ответ на этот вопрос – одна из задач уроков литературы.

Короткий рассказ Людмилы Куликовой вряд ли оставит кого-то равнодушным, вызывая в душе читателя самые разные эмоции - от тревоги и надежды до разочарования и боли. Этот рассказ - настоящая жизненная драма.

Отношение уже взрослых детей к своим постаревшим и зачастую беспомощным родителям – проблема далеко не новая в русской литературе, и определяет она нравственный стержень молодых людей. Как часто дети оказываются черствыми и равнодушными к старикам.  В современном обществе таких эгоистичных людей, думающих лишь о своем благополучии и забывающих о тех, кому они обязаны жизнью, образованием, определённым успехом, слишком много. Как часто потом об этом они жалеют, но исправить это не хватает сил и желания? Очень часто, а ведь хотелось бы, чтобы такие примеры были только в книгах, а не в жизни! Вот и герой Л.М. Куликовой Толик уезжает от матери, так и не покаявшись в том, почему не приезжал больше 20 лет, потому что не чувствует своей вины. Эгоизм и душевная слепота мешают ему понять ту чудовищную ошибку, которую он совершил в прошлом, вычеркнув из памяти родного человека. Равнодушие героя иллюстрируется яркой метафорой: «Чиркнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился». И чем дальше он уходил от деревни, тем на душе как-то легче становилось. 

Так и не понял ничего герой, ошибочно думая, что, забыв о прошлом, разорвав связь с ним, можно построить будущее. Как и двадцать четыре года назад, он снова уходит из родного дома, правда, теперь навсегда. Уходит из прошлого, которое хочется забыть, к семье, к заботам о материальном благополучии.

Почему так получается? Родственная, кровная связь, духовное просветление с годами должны только крепнуть. Но в жизни бывает по-разному. «Будь человеком - говорит автор.  «За добро плати добром!» Именно об этом и размышляет наша современница в своём произведении «Свиделись».  Рассказ учит нас, чтобы мы не забывали о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в нас.

Мать не признаёт сына, потому что душа Ольги Герасимовны обожжена. Не принимает она единственного сына, причинившего ей столько боли. Неужели этой несчастной женщиной правит гордыня? Старушка ослепла от многолетнего одиночества, душевной боли, отчаяния и глубокого разочарования. Она считает, что ее сын пропал. Пропал — значит исчез, потерялся (речь идет о духовной смерти). Умерла надежда матери на возвращение сына. Слишком долго ждала женщина, слишком много пережила, ожидая весточки или приезда. Самой страшной мукой для неё стало многолетнее, ничем не оправданное молчание единственного сына.

И все же она любит его вопреки всему, ее душа оттаяла, поэтому Ольга Герасимовна говорит: «Вот и свиделись, сынок». Анатолий не слышит этих слов и никогда не узнает о том, что она их произнесла. Он торопится вернуться в свою жизнь, ошибочно полагая, что «у каждого своя судьба». Вот только есть ли будущее у людей, подобных Толику? Что их ждет? Людмила Михайловна Куликова ничего об этом не говорит, давая читателю возможность поразмышлять над вопросами, на которые ответит сама жизнь.

Как приговор звучат слова старой женщины: «Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись». Проблема одинокой старости, чёрствости взрослых детей – эти нравственные проблемы предлагает осмыслить читателю автор. А причина равнодушия сына налицо -  культ денег и материального благополучия.

Тяжело смотреть на одиноких людей, но смотреть на людей со «сломленной совестью» еще страшнее. Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей».

Соединяя жизнь, изображённую в произведении, с реальной жизнью, дети учатся разбираться в людях, делают нравственные открытия. Ведь литературу не случайно называют учебником жизни. Книга учит ненавидеть зло и предательство, человеческую несправедливость.

Вот на таких уроках ученик и научится сопереживать, сочувствовать, различать добро и зло,

чтобы чувство вины не обжигало бессонными ночами, чтобы не было непоправимой вины и невозможности что-то исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувства добрые в лирике Пушкина

Урок литературы в 9 классе. Обучение сочинению (составление сложного цитатного плана к сочинению)....

Урок – семинар «Чувства добрые я лирой пробуждал» (литература, 9 класс)

Подготовка к семинаруВывешивается план семинара (желательно с начала изучения темы). Учащиеся в ходе работы над творчеством поэта выбирают микротему и объединяются в группы. В каждой группе назначаетс...

И чувства добрые я лирой пробуждал...

Помните, в советское время наша страна считалась самой читающей. А сейчас? Интернет, видео, кино.  А что же книга? Неужели в прошлом?...

Прекрасное пробуждает доброе.

Вера в воспитательную силу искусства, в его способность благотворно воздействовать на человека на его духовный  мир,...

Чувства добрые я лирой пробуждал…

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Чувства добрые я лирой пробуждал…"...

Урок – семинар «Чувства добрые я лирой пробуждал» (литература, 9 класс)

Подготовка к семинаруВывешивается план семинара (желательно с начала изучения темы). Учащиеся в ходе работы над творчеством поэта выбирают микротему и объединяются в группы. В каждой группе назначаетс...