Литературный турнир для 8 класса
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Литературный турнир для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_turnir_dlya_8_klassov.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный турнир для 8 классов
Материальное обеспечение: сигнальные флажки для капитанов, раздаточный материал для команд, конверты с заданиями, звёздочки для подсчёта правильных ответов.
Каждая команда выбирает себе талисман - литературного героя.
Рассказать об этом герое так, чтобы другая команда его определила. (кто его родитель - автор, в какое время он жил, его возраст, интересные события, с ним происходящие и др.)
Оценка: за сообщение - 3 балла (при условии, что отгадали).
за отгадку - 1 балл.
1. История России в стихах - блиц - конкурс.
Оценка: 1 балл - за название события. 1 балл - за дату.
Определить событие, о котором идёт речь, и дату
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахметовым людям.
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: "Дань платить мы не будем!"
(1480 год - завершение ордынского ига)
________________________________________________________________
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
(1812 год - Бородинское сражение)
________________________________________________________________
Позади у воинов Непрядва,
Слева - затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделён.
(1380 год - Куликовская битва)
__________________________________________________________________
Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки,
Катятся ядра, свищут пули,
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы.
(1709 год - Полтавская битва)
___________________________________________________
Молодой, широкоплечий, статный
Перед Грозным Фёдоров Иван
О палате рассуждал печатной,
Где поставит он печатный стан.
(1564 год - начало книгопечатания на Руси)
2. "Великие личности России" - блиц - конкурс
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(Пётр Первый)
_____________________________________________________________
И он промчался пред полками,
Могуч и радостен, как бог,
Он поле пожирал очами.
(Пётр Первый)
_________________________________________________________
Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?
Ему, погибельно войною принуждённый,
Почти весь свет кричал: ура!
...Но - воин дерзновенный!
Ты побеждён московскими стенами...
Бежал и скрылся ты за дальними морями.
(Наполеон Бонапарт) М.Ю.Лермонтов
_______________________________________________________
Тут, выгнувши хребет и поднатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
на славу
По камням, рытвинам; пошли толчки, скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
(Александр Первый, император Российский __________________________________________________________________
"О, спите, спите, - мнил герой, -
Друзья, под бурею ревущей:
С рассветом глас раздастся мой,
На славу или на смерть зовущий!
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны, -
Нам смерть не может быть страшна;
Своё мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы - не праздно в мире жили.
(Ермак, покоритель Сибири)
3. Фразы - перевёртыши
Расшифровать фразы - перевёртыши (каждой команде - карточки с заданиями. Кто сколько правильно расшифрует, столько баллов и получит).
Например: долог день до вечера, коли делать нечего. – коротка ночь до утра, если есть чем заняться.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
Тот новое забудет, кому зубы вставят.
(Кто старое помянет, тому глаз вон)
Тяжело под печёнкой при молчании грустном.
(Легко на сердце от песни весёлой)
С ленью опустишь мясо на сушу.
(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
4. Конкурс знатоков пословиц
Каждой команде дать карточки с пословицами.
Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ.
Время на обдумывание - 30 сек.
Л.Н.Толстой считал, что произведения УНТ интересны и полезны прежде всего детям. В книги, которые он создал в Ясной Поляне, он включил много пословиц. Чтобы детям было проще понять их смысл, на каждую пословицу писатель придумал небольшой рассказ. Прослушайте эти рассказы и определите, какая из пословиц была в него включена.
1. Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему было хорошо, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место. полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его. "Видно, правда, - подумал заяц, - что хотел лучше спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было ещё лучше. А ведь верно говорят. что... (от добра добра не ищут).
2. Горел дом. А в доме остался ребёнок. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал: "Я пойду". Ему сказали: "Сгоришь!" Солдат сказал:..... Вбежал в дом и вынес ребёнка. (Два раза не умирать, а один раз не миновать)
3. Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала: "Не тебе косить. Тебе ещё только завтраки батюшке носить. ...(Знай сверчок свой шесток)
4. Волк съел овцу. Охотники поймали волка и стали бить. Волк сказал: "Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер". А охотники сказали: (Не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел.)
5. Загадка чёрного ящика
Сегодня в нашем ящике нечто твёрдое, но его можно сделать мягким; белое, но его делают и цветным, оно может иметь разную форму и величину.
Оценка: от 1 до 6 баллов в зависимости от количества используемых подсказок.
1.В сказке С.Я.Маршака поедание этого предмета предлагается как успокоительное средство для капризного мышонка, никак не желающего засыпать.
2.В далёкие времена это было в каждом доме, да и по сей день без него не обходится ни одна церковная служба, ни одно семейное торжество.
3.Это нечто, что бывает нужно в темноте, но в праздники ( особенно в Новый год, Рождество и день рождения) служит прекрасным украшением.
4. Этим предметом пользуются для предсказания судьбы.
5.С ним сравнивают людей, проживших короткую, но яркую жизнь.
6.У этого же поэта (С.Маршака) есть загадка:
Тонкая девчонка, Тем длиннее ночь,
Белая юбчонка, Тем она короче
Красный нос. От горючих слёз.
(свеча)
6. Мифы Древней Эллады
Каждой команде - карточки с именами мифологических героев. Задача - определить, о каком герое идёт речь и поднять данную карточку. Время ответа - 30 секунд.
оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
1. Кто из героев был учредителем Олимпийских игр? (Геракл)
2. В легенде о каком герое воплотилась мечта человека о полёте в космос? (Икар)
3. Одному из героев Троянской войны сам бог Гефест выковал щит. Этот щит стал дивным произведением искусства, но, к сожалению, не смог защитить своего владельца от смерти. Назовите обладателя этого уникального щита. (Ахилл)
4. Как известно, с того света ещё никто не возвращался. Из царства мрачного Аида нет выхода. Но из всякого правила есть исключения. Знаете ли вы, какие герои побывали в этом царстве и всё-таки выбрались оттуда. (Орфей, Геракл, Одиссей)
5. Какой герой получил прозвание хитроумного? (Одиссей)
6. Однажды между Афиной, Герой и Афродитой возник спор за право именоваться прекраснейшей. Кто из мифологических героев был третейским судьёй в споре? (Парис).
____________________________
Какой приз был вручён победительнице? (Яблоко)
Кому Парис вручил этот приз? (Афродите)
Началом какого исторического события является данная мифологическая история? (Троянская война)
7. Сказочный салат
Как в любом салате, в нашем много составных частей - сказочных историй. Когда все они перемешались, получилась новая сказка. Определите, из каких сказок она составлена. Ответ принимается только после полного прочтения сказки и окончания времени на записывание названий сказок.
Оценка: 1 балл за каждую названную сказку.
Жила-была девочка, у которой были такие маленькие, изящные ножки, что она то и дело теряла одну из своих туфелек (Золушка). Мачеха страшно злилась на девочку и заставляла её ходить босиком по крапиве. Алые капельки крови выступали на нежных ножках девочки (Дикие лебеди). Горькие обиды девочка бежала выплакивать единственному близкому существу - своей коровушке (Хаврошечка).
Но однажды падающая звезда (Мери Поппинс) зацепилась за рог коровы, и та, забыв обо всём, танцуя, умчалась прочь.
В отчаянии девочка выпила содержимое первой попавшейся аптечной бутылки, на которой не было наклейки с надписью "яд", (Алиса в стране чудес) и стала стремительно уменьшаться, пока не стала всего с дюйм ростом. (Дюймовочка)
В это время мачехин гусь, желая избежать участи стать рождественским угощением, решил присоединиться к стае диких гусей. (Путешествие Нильса с дикими гусями). Девочка ухватилась за его хвостик, взобравшись на спину, и вот она уже высоко в воздухе. Как хороша земля с высоты, как необычна! Девочка засмотрелась на аккуратную, симпатичную деревеньку и не заметила, как соскользнула с гладкой спины гуся! И она стремительно понеслась вниз и приземлилась прямо на садовую грядку. Рядом с грядкой сидела задумавшаяся девочка. Увидев гостью, она радостно захлопала в ладоши и закричала: "Кукла! Ты моя кукла!" Чтобы спасти положение, девочка поспешила встать и сказала: "Я не твоя кукла. я кукла наследника, и он меня ждёт" (Три толстяка)
"Тогда пойдём к нему", - сказала маленькая хозяйка сада. И они пошли вперёд.
Впереди показался старый заброшенный замок. Обрадованные девочки бросились к воротам.
Но что это? Двор замка буквально кишел крысами. Крысы вели наступление на маленького человека в странной обуви без носов. (Щелкунчик) Забыв о том, что она теперь совсем крохотная, наша героиня сняла маленькую туфельку и бросила её в большую жирную крысу, по-видимому, главную в стае. Острый каблучок туфельки попал крысиной королеве прямо в лоб. Грязная туша грянула оземь, и дух из неё вон. А вся стая вдруг пропала, будто и вовсе не бывала. А маленький человечек? Он превратился в прекрасного принца. заброшенный замок вдруг проснулся. Ожили застывшие фигурки поваров, фрейлин в пышных старинных платьях. Заиграли музыканты, и начался бал. (Спящая красавица)
8. Найди соответствия
За каждый правильный ответ (определено соответствие) - 1 балл. Если указан автор произведения + 1 балл.
Восстановите из приведённых ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы. При этом имена существительные и имена прилагательные стоят в начальной форме. Укажите автора каждого произведения.
Ответ: Невский проспект, Н.В.Гоголь; Толстый и тонкий, А.П.Чехов; Пиковая дама, А.С.Пушкин; Скупой рыцарь, А.С.Пушкин; Белый пудель, А.Куприн; Тамбовская казначейша, А.С.Пушкин; Кавказский пленник, Л.Н.Толстой; Заколдованный место, Н.В.Гоголь; Лошадиная фамилия, А.П.Чехов, Каменный цветок, П.Бажов.
9. Крылатые фразы
- это фразы из произведений, которые мы часто произносим, порой не подозревая, что у них есть автор и они родом из определённого произведения. Например, всем известны слова "Счастливые часов не наблюдают". Их автор - А.С.Грибоедов. Роман "Горе от ума", произносит их Софья.
Задача: определить автора, название произведения следующих крылатых фраз. Ответы записать на листе. Время выполнения задания: 3 мин.
За каждый правильный ответ: 2 балла.
Крылатые фразы
Бороться и искать, найти и не сдаваться. (В.Каверин, "Два капитана")
Не хочу учиться, а хочу жениться. (Д.Фонвизин, "Недоросль)
А король-то голый! (Братья Гримм, сказка о голом короле)
У сильного всегда бессильный виноват. (И.А.Крылов, "Волк и ягнёнок")
А ларчик просто открывался! (И.А.Крылов, "Ларчик")
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца! (В.Маяковский, "Необыкновенное приключение...")
Человек рождён для счастья, как птица для полёта (Короленко, "Парадокс")
И я там был, и мёд я пил... ("Руслан и Людмила", А.С.Пушкин
Подведение итогов. Определение самых активных игроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе
Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина...
Литературный турнир. 10 класс.
Литературный турнир по романам И. А. Гончарова "Обломов" и И. С. Тургенева "Отцы и дети"...
«Литературный турнир по произведению И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе
Урок-обобщение по произведению Тургенева И.С. "Муму". 3-й урок в теме....
Литературный турнир "Хотим всё знать!" 5 класс
Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать!" проводится с целью проверки знания текстов и героев художественных произведений, поэтов и писателей....
Литературный турнир "Хотим всё знать" 7 класс
Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать" проводится с целью развития интереса учащихся 7 класса к чтению программных произведений....
Литературный турнир "Хотим всё знать!" 11 класс
Цель внеклассного мероприятия "Литературный турнир": проверить знание учащимися изученных в 10-11 классах произведений....
Презентация. Литературный турнир для учащихся 7-10 классов ( занимательная игра-состязание по литературе)
Презентация представляет собой материал для проведения занимательного литературного турнира. Задания рассчитаны на две сборные команды школы (7-10классы). Можно между раундами вставить художественное ...