Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
Задачи урока :
1) образовательные:
- формирование умений оценки и анализа художественного произведения;
-формирование умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте , аргументировать свой ответ ;
-овладение выразительными средствами русского литературного языка, совершенствование речи учащихся;
- интеграция уроков информатики (создание киновикторины по роману Л.Н. Толстого « Война и мир» ) и литературы.
2) развивающие:
- развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно – эстетических потребностей детей, развитие литературного вкуса;
3) воспитательные:
- воспитание высоких нравственных чувств у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poiski__duhovnyh__i__nravstvennyh__idealov__andreem__bolkonskim__i__perom__bezuhovym.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым. 10 класс.
Задачи урока :
- образовательные:
- формирование умений оценки и анализа художественного произведения;
-формирование умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте , аргументировать свой ответ ;
-овладение выразительными средствами русского литературного языка, совершенствование речи учащихся;
- интеграция уроков информатики (создание киновикторины по роману Л.Н. Толстого « Война и мир» ) и литературы.
2) развивающие:
- развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно – эстетических потребностей детей, развитие литературного вкуса;
3) воспитательные:
- воспитание высоких нравственных чувств у учащихся.
Оборудование: ноутбук ,экран , проектор, музыкальный центр, CD – диск Л.В.Бетховен ( классическая музыка) , фотографии Л.Н. Толстого, иллюстрации к роману ,столик , скатерть, свечи ,подсвечники, раздаточный материал на каждого ученика ,CD-диск с киновикториной.
Подготовительная работа к уроку : группа учащихся под руководством учителя создает киновикторину по роману Л.Н.Толстого.
Основой для викторины служит художественный фильм С. Бондарчука « Война и мир».
Ход урока | Деятельность учителя и учащихся |
1.Организационный момент – 1 минута. | |
2.Вступительное слово учителя - 5 минут. А.) « Одно из самых обычных распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства,что бывает человек добрый,злой,умный,глупый,энергичный,апатичный и т.д.,- пишет Л. Толстой в романе « Воскресенье». – Люди не бывают такими. А мы всегда так делим людей. И это не верно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же ,но каждая река бывает то узкая, то быстрая ,то широкая,то тихая, то чистая , то холодная ,то мутная,то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя , оставаясь все между тем одним и самим собою». «Как бы хорошо написать художественное произведение , в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он один и тот же , то злой , то ангел ,то мудрец ,то идиот, то силач , то бессильнейшее существо ».( Л.Н.Толстой). « Текучесть человека» , способность его к крутым и решительным переменам находится в центре внимания Толстого. Ведь важнейший мотив биографии и творчества писателя – движение к нравственной высоте , самоусовершенствование. Отсюда понятен пристальный интерес Толстого к «диалектике души» и «диалектике характера» человека. Ведущим мотивом его творчества станет испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться , подвижность и гибкость его духовного мира , его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости , одаренности и жизнеспособности. Посмотрим , как же меняются духовные и нравственные идеалы главных героев романа Л.Н. Толстого « Война и мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова ,как « текут» эти герои. Б.) Объявление темы урока. | На партах у каждого ученика лежат листки с цитатами Л.Н.Толстого (раздаточный материал). На экране изображаются цитаты Л.Н.Толстого. Презентация урока. |
3.Киновикторина по фильму С.Ф.Бондарчука « Война и мир» - 10 минут. - Какие эпизоды являются поворотными в судьбах героев ? Эпизод 1 – А. Болконский идет на войну 1805 г. Эпизод 2 - П. Безухов - наследник миллионов. Эпизод 4 – П. Безухов женится на Элен. Эпизод 5 - А. Болконский .Аустерлицкое сражение. Ранение. Эпизод 6 – А. Болконский. Наблюдение за дубом. Эпизод 7 – Наташа - невеста А.Болконского. Эпизод 8 – Пьер в плену. Встреча с Платоном Каратаевым. 1812г. Эпизод 9 – Пьер и Наташа. Любовь. | Просмотр киновикторины.Вопрос учитель задает до просмотра. |
4.Проверка домашнего задания и беседа по теме урока - 20 минут. А.) – Какие эпизоды из жизни героев были показаны в викторине ? - Давайте проверим ваше домашнее задание. - Какие эпизоды жизни героев , по вашему мнению, меняли жизненные взгляды героев и как менялись эти взгляды ? 1 вариант – Пьер Безухов
2 вариант – Андрей Болконский
Б) Обобщающие вопросы по теме. - Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов ? ( А.Болконский олицетворяет « ум ума », а П. Безухов – «ум сердца». Оба героя ищут смысл жизни, приходят к Богу и к народному началу.) -Как изменялся характер князя Андрея от Аустерлица до Бородинского сражения ? (Поворотные события в жизни Андрея переживаются им как кризисы и связаны с «разоблачением ложности» предыдущего идеала. Желание славы , «наполеоновская идея», безбожие сменяются любовью к миру ,всепрощением, любовью к Богу , слиянием с миром.) - Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею ? ( Для Наташи князь – загадочный , таинственный человек. Она влюблена , но не по – ростовски , в ее отношениях с Андреем нет желаемой полноты , нет взаимного понимания , для Андрея Наташа тоже загадка, полное непонимание ее он обнаружил , когда отложил свадьбу на год. Простота, доверчивость, демократизм – все эти качества не под силу его характеру.) - Случайно ли погибает в 1812 году князь Андрей , Пьер выносится в жизнь войною ? (Известно , что в первоначальном замысле романа Толстой собирался убить на Аустерлицком поле блестящего молодого человека. Толстой ведет героя к смерти в расцвете сил и лет с самого начала романа , т.к. Болконский болен «наполеоновской идеей» и безбожен , а Пьер Безухов – это «взрослый ребенок», он перетекает из одного внешнего состояния и сердечного настроя в другой, это , по замыслу Толстого, и есть естественный путь жизни.) - Какую роль в судьбе Пьера играет его участие в Бородинском сражении и общение с Платоном Каратаевым ? ( Пьер обрел на Бородинском поле новое чувство «сопряжения» своей жизни с жизнью народа , лишения в плену и общение с Платоном Каратаевым приводят Пьера к «роевому началу и Богу», «…Бог вот он , тут, везде».) -Чем каратаевская любовь к жизни отличается от любви князя Андрея ? ( Отсутствие личного, индивидуального в Каратаеве направлено в сторону земли , а не неба, в сторону жизни , не смерти. Каратаев живет в полном согласии со всем конкретным, индивидуальным, земным. Он не отрицает его ,а полностью с ним сливается, индивидуальность Каратаева сливается с миром. Каратаев – символическое воплощение мирных, охранительных свойств коренного крестьянского характера. Любовь князя Андрея - это идеальная любовь ко всем людям , холодноватая и внеземная. Как только такая любовь проникает в него, князь чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Земля , к которой страстно потянулся князь Андрей в роковую минуту ,так и не далась ему в руки, уплыла , оставив в душе недоумение, восторжествовало величественное , отрешенное от мира небо.) В) Слово учителя. Духовные и нравственные идеалы найдены главными героями, цели определены. Давайте послушаем заключительные слова князя Андрея и Пьера Безухова. | Беседа по роману с пересказом эпизодов и кратким комментарием. Передача содержания текста учащимся как способ аргументации. Оценка и анализ художественного произведения, свободное высказывание суждений о прочитанном тексте учащимися. |
5.Монологическое чтение отрывков из романа – 10 минут. Задание учащимся : во время чтения отрывков выписать ключевые слова на листок в две колонки. У каждого ученика на парте – раздаточный материал. Князь Андрей. Князь Андрей не только знал , что он умрет, но он чувствовал , что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти , конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда , когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты , на небо и знал ,что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его , мгновенно, как бы освобожденной от удерживавшего его гнета жизни распустился этот цветок любви , вечной , свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней. Чем больше он , в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви , тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни.. Все, всех любить , всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви , тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он , это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе : ну что ж , тем лучше. Любовь? Что такое любовь? – думал он.- Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все , что я понимаю, я понимаю только потому , что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне . частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение ! Пьер Безухов То самое , чем он прежде мучился , чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту , но он чувствовал ,что ее нет и не может быть. И это-то отсутствие цели давало ему то полное , радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие. Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру - не веру в какие –нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого всегда ощущаемого Бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было искание Бога ; и вдруг он узнал в своем плену не словами ,не рассуждениями ,но непосредственным чувством то , что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут , везде. Он испытал чувство человека ,нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение , глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда – то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу , в которую смотрел до сих пор через головы людей , и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос : зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос - зачем ? в душе его всегда готов был простой ответ: затем , что есть Бог , тот Бог , без воли которого не спадет волос с головы человека. Ключевые слова Андрей Болконский Пьер Безухов Вечная любовь Цель жизни Всех любить Свобода Любовь мешает смерти Счастье Любовь - жизнь Вера Любовь - Бог Живой Бог Вечный источник Непосредственное чувство Смерть - пробуждение Бог велик, бесконечен непостижим Непостижимая, бесконечная жизнь | Художественное чтение под музыку Л. Бетховена («Леонора» №3,увертюра, ор.72а, симфония 35,до минор:Andante) В ходе прослушивания текстов учащиеся выписывают ключевые слова. Учащие ,читающие текст , подходят к столику , зажигают две свечи, первый ( Андрей Болконский ) после прочтения гасит свою свечу, второй ( Пьер Безухов) оставляет свечу горящей. Потушенная свеча – символ смерти. Горящая свеча – символ жизни. |
6.Итог урока и домашнее задание - 2 минуты. Домашнее задание - сочинение- размышление : « В чем смысл жизни человека?». | |
7.Организационный конец урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов". 10 класс. Конспект урока и презентация.
Урок литературы в 10 классе "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов"". Конспект урока и презентация. Урок рассчитан на 2 учебных часа. Приложение №1 - тест к уроку. Тест нужно распечатать. Прилож...
Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,
Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...
Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе
Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина ...
Интегрированный урок. 5 класс по литературе и природоведению. Сезонные изменения в природе. Весна
Обобщение и расширение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о живой природе весной. Развитие бережного отношения к пр...
Урок 5 класс алтайская литература Д.Каинчин "Куранак ла Кызычак"
Данный материал предназнчена для учителя алтайской литературы...