Чувства добрые в лирике Пушкина
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Урок литературы в 9 классе. Обучение сочинению (составление сложного цитатного плана к сочинению).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_9_kl.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

открытого урока

 по литературе в 9 классе

(обучение сочинению)

Тема:  «Чувства добрые в лирике Пушкина».

Учитель: Исаева Н.В.

2010 год

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,..

Цель урока: продолжить работу по обучению сочинению:

учить составлять цитатный план;

подбирать эпиграф к сочинению;

обогатить словарный запас учащихся.

Оборудование:  на доске записана тема, на плакате эпиграф к уроку; на интерактивной

                             доске портрет А.С. Пушкина; его друзей.

Ход урока

I. Организационный момент.

    Учитель сообщает тему  урока

2. Беседа с классом

     1. Вопросы к классу.

1. Какую главную мысль  мы должны раскрыть сегодня в этой теме?

2. Что значит добрые чувства?

(Одной из отличительных особенностей  Пушкина была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Много своих  творческих  сил  поэт отдал созданию  глубоко искренней,  реалистической лирики. Лирика была дорога  Пушкина как возможность  высказывать свои  мысли, раздумья от жизни , передать  свои чувства  и настроения)

     2. Слово учителя.

Из нашей беседы вытекают те темы  сочинений, которые были даны вам на первых уроках знакомства с творчеством А.С. Пушкина. Это и «Родная природа в лирике Пушкина», и «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина». Нашей задачей будет составление  сложного цитатного плана к теме «Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С.Пушкина».

Помните, Пушкин еще в 1815 году в стихотворении «Лицинию» восклицал: «Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа».

    3.Вопросы классу.

Какие стихотворения отвечают  теме «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина»?

- стихотворение «К Чаадаеву».

Ученики читают стихотворение наизусть, рассказывают о теме этого стихотворения, о друге Чаадаеве. Через проектор показывается портрет Чаадаева.

Написанное в форме послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые  объединяли  Пушкина с его другом Чаадаевым и со всеми  передовыми людьми того времени. Поэт призывает друга Отчизне посвятить «души прекрасные порывы.».,  бороться за ее свободу.

- стихотворение «В Сибирь».

Ученики  рассказывают о том, что послужило написанию этого стихотворения, о том как поэт передает это стихотворение Муравьевой. Цитируются эпизоды ответа Одоевского.

Какие еще стихотворения этой тематики вы знаете?

- «Деревня», «Вольность», «Анчар», «Арион».

Ученики кратко останавливаются на этих стихотворениях. Отдельно цитируют.

3. Составление плана.

Какие строки и из какого стихотворения могут послужить для эпиграфа нашего сочинения?

Как оформляется эпиграф?

Что является следующим этапом работы над сочинением?

          - Составление плана.

Из чего состоит сложный план?

          - Из трех частей: вступления, основной части, заключения.

5.  Из чего должно состоять вступление? Какую цитату нам нужно подобрать, что  необходимо раскрыть?

         - Эпоху,  движение декабристов, отношение поэта к этому времени?

6. Что должно лежать в основной части сочинения?

         - Сама тема сочинения.

       «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина».

7. Из каких этапов должна состоять основная часть?

        - Призыв поэта посвятить отчизне «души прекрасные порывы»;

          негодование поэта против тиранов, эксплуататоров;

          надежда на близкое освобождение.

8. Какие цитаты мы можем подобрать к раскрытию этих этапов?

9. Из чего должно состоять заключение? Что должны раскрыть?

        - Заслугу  писателя, свою точку зрения.

4. Словарная работа.

В заключении работы над этой темой мы  должны провести словарную работу.  Вспомним значение тех слов и словосочетаний, которые потребуются вам при написании сочинения.

 На доске записаны слова, словосочетания, учащиеся объясняют их значение.

    декабристы -  передовые люди, лучшие люди из дворян;

   тираны – эксплуататоры;

   в мрачном подземелье – тюрьма;

   души прекрасные порывы – все лучшее в человеке;

   звезда пленительного счастья – символ революции;

   скорбный труд – каторжный труд декабристов;

   барство дикое – крепостники России;

   вольность святая – святая свобода;

   отчизна – родина;

   я гимны прежние пою – верность поэта своим вольнолюбивым идеалам.

5.  Повторение памятки.

     В заключении нашего урока я хочу напомнить вам памятку к сочинению.

Через проектор на экран проецируется памятка к сочинению. Читаем памятку.

6.  Итог урока. Оценки.

7.   Домашнее задание.

  Черновые наброски сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Презентация "Друзья-лицеисты А.С,Пушкина". Лирика Пушкина.

Сегодня на уроке разговор пойдет об А.С. Пушкине. У  великого поэта были настоящие друзья.  Давайте поговорим о  них и узнаем, а умел ли он сам дружить.Поэт  В.А.Жуковский, которог...

Эволюция чувства в любовной лирике А. С. Пушкина

Конкурс научно-исследовательских работРуководитель - Зализко Н.А.                                      ...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....