Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя»»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».
Дата: 23 ноября 2017
Тип урока: комбинированный
Цель урока: учить анализировать текст художественного произведения
Задачи:
· обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;
- формировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу «Содержание» или «Оглавление»; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);
- формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);
- учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
- учить детей примерять высказывание к характеру героев;
- способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10liiii.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя»»
Дата: 29 ноября 2017
Тип урока: Урок изучения нового
Цель: приблизить героя к читателю, сделать живыми
Задачи:
-научить ребят видеть детали и их роль в раскрытии авторского замысла;
- подойти к пониманию вопроса: за что Павел Петрович так невзлюбил Базарова;
-продемонстрировать и объяснить некоторые особенности Тургенева-художника: лаконизм, тайная психология.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Эвристическая беседа с элементами исследования и подводящего диалога.
- Вы прочитали дома главы романа, повторили материал прошлой лекции, скажите, какого героя хотел изобразить автор в своем романе?
Тургенев чувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов. Такого нового героя – человека демократических убеждений – писатель поставил в центре романа «Отцы и дети».
- Тургенев говорил, что Базаров - «его любимое детище». Как же выглядит Базаров? (отвечает группа№1, но все остальные могут включить в беседу)
Гл.2.: «человек высокого роста», в длинном балахоне с кистями, красная рука, мужественный голос. Лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум, крупные выпуклости просторного черепа – это свидетельствует об оригинальном уме. Поедет он в тарантасе, с ним можно «не церемониться», простой, «чудесный малый».
Видно, что это человек новый, явно на дворянина не похож, он ведущий в дружбе Аркадия и Базарова. Главный предмет его – естественные науки, «да он все знает».
- При первой встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал тому руку. Почему?
Базаров очень горд. К тому же перед приветствием Аркадий представил Базарова очень ярко, пытаясь скрасить неприглядное впечатление от вида Базарова. Аркадий расхваливает друг, чтобы отец нормально к нему отнесся и гордость Базарова этим задета. Он и руку подает не сразу, т.к. не собирается заискивать.
Прием, которым автор показывает действие, но не объясняет его значение, называется ТАЙНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ. Тургенев говорил, что «поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только сами явления»
Ситуация предположения.
- Может быть, Базаров напрасно думал, что его гордость задета, может быть, в доме Кирсановых вовсе и не придают значения сословным различиям?
Нет, вовсе не зря. Это можно увидеть на примере Фенечки: бедная девушка вовсе не чувствует себя хозяйкой, хотя Николай Петрович очень добр к ней. Она живет во флигельке, всем говорит «вы. Очень неловко себя чувствует и Николай Петрович, говоря о ней сыну. Павел Петрович обращается к Фенечке как к прислуге и т.п.
Если бы Аркадий так не расписал своего приятеля, вряд ли бы отец отнесся к нему так любезно.
А реакция лакея Прокофьича на «одеженку»Базарова. (прочитать отрывок)
- Кто такой Павел Петрович? Как он выглядит?
- Каков портрет Павла Петровича?.
(отвечает группа№2)
Глава 4 - описание ПП прочитать выразительно.
Проблемная ситуация.
- С кем из известных вам героев у Базарова может возникнуть конфликт? Почему?
С Павлом Петровичем. Павел Петрович – полная противоположность Базарову и во внешнем облике, и в манере разговаривать, и в манере держаться.
Он не подает руку Базарову в первую же встречу, совершенно не зная человека, судя о нем лишь по внешнему виду. Это по меньшей мере невоспитанность. Тут же говорит взволнованному встречей с сыном Николаю Петровичу, что Аркадий стал развязнее, совершенно не задумываясь, что тем самым оскорбил брата в лучших чувствах. В результате за ужином разговаривали мало.
Мы видим, что Павел Петрович настроен к Базарову не просто недоброжелательно, а враждебно, что не замедлит сказать позже.
- А как же Базаров реагирует на вызывающее поведение Павла Петровича?
«А чудаковат-то у тебя дядя, ногти-то, ногти-то, хоть на выставку посылай.» «Какие у него воротнички, Аркадий, ведь это смешно?» « А отец у тебя славный малый» и др. цитаты
У Базарова какое-то детски-обиженное состояние. Он не понимает, что человек может злиться и негодовать от оскорбленного самолюбия. Базаров вовсе не злиться, а немного иронизирует.
- А Павел Петрович? Исследуйте его поведение.
Тот не может успокоиться (эпизод с лягушками, когда даже Аркадий и Николай Петрович удивлены поведением Павла Петровича).
В 6 гл разговор П.П. и Б., в котором Павел Петрович просто «лезет на рожон» , пытаясь вызвать Базарова на спор. И Б. не выдерживает, несмотря на все свое равнодушие: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Базаров возмущен и не собирается потакать «львиным привычкам» Павла Петровича.
- Аркадий рассказывает Базарову историю жизни Павла Петровича. Как реагирует Базаров?
Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не способен, этакий человек – не мужчина. Это распущенность, пустота. Это все романтизм, гниль, чепуха, художество.
-Как вы думаете, за что же Павел Петрович так невзлюбил Базарова?
П.П. привык быть в центре внимания, светский лев, покоритель сердец, а тут Базаров, равнодушный, П.П.усмотрел в этом пренебрежение к своей персоне, что донельзя его оскорбило. Поэтому П.П. и не пропустит ни единой фразы, ни единого поступка.
- Есть в романе образ трогательный и симпатичный Тургеневу?
Это Фенечка. Именно отношение к Фенечке во многом характеризует героев романа.
Гл. 8 – Павел Петрович и Фенечка. П.П. холодный, чопорный, нет естественного проявления чувств, какая-то снисходительность и скрытое, помимо воли , презрение. Однако он печально констатировал, что ребенок похож на Николая Петровича, что-то здесь не так…
Гл 9 - Базаров и Фенечка… Б. несколько бесцеремонен: хорошенькая, губа не дура, однако надо познакомиться. Он очень вежлив и доброжелателен, уверенность его не покидает. Он интересуется отчеством Фенечки.
Диалоги – главное средство раскрытия характеров.
Базаров краток, лаконичен, его фразы метки и емки, к месту сказаны афоризмы. Он не стремится говорить красиво. Однако его реплики наполнены смыслом и остроумием, тактом и знанием жизни. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, эти признаки языковой манеры обнаруживают подлинного демократа.: «народ тертый», «в городах живали», «в моей комнате английский рукомойник, а двери не закрываются, что поделаешь – прогресс»
- А речь Павла Петровича?
Много специфических свойств и выражений: «эфтим», «принсипов», «германцы», витиеватые обороты, чопорность и напыщенность речи.
3. Выводы урока: один внешне аристократ, но внутренне чувства прорываются наружу.
Другой – внешне неказист, а внутренне тактичен..
И действительно, к началу 10 главы все ясно: к Базарову все в доме привыкли и освоились. и только П.П. всеми силами души ненавидел Б. он считал его плебеем, нахалом, гордецом и циником. Он подозревал, что Б. не уважает его, Павла Кирсанова! Вот и ответ на вопрос, почему Павел Петрович невзлюбил Базарова.
4. Домашнее задание: прочитать и проанализировать 10 главу романа. По каким вопросам расходились во мнении Павел Петрович и Базаров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толс...
Открытое мероприятие по истории России для 8 класса. Воссоздание портрета исторического деятеля
По описанию научных открытий, реформ, философских высказываний и творчеству поэтов и художников той эпохи, участники мероприятия должны назвать не только имя исторического деятеля, но и отношение к не...
Подготовка к ВПР по истории 5 класс. Материал для выполнения задания №7-8. Исторические деятели Воронежского края.
Исторические деятели Воронежского края...
Исследование по теме "Использование исторических романов в обучении английскому языку"
Описание целесообразности использования исторических романов на уроках английского языка, модель использования...
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [р]-[л]». Лексическая тема «Космос».
Лексическая тема «Космос».Цель.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, поср...
Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...