Былина Илья Муромец
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Цели: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_ilya_muromets.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Былина Илья Муромец»

Цели: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому родины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например картины: В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др. Послушаем, о чем ведут диалог у выставки наши ребята.

Индивидуальное домашнее задание – 2 ученика.

2. Вторая группа ребят делает сообщение о музыкальных произведениях, написанных на былинные сюжеты (с прослушиванием музыкальных фрагментов).

III. Изучение новой темы. 1. Работа с текстом по вопросам.

– К какому циклу былин относится эта былина? (Киевскому.)

– Какова тема ее? (Защита отечества от насильников, разбойников, охрана покоя и благополучия жителей страны.)

Задание: пересказать содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.

– Как автор рисует силу врага? («…черным-черно… как черна ворона, черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное) «…не прохаживает …не пролетывает».)

– Почему отказался быть воеводою? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

– Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его посвиста и покрика.)

– Как губительна его сила? (…Все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися.)

– Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

– Почему? («Тебе полно-тко слезить, да отцов – матерей;

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих. Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!».)

Задание: найдите постоянные гиперболы, отметьте особенности ритма, лексики.

Вывод. Былина отличается от сказки: богатырь выезжал из Мурома в Киев (дано точное место), нет подробного описания внешности врага; напевностью исполнения, которая достигается чаще всего тремя главными ударениями в строке, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца. («То пехо́тою никто́ да не проха́живал…»). Четвертое ударение – добавочное, на самый последний слог, и при напеве создается протяжением этого слога. Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой строке и разным количеством безударных слогов.

2. Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря.

План проецируется на интерактивной доске.

План:

1. «…Из города из Мурома…»  

2. «…Удаленький дородный добрый молодец…»

3. «…К обеденке поспеть хотел… в Киев-град…»

4. «…Подъехал он ко славному… Чернигову».

 5. «…Стал конем топтать да стал копьем колоть».

6. «…Я не йду к вам в Чернигов воеводою».

7. «…Укажите мне дорогу прямоезжую…»

8. «…Стрелил в того-то Соловья-разбойника…»

9. «…Идет в палаты белокаменны».

10. «…Вел наклоны по-ученому…»

 11. «Соловей-разбойник на твоем дворе…»

12. «…Он срубил ему да буйну голову».

(Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его дородство, т. е. рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и 3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)

3. Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником.

– Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.

– Найдите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приемы.

(Сказочным в этом эпизоде можно считать разговор Ильи Муромца с конем, подобное мы не раз встречали в сказках… Даже обращение «ах ты, волчья сыть, травяной мешок» заимствовано из сказок.

Истинно по-былинному преувеличено (гиперболизировано) богатырство Ильи через описание движения его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спущал…»

С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися».

Немало в этом отрывке и постоянных эпитетов, используемых в фольклоре: добрый конь, лазоревы цветочки, темные лесушки, плеточка шелковая, крутые ребра, белы ручушки, тетивочка шелковая, стрелочка каленая, сыра земля, стремечко булатное.

В этом отрывке можно также отметить инверсию (то есть изменение порядка слов) – «конь да богатырский» (вместо богатырский конь), «дорожкой  прямоезжею» (вместо  прямоезжей  дорожкой),  «плеточка шелкова»  (вместо  шелковая  плеточка)  и т. п.;  повторы:  «Не  слыхал  ли  посвиста соловьего, не слыхал ли покрика звериного, не видал ли ударов богатырских?»

Широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки, стремечко, Смородинка.

Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир стольнокиевский.)

IV. Подведение итогов урока. Завершая  разговор  о  былинах,  вспомним еще раз строчки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

– Как они могут быть соотнесены с понятием «былина»?

Назовите особенности этого жанра. (Строчки, взятые из поэмы, повествуют о событиях, которые происходили во времена Киевской Руси. Именно тогда из древних песен и легенд возникли былины. Само название жанра указывает на реальную историческую основу событий, изложенных в форме героической песни. Но реальное переплетается в былинах с фантастическим. Главные герои былин – богатыри, защищающие рубежи родной земли и готовые головы сложить в борьбе за ее независимость. Написаны былины особенным напевным торжественным стихом, ритм которого соответствовал сопровождению (гусельному, например). Важный художественный прием, используемый в былине, – гипербола
(преувеличение), необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.)

Домашнее задание: подобрать материалы о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник

Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса  "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова....

Урок по былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Конспект урока с определением жанра БЫЛИНА...

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" в современном кинематографе

Как и многие произведения русского фольклора, былины заняли особое место в мультипликации. В 1978 году киностудия «Союзмультфильм» выпустила рисованный мультипликационный фильм...

Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.

Урок был проведен 25  января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...

«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)...