Былина Илья Муромец
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Цели: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_ilya_muromets.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Былина Илья Муромец»
Цели: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому родины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например картины: В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др. Послушаем, о чем ведут диалог у выставки наши ребята.
Индивидуальное домашнее задание – 2 ученика.
2. Вторая группа ребят делает сообщение о музыкальных произведениях, написанных на былинные сюжеты (с прослушиванием музыкальных фрагментов).
III. Изучение новой темы. 1. Работа с текстом по вопросам.
– К какому циклу былин относится эта былина? (Киевскому.)
– Какова тема ее? (Защита отечества от насильников, разбойников, охрана покоя и благополучия жителей страны.)
Задание: пересказать содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.
– Как автор рисует силу врага? («…черным-черно… как черна ворона, черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное) «…не прохаживает …не пролетывает».)
– Почему отказался быть воеводою? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)
– Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его посвиста и покрика.)
– Как губительна его сила? (…Все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися.)
– Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)
– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)
– Почему? («Тебе полно-тко слезить, да отцов – матерей;
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих. Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!».)
Задание: найдите постоянные гиперболы, отметьте особенности ритма, лексики.
Вывод. Былина отличается от сказки: богатырь выезжал из Мурома в Киев (дано точное место), нет подробного описания внешности врага; напевностью исполнения, которая достигается чаще всего тремя главными ударениями в строке, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца. («То пехо́тою никто́ да не проха́живал…»). Четвертое ударение – добавочное, на самый последний слог, и при напеве создается протяжением этого слога. Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой строке и разным количеством безударных слогов.
2. Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря.
План проецируется на интерактивной доске.
План:
1. «…Из города из Мурома…»
2. «…Удаленький дородный добрый молодец…»
3. «…К обеденке поспеть хотел… в Киев-град…»
4. «…Подъехал он ко славному… Чернигову».
5. «…Стал конем топтать да стал копьем колоть».
6. «…Я не йду к вам в Чернигов воеводою».
7. «…Укажите мне дорогу прямоезжую…»
8. «…Стрелил в того-то Соловья-разбойника…»
9. «…Идет в палаты белокаменны».
10. «…Вел наклоны по-ученому…»
11. «Соловей-разбойник на твоем дворе…»
12. «…Он срубил ему да буйну голову».
(Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его дородство, т. е. рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и 3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)
3. Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником.
– Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.
– Найдите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приемы.
(Сказочным в этом эпизоде можно считать разговор Ильи Муромца с конем, подобное мы не раз встречали в сказках… Даже обращение «ах ты, волчья сыть, травяной мешок» заимствовано из сказок.
Истинно по-былинному преувеличено (гиперболизировано) богатырство Ильи через описание движения его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спущал…»
С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися».
Немало в этом отрывке и постоянных эпитетов, используемых в фольклоре: добрый конь, лазоревы цветочки, темные лесушки, плеточка шелковая, крутые ребра, белы ручушки, тетивочка шелковая, стрелочка каленая, сыра земля, стремечко булатное.
В этом отрывке можно также отметить инверсию (то есть изменение порядка слов) – «конь да богатырский» (вместо богатырский конь), «дорожкой прямоезжею» (вместо прямоезжей дорожкой), «плеточка шелкова» (вместо шелковая плеточка) и т. п.; повторы: «Не слыхал ли посвиста соловьего, не слыхал ли покрика звериного, не видал ли ударов богатырских?»
Широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки, стремечко, Смородинка.
Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир стольнокиевский.)
IV. Подведение итогов урока. Завершая разговор о былинах, вспомним еще раз строчки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
– Как они могут быть соотнесены с понятием «былина»?
Назовите особенности этого жанра. (Строчки, взятые из поэмы, повествуют о событиях, которые происходили во времена Киевской Руси. Именно тогда из древних песен и легенд возникли былины. Само название жанра указывает на реальную историческую основу событий, изложенных в форме героической песни. Но реальное переплетается в былинах с фантастическим. Главные герои былин – богатыри, защищающие рубежи родной земли и готовые головы сложить в борьбе за ее независимость. Написаны былины особенным напевным торжественным стихом, ритм которого соответствовал сопровождению (гусельному, например). Важный художественный прием, используемый в былине, – гипербола
(преувеличение), необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.)
Домашнее задание: подобрать материалы о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...
Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник
Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова....
Урок по былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Конспект урока с определением жанра БЫЛИНА...
Тест по содержанию былины "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"
Проверка знания содержания былины...
Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" в современном кинематографе
Как и многие произведения русского фольклора, былины заняли особое место в мультипликации. В 1978 году киностудия «Союзмультфильм» выпустила рисованный мультипликационный фильм...
Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.
Урок был проведен 25 января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...
«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)...