ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему
Технологическая карта к уроку "Обнажившееся сердце"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
учитель русского языка и литературы Бредихина Н.А.
Класс: 8 Дата 22.03.2017
Тема урока: «Обнажившееся сердце» (по рассказу Андрея Платонова «Возвращение»)
Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование
Цель урока: раскрытие значимости понятия «Семья» в жизни человека.
Технологии урока: технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.
Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах
Опорные понятия: композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь
Новые понятия: притча, исповедь.
Планируемые результаты обучения:
личностные
- формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; осознание значения семьи в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
предметные
- понимание ключевой проблемы текста, связи произведения с эпохой написания, заложенных в нём нравственных ценностей;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- формирование эстетического вкуса;
- написание собственной работы по произведению.
метапредметные
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- умение создавать обобщение, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение;
-смысловое чтение;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работа в группах.
Ученик получит возможность научиться оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусств (кинофильм)
Оценка деятельности:
- Вербальное (учитель), лист опроса.
- самооценка (рефлексия),
- смотр знаний (групповая работа)
Образовательные ресурсы: УМК по литературе, презентация к уроку, раздаточный материал.
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД |
Этап актуализации знаний. Мотивация познавательной деятельности Формирование ситуации обмена мнениями 2. Введение новой проблемной информации 5 минут | 1.Учитель формирует ситуацию обсуждения. Роль литературы в воспитании человека. Просит вспомнить произведения о сложных человеческих отношениях, недавно изученных на уроках литературы. Подводит учащихся к пониманию слова «счастье». 2. Учитель предлагает ребятам прочитать высказывания Конфуция и Платонова о счастье. Сопоставить свои впечатления с предложенными высказываниями. | 1.Учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном.(Фронтальный опрос) 2.Знакомятся с высказываниями о счастье (самостоятельное продуктивное чтение ). 3. Записывают в рабочий лист своё понятие счастья. | Личностные: личностное самоопределение – оценивание: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; смыслообразование – понимание цели обучения. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования, умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
Этап формулирования темы урока и постановки учебной задачи. Этап построения проекта выхода из затруднения 7 минут | Применение кейс-технологии: 1.Учитель задает вопрос: «О чём же будет наш урок?» Ещё раз обращает внимание на высказывание Платонова. Как будем отвечать на этот вопрос? Подводит к теме урока. Запись в рабочий лист. Сообщает кратко о военной биографии Платонова и об истории создания рассказа. 2. Учитель сообщает информацию о том, что первоначально рассказ назывался «Семья Иванова» и предлагает ребятам подумать, какое название предпочтительнее и почему? Какие ассоциации вызывает название рассказа? (запись в рабочий лист). Как понимаете смысл названия? Чтобы достичь цели урока, предлагает прожить вместе с героями рассказа самое короткое время, именно прожить, чтобы понять автора, разобраться в странном поведении главного героя. Обращает внимание на эпиграф к уроку. | 1.Учащиеся уточняют и формулируют тему урока (фронтальный опрос). Записывают значения слова Возвращение. Учащиеся вместе с учителем коллективно составляют план достижения цели - выяснить, что является главным в жизни героя? Что поможет «обнажиться» его сердцу, вернуться к мирной жизни? Определяют алгоритм действий: 1.Подумать над названием рассказа (ключ к авторской позиции) 2. Ответить на вопросы: Кто возвращается? Куда? Когда? Зачем? Что помогло понять это возвращение? | Личностные: самоопределение; самомотивация: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы. Регулятивные: постановка учебной задачи и планирование учебной деятельности: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей. Коммуникативные: Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа. Познавательные: выбор способов решения задачи, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Этап реализации проекта
| 1.Учитель дает учащимся разные задания по группам (технология дифференциального обучения, продуктивного чтения): Чтобы понять, что самое главное в жизни человека, надо поговорить о каждом из героев. 1группа. Рассказ о Любе. 2 группа. Рассказ о детях. 3. группа. Рассказ о Маше. 4. группа. Рассказ об Иванове. 2.Учитель моделирует выступления учащихся, в рабочем листе создаётся кластер. 3. Учитель обращает внимание учащихся на отдельные фрагменты текста, требующие толкования. | 1.Учащиеся по группам в течение 5 минут выполняют задания: поиск информации в тексте, групповое обсуждение. 2.Затем в течение 15 минут идет коллективная работа: учащиеся выразительно читают вслух отобранные фрагменты, отвечают на вопросы. Делаются выводы (Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение, обнажение сердца) Рассказ строится на антитезе . Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной. (Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям) В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце. Герой преодолевает границу между ним и миром. Внезапно возникает у Иванова осознание своей причастности к жизни Вселенной и отказ от себя как от полового существа и обретение потерянного сыновства. Это процесс преображения человека , обретение души. Человек заново рождает себя в активном акте выбора. Он возвращается в семью: к детям, к жене, в нормальный послевоенный мир, а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало прозрение и сердце его «обнажилось» для любви к своим родным. Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире) Идея рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям, к семье. | Личностные: опыт осмысления влияния отечественной истории на судьбы людей через посредство исследования художественного текста, выявление позиции автора и собственного отношения к проблеме Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы. Познавательные: - общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; выделение эпизодов; возможное маркирование текста; - логические: анализ объектов (фрагментов, образов); построение логической цепи рассуждения, доказательства, - предметные: умение анализировать текст, давать характеристики героям, отыскивать и комментировать формы и способы выражения авторской позиции; понимать роль языковых средств. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
Этап закрепления с проговариванием. Подведение итогов урока. и рефлексия. 5 минут | Учитель организует рефлексию с целью выявления впечатлений учащихся, понимания ими логики, степени выполнения задач, поставленных на уроке. Учитель побуждает учащихся к аналитическому оцениванию собственного впечатления от урока и своих результатов. Форма рефлексии: ответы на вопросы в листе рефлексии, но перед этим задает вопросы для выявления усвоения материала: 1.А можно сказать, что возвращение необходимо не только Иванову, но и Любе, которой необходимо научиться жить в мирной жизни, и детям, которым надо научиться быть детьми? А при каком условии это возможно? 2.Как можно ответить на вопрос «Что такое счастье?» после всего вышесказанного? 3.Чем интересен, актуален рассказ для современного читателя? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, что удалось или не удалось сделать на уроке. (Фронтальный опрос) Дети делают вывод: 1. Возвращение необходимо не только Иванову, но и Любе, которой необходимо научиться жить в мирной жизни, и детям, которым надо научиться быть детьми. А возможно это только в семье. Семья – это спасение человека в любых жизненных ситуациях, это то, что помогает открыться сердцу для любви, жизни, самоопределению) 2. Счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев, их опора, надежность, и в ней спасение от одиночества. 3. Каждый человек всю жизнь ищет главное, то, ради чего стоит жить. Это и есть поиски самого себя 4. Учащиеся записывают вывод от урока в тетрадь | Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий (и внимания). Познавательные: синтез, выведение следствий, анализ истинности утверждений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Домашнее задание и выставления оценок 5 минут | .1..Учитель объявляет и комментирует отметки. 2..Учитель предъявляет домашнее задание с учетом технологии дифференциального обучения: Письменная работа на выбор. 1.Как сложится судьба героев (за рамками рассказа); 2.Письмо герою (Иванову, Петрушке…); 3.Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение» 3.. Учитель инструктирует учащихся | 1. Учащиеся выдвигают предложения по оцениванию работы на уроке. 2. После предъявления задания формулируют возможные проблемные зоны и записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: выявление собственного отношения к различным интерпретациям текста Регулятивные: осознание качества и пользы усвоения новой информации, синтезирование информации. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное решение о выборе дополнительного задания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Резерв : Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации 3 минуты | Учитель предлагает после обсуждения рассказа самостоятельно посмотреть фильмы с одноименным названием «Возвращение» (1961) г.по рассказу А.Платонова, фильм «Отец»( 2007)и фильм «Возвращение» А.Звягинцева , прочитать военные рассказы А.Платонова «Одухотворенные люди», «Броня» для урока внеклассного чтения. | Учащиеся выдвигают гипотезы, по каким критериям можно сопоставить данные картины, на что обратить внимание, какую работу можно будет выполнить по итогам просмотра и прочтения дополнительного материала | Личностные: самоопределение Регулятивные: осознание качества и пользы усвоения новой информации, синтезирование информации. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Список литературы:
- УМК по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровиной, Издательство «Просвещение»
- Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, Москва «Просвещение» 2011
- Типы уроков по ФГОС. Стрельникова Н.П. Материалы с сайта http://edu-reforma.ru
- Михеев М. "Возвращение" Платонова: поэтика недоговоренности. Вопросы литературы 2008, №2
- Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Современная технология. – М.: Пед.общество России, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества» ...
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...
Педагогический проект "Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС"
Технологическая карта урока составлена на основе урока -путешествия в 7 классе по южным материкам, соответствует всем требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.
Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский языкКласс : 6 классТема урока: Исчисляемые и...
Методическая разработка: Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.
Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и форм...
Технологическая карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока истории по теме "Литовское государство и Русь"...
Технологическая карта урока математики в соответствии с требованиями ФГОС. Тема: Решение уравнений
План-конспект урока по учебнику «Математика» 6 класс, авт. Н.Я. Виленкин и др.Тема: Решение уравнений....