ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Бредихина Наталья Алексеевна

Технологическая карта к уроку "Обнажившееся сердце"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

учитель русского языка и литературы Бредихина Н.А.

Класс: 8                Дата 22.03.2017

Тема урока: «Обнажившееся сердце» (по рассказу Андрея Платонова «Возвращение»)

Тип урока:  урок открытия нового знания,  урок-исследование

Цель урока: раскрытие значимости  понятия «Семья» в жизни человека.

Технологии урока: технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения,  технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах

Опорные понятия: композиция,  антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь

Новые понятия:  притча, исповедь.

Планируемые результаты обучения:

личностные

- формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; осознание значения семьи  в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

предметные

- понимание ключевой проблемы текста, связи произведения с эпохой написания,  заложенных в нём нравственных ценностей;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,  характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

-  формирование эстетического вкуса;

- написание собственной работы по произведению.

метапредметные

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- умение создавать обобщение, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение;

-смысловое чтение;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работа в группах.

Ученик получит возможность научиться оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусств (кинофильм)

Оценка деятельности:

  • Вербальное (учитель), лист опроса.
  • самооценка (рефлексия),
  • смотр знаний (групповая работа)

Образовательные ресурсы: УМК по литературе, презентация к уроку, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Этап актуализации знаний. Мотивация познавательной деятельности Формирование ситуации обмена мнениями

2. Введение новой проблемной информации

5 минут

1.Учитель формирует ситуацию обсуждения.

Роль литературы в воспитании человека.

Просит  вспомнить произведения о сложных человеческих отношениях, недавно изученных на уроках литературы. Подводит учащихся к пониманию слова «счастье».

2. Учитель предлагает ребятам прочитать высказывания Конфуция и Платонова о счастье.

Сопоставить свои впечатления с предложенными высказываниями.

1.Учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном.(Фронтальный опрос)

2.Знакомятся с высказываниями  о счастье (самостоятельное продуктивное чтение ).

3. Записывают в рабочий лист своё понятие счастья.

Личностные: личностное самоопределение – оценивание: умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; смыслообразование – понимание цели обучения.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования,  умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с  нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Этап формулирования темы урока и постановки учебной задачи.

Этап построения проекта выхода из затруднения

7 минут

Применение кейс-технологии:

1.Учитель задает вопрос: «О чём же будет наш урок?» Ещё раз обращает внимание на высказывание Платонова.

Как будем отвечать на этот вопрос? Подводит к теме урока. Запись в рабочий лист.

 Сообщает кратко о военной биографии Платонова и об истории создания рассказа.

2. Учитель сообщает информацию о том, что первоначально рассказ назывался «Семья Иванова» и предлагает ребятам  подумать, какое название предпочтительнее и почему?  Какие ассоциации вызывает название рассказа? (запись в рабочий лист). Как понимаете смысл названия?

Чтобы достичь цели урока, предлагает прожить вместе с героями рассказа самое короткое время, именно прожить, чтобы понять автора, разобраться в странном поведении главного героя.

Обращает внимание на эпиграф к уроку.  

1.Учащиеся уточняют и формулируют тему урока (фронтальный опрос).

Записывают значения слова Возвращение.

Учащиеся вместе с учителем коллективно составляют план достижения цели  - выяснить, что является главным в жизни героя?  Что поможет «обнажиться» его сердцу, вернуться к мирной жизни?

Определяют алгоритм действий:

1.Подумать над названием рассказа (ключ к авторской позиции)

2. Ответить на вопросы:

Кто возвращается?

Куда?

Когда?

Зачем?

Что помогло понять это возвращение?

Личностные: самоопределение; самомотивация: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.

Регулятивные: постановка учебной задачи и планирование учебной деятельности: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей.

Коммуникативные: Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа.

Познавательные: выбор способов решения задачи, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Этап реализации проекта

  1. минут

1.Учитель дает учащимся разные задания по группам (технология дифференциального обучения, продуктивного чтения):

Чтобы понять, что самое главное в жизни человека, надо поговорить о каждом из героев.

1группа. Рассказ о Любе.

2 группа. Рассказ о детях.

3. группа. Рассказ о Маше.

4. группа. Рассказ об Иванове.

2.Учитель моделирует выступления учащихся, в рабочем листе создаётся кластер.

3. Учитель обращает внимание учащихся на отдельные фрагменты текста, требующие толкования.

1.Учащиеся по группам в течение 5 минут выполняют задания: поиск информации в тексте, групповое обсуждение.

2.Затем в течение 15 минут идет коллективная работа: учащиеся выразительно читают вслух отобранные фрагменты, отвечают на вопросы.

 Делаются  выводы

 (Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение, обнажение сердца)

Рассказ строится на антитезе .

Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной.

(Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям)

В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.

Герой преодолевает границу между ним и миром.

Внезапно возникает у Иванова осознание своей причастности к жизни Вселенной и отказ от себя как от полового существа и обретение потерянного сыновства. Это процесс преображения человека , обретение души. Человек заново  рождает себя в активном акте выбора. Он возвращается в семью: к детям, к жене, в нормальный послевоенный мир, а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало прозрение и сердце его «обнажилось» для любви к своим родным.

Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире)

Идея  рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь  к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям, к семье.

Личностные: опыт осмысления влияния отечественной истории на судьбы людей через посредство исследования художественного текста, выявление позиции автора и собственного отношения к проблеме

Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы.

Познавательные: 

- общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; выделение эпизодов; возможное маркирование текста;

- логические: анализ объектов (фрагментов, образов); построение логической цепи рассуждения, доказательства,  - предметные: умение  анализировать текст, давать характеристики героям, отыскивать и комментировать формы и способы выражения авторской позиции; понимать роль языковых средств.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Этап закрепления с проговариванием. Подведение итогов  урока.

 и рефлексия.

5 минут

Учитель организует рефлексию с целью выявления впечатлений учащихся, понимания ими логики, степени выполнения задач, поставленных на уроке.  Учитель побуждает учащихся к аналитическому оцениванию собственного впечатления от урока и своих результатов.

Форма рефлексии:  

ответы на вопросы в листе рефлексии, но перед этим задает вопросы для выявления усвоения материала:

1.А можно сказать, что возвращение необходимо не только Иванову, но и Любе, которой необходимо научиться жить в мирной жизни,  и детям, которым надо научиться быть детьми? А при каком условии это возможно?

2.Как можно ответить на вопрос «Что такое счастье?» после всего вышесказанного?

3.Чем интересен, актуален рассказ для современного читателя?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, что удалось или не удалось сделать на уроке. (Фронтальный опрос) Дети делают вывод:

1. Возвращение необходимо не только Иванову, но и Любе, которой необходимо научиться жить в мирной жизни,  и детям, которым надо научиться быть детьми. А  возможно это только  в семье. Семья – это спасение человека в любых жизненных ситуациях, это то, что помогает открыться сердцу для любви, жизни, самоопределению)

2. Счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев, их опора, надежность, и в ней спасение от одиночества.

3. Каждый человек всю жизнь ищет главное, то, ради чего стоит жить. Это и есть поиски самого себя

4. Учащиеся записывают вывод от урока в тетрадь

Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий (и внимания).

 Познавательные: синтез, выведение следствий, анализ истинности утверждений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Домашнее задание и выставления оценок

5 минут

.1..Учитель объявляет  и комментирует отметки.

2..Учитель  предъявляет домашнее задание с учетом технологии дифференциального обучения:

Письменная работа на выбор.

1.Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);

2.Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);

3.Мои  мысли, чувства  по  прочтении  рассказа «Возвращение»

3.. Учитель инструктирует учащихся

1. Учащиеся выдвигают предложения по оцениванию работы на уроке.

2. После предъявления задания формулируют возможные проблемные зоны и записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: выявление собственного отношения  к различным интерпретациям текста

Регулятивные: осознание качества и пользы усвоения новой информации, синтезирование информации.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное решение о выборе дополнительного задания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и  корректировать их  в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Резерв : Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации

3 минуты

Учитель предлагает после обсуждения рассказа самостоятельно посмотреть фильмы с одноименным названием  «Возвращение» (1961) г.по рассказу А.Платонова, фильм «Отец»( 2007)и фильм «Возвращение» А.Звягинцева , прочитать военные рассказы А.Платонова «Одухотворенные люди», «Броня»  для урока внеклассного чтения.

Учащиеся выдвигают гипотезы, по каким критериям можно сопоставить данные картины, на что обратить внимание, какую работу можно будет выполнить по итогам просмотра и прочтения дополнительного материала

Личностные: самоопределение

Регулятивные: осознание качества и пользы усвоения новой информации, синтезирование информации.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их  в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Список литературы:

  1. УМК по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровиной, Издательство «Просвещение»
  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, Москва «Просвещение» 2011
  3. Типы уроков по ФГОС. Стрельникова Н.П. Материалы с сайта http://edu-reforma.ru
  4. Михеев М. "Возвращение" Платонова: поэтика недоговоренности. Вопросы литературы 2008, №2
  5. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Современная технология. – М.: Пед.общество России, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества»   ...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...

Педагогический проект "Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС"

Технологическая карта урока  составлена на основе урока -путешествия в 7 классе по южным материкам, соответствует всем требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    Английский языкКласс :       6 классТема урока:  Исчисляемые и...

Методическая разработка: Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и форм...

Технологическая карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока истории по теме "Литовское государство и Русь"...

Технологическая карта урока математики в соответствии с требованиями ФГОС. Тема: Решение уравнений

План-конспект урока по учебнику «Математика» 6 класс, авт. Н.Я. Виленкин и др.Тема: Решение  уравнений....