План- конспект урока по биологии в 5 классе по теме "В мире Бактерий"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Майорова Галина Алексеевна

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство  Бактерий".Тип урока комбинированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока «В мире Бактерий» 5 кл. по учебнику Н.Сонин ( концентрический курс)

Составила учитель биологии и химии МБОУ  Тарханско-Потьминская ООШ  Майорова Галина Алексеевна

Задачи урока – формирование представлений о строении, многообразии и значении бактерий

Предметные результаты:  иметь представление  о бактериях. Знать их многообразие, строение,

Личностные: иметь представление о бактериях и их роли для человека  

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД  :

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательное УУД:

  1. Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем, таблиц и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий) Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Составление схем-опор

4.Работа с информационными текстами

5.Объяснение значения новых слов

6.Сравнивать и выделять признаки

 

Коммуникативные УУД:

  1. Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.
  2. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
  3. Умение воспринимать устную форму информации.

Личностные УУД:

  1. Умение использовать полученные знания на практике.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  2. Формирование потребности в объективной оценке своей работы.

Ход урока

Оргмомент

1.Здравствуйте!

3.Пожелаем друг другу удачи!

Проверка знаний:

  • На какие царства ученые делят живую природу?
  • Ученые считают, что на Земле свыше 2,5 млн видов организмов. Можно ли считать эту цифру неизменной? Почему?
  • Что изучает наука систематика. Почему возникла необходимость в этой науке?

Формулирование темы урока

Сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда.

? Отгадайте загадку: Нет уголка на голубой планете. Где б в воздухе, в земле и на воде. В тепле и в холоде и в вечной мерзлоте, не притаились бы бродяги эти. Расшифруйте слово:

и сформулируйте тему урока. Итак, тема «  В мире Бактерии»

Изучение нового материала

Как вы думаете, что вы должны узнать на уроке, цели и задачи этого урока?

( узнать о строении, об открытий, размножении , питании и значений бактерий

  • Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество
  •  Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках с  С.
  • Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90 среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.

Об истории открытия микробов выступит

История открытия бактерий

Впервые бактерии были обнаружены в XVII в. благодаря изобретению увеличительных приборов.

Антони ван Левенгук

Голландский ученый Антони ван Левенгук (1632-1723) (Рис.1) впервые открыл мельчайшие живые существа, рассматривая под микроскопом разнообразные микропрепараты: стоячая вода, капли морской воды, перцовый настой и др. Первоначальные сведения о формах, объемах и движении бактерий Левенгук отправил в Лондонское королевское общество в 1683 году.

Сейчас нам предстоит групповая работа. На обсуждение материала дается 10 мин. После каждая группа защищает свою работу   На защиту каждой группы дается по 3 мин.

1 группа изучает строение бактерий:

Задание 1 найти в тексте параграфа 11нужную

информацию, использовать рисунки на с 60Изобразите схему строения бактериальной  клетки, отобразив все особенности ее строения

Задание 2. Заполнить  таблицу

Части бактериальной клетки        Значение частей

жгутик        

Нуклеиновая кислота        

оболочка        

Словарик:служит для передвижения, защищает содержимое клетки, содержит наследственную информацию

Задание3

3. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам

2группа  изучает многообразие бактерий и их распространение, значение бактерии:

Задание 1 найти в тексте параграфа 11 нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки с 60-61

Задание 2. Составьте схему  «Многообразие бактерий и значение бактерий»

Положительная роль        Отрицательная роль

        

Задание 3.В какой среде обитают бактерии

3 группа изучает питание бактерий,  их размножение, приспособление к неблагоприятным условиям

Задание 1 найти в тексте параграфа11  нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки61-62,

 . Составьте схему «Деление бактерий»

Задание 3 Заполнить таблицу

Жизнедеятельность бактериальной клетки

Процесс жизнедеятельности

бактерий        Как осуществляется

передвижение        

Перенесение неблагоприятных условий         

размножение        

Словарик: путем деления надвое, с помощью жгутика, в виде спор).

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше подтянулись

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Закрепление изученного

А теперь вам предлагается тестовая работа   (выполняете задания по вариантам. 5 мин)

Меняемся картами друг с другом . Проверяете друг у друга.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

  Тест:

1 вариант

А1. У бактерий отсутствует:                                                                                                                                                                                                              1) оболочка                       2) ядро                           3) цитоплазма                   4) жгутик                                                                                                          

А2. Бактерии размножаются:

1) почкованием    2) посредством половых клеток        3) спорами              

4) делением клетки

А3. Самые древние обитатели нашей планеты- это

1) грибы                          3) бактерии

2) растения                      4) животные

В1. Выберите три верных утверждения. В состав бактериальной клетки входят

1) оформленное ядро

2) хлоропласт

3) цитоплазма

4) наружная мембрана

5) митохондрия

6) жгутик

  1. вариант

А1Оформленное ядро отсутствуют в клетке:

1)грибов                 3)растений

           2) растений                      4) животных

А2. Споры бактерий служат для :

1) питания

2) дыхания

3) размножения

4) перенесения неблагоприятных условий

А3. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у

1) грибов                         3) бактерий

2) растений                      4) животных

В1. Выберите три верных утверждения. Для бактерий характерно

  1. деление клетки пополам
  2. размножение семенами
  3. дыхание
  4. образование тканей
  5. питание
  6. формирование органов

Ответы:    

1вариант

А1) 2    А2) 3  А3) 3

В1) 3 4 6

 2 вариант

А1) 1   А2) 4 А3) 3 В1) 1 3 5

Домашнее задание: прочитать №11, отв.  на вопросы с 63.

Заполнить Р.Т.33-36

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по биология 9 класс "Вирусы"

"Вирусы-неклеточные формы жизни"...

План-конспект урока по биологии 7 класс

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Хордовые" с применением сингапурских методик...

План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"

План конспект урока по биологии 7 класс "Класс  Птицы"...

План конспект урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА"

План конспект  урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ  И  НАПРАВЛЕНИЯ  ЭВОЛЮЦИИ  ЧЕЛОВЕКА"...

План - конспект урока по биологии 5 класс "Грибы - чудо природы"

Обобщающий урок по теме: "Грибы". Многообразие раздаточного материалаи сведений о грибах....

План-конспект урока по биологии. 5 класс. Важность охраны живого мира планеты

Методическая разработка урока по биологии в 5 классеТема: Важность охраны живого мира планетыУчебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова...