Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bylina._ilya_muromets_i_solovey_razboynik.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: сформировать представления о жанре былины; рассмотреть заглавные образы былины, выявить средства и приемы их создания; определить черты национального характера Ильи Муромца
Вера Николаевна Харузина (1866—1931) — русский учёный- этнограф , первая женщина, ставшая в 1907 году Профессором этнографии.
«День был воскресный, и народу в деревне много. Горница быстро наполнилась народом. Вошел Утка, невысокого роста старик, коренастый и плечистый. Седые волосы, короткие и курчавые, обрамляли высокий красивый лоб, редкая бородка клинушком заканчивала морщинистое лицо с добродушными, немного лукавыми губами и большими голубыми глазами. Во всем лице было что-то простодушное, детски беспомощное. Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось; исчезло все лукавое, детское и наивное. Что-то вдохновенное выступило в нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки; румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка неровно подергивалась
Он жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук его монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они. Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, но потом со всех сторон поднялся говор.
— Ай да старик, как поет... Ну, уж потешил... — Пожалуй, и сказка все это, — нерешительно проговорил один мужик. На него набросились все. — Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было. — Мне вот что думается: кому же это под силу — вишь ведь как он его. — На то и богатырь — ты что думаешь?.. Не то, что мы с тобой, — богатырь!.. Ему что? Нам невозможно, а ему легко, — разъяснили со всех сторон» 2 .
1. О каком жанре фольклора идет речь? 2. Какие образы характерны для данного жанра? 3. Что вы знаете о былине? 4. Какие особенности распространения и бытования былин раскрыты в воспоминании этнографа? 5. Вспомните имена нескольких былинных богатырей.
Были́ны ( стáрины ) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Что такое былина?
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения « по былинам » в «Слове о полку Игореве», что значило « согласно фактам ». История происхождения былин
Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий: Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, а в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян . Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока другие — Запада
В итоге односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных. Первоначально предполагали, что былины, которые группируются по месту действия на циклы — киевские и новгородские, главным образом, — южнорусского происхождения и только позже перенесены на север; позже было высказано мнение о том, что былины — явление местное. В течение веков былины претерпевали различные изменения, причём постоянно подвергались книжному влиянию и многое заимствовали из средневековой русской литературы.
Главные герои былины — богатыри, наделенные исключительными чертами, отличающими их от других людей. Они не только показывают силу и удаль молодецкую, но и стремятся к защите родной земли и ее людей. Бóльшая часть былин посвящена борьбе с чудищами или вражьей силой. Противники богатыря тоже исключительные, равные ему по силе.
Работа с учебником Выразительное чтение былин Стр. 75
Беседа no вопросам: 1. Почему образы Ильи Муромца и Соловья-разбойника вынесены в название былины? 2. Какие исторические черты жизни русских людей отражены в былине? 3. Прочитайте описание Ильи Муромца и Соловья-разбойника. 4. Какие эпитеты, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы использованы в былине? Подумайте, с какой целью. Приведите примеры
6. Прочитайте описание вражеской силы у Чернигова, дороженьки к Киев-граду. Опишите, какие трудности и препятствия преодолевает былинный богатырь. 5. Как подчеркивается исключительность былинного богатыря и злодея-врага в былине? 7 . Каким показан образ князя в былине?
Национальный характер – это совокупность наиболее значимых определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой. «В китайской пословице говорится: «Какова земля и река, таков характер человека».
Картина «Три богатыря» Виктор Михайлович Васнецов
Спасибо за внимание! Домашнее задание: 1) нарисовать иллюстрации к русским былинам; 2) подготовить выразительное чтение фрагмента одной из былин. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3, 4, 5 (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Илья Муромец и Соловей-Разбойник: от Киевской Руси до наших дней
на уроке проводится сравнительный анализ текста былины и двух мультипликационных фильмов: 1978 и 2007 гг...
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...
Урок по былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Конспект урока с определением жанра БЫЛИНА...
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Данная презентация поможет на уроках в 7 классе по литературе...
Илья Муромец и Соловей Разбойник. Словарь эпохи
Развивающее занятие...
Тест по содержанию былины "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"
Проверка знания содержания былины...
«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)...