Литературный турнир "Хотим всё знать!" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать!" проводится с целью проверки знания текстов и героев художественных произведений, поэтов и писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_turnir_5_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР
«ХОТИМ ВСЁ ЗНАТЬ!»
5 класс
Цель: повторить изученные пятиклассниками произведения; воспитывать интерес и любовь к чтению.
I тур. Из какого произведения эти строки?
1. Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
2. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался.
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
3. Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идёт под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошёл с уныньем; что же зрит?
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Её внимательно читая.
(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
4. Что сказано, то и сделано. Подруги на другой день, рано поутру, отправились в Киев. Мирослава и Пересвета объявили себя дочерями богатых новогородских посадников. Один из бояр Владимировых записал имена их в число желающих представить себя на выбор князю Святославу. Людмила не показалась никому; она молилась Богу о счастии своих подруг, шила им платья, низала для них ожерелья, выкладывала золотым галуном и алмазами их сарафаны; забывая самую себя, она жила для одних милых подруг своих. (В.А.Жуковский «Три пояса»)
5. Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти.
(А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»)
6. Девушки снова собрались кинуть жребий.
- Я буду вороном! – вызвалась одна из средины.
Левко стал пристально вглядываться в лицо ей. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать, что тело её не так светилось, как у прочих: внутри его виделось что-то чёрное. Вдруг раздался крик: ворон бросился на одну из вереницы, схватил её, и Левку почудилось, будто у ней выпустились когти и на лице её сверкнула злобная радость.
- Ведьма! – сказал он, вдруг указав на неё пальцем и оборотившись к дому.
Панночка засмеялась, и девушки с криком увели за собою представлявшую ворона. (Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»)
7. Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. (И.С.Тургенев «Муму»)
8. Жилин на всякое рукоделье мастер был. Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подаёт им. Они смеются, не смеют взять. (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»)
9. Я остановился у входа, поражённый невиданным зрелищем. Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на тёмном фоне подземелья; свет этот проходил в два окна, одно из которых я видел в полу склепа, другое, подальше, очевидно, было пристроено таким же образом; стены были сложены из камня. Большие, широкие колонны массивно вздымались снизу и, раскинув во все стороны свои каменные дуги, крепко смыкались кверху сводчатым потолком.
(В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
II тур. Кому принадлежат слова?
1. Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его. Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится».
(Иван – крестьянский сын)
2. Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушачью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь – только тогда разыщешь меня. (Василисе Премудрой; «Царевна-лягушка»)
3. На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду,
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
(Колдунья; «Спящая царевна»)
4. Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,
Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
(Царевна; «А.С.Пушкин «Сказка и мёртвой царевне и семи богатырях»)
5. Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки, какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
(Лиса; «Ворона и Лисица»)
6. Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила. (Медной горы Хозяйка)
7. Привет, Малыш! Что мы сегодня будем делать? Нет ли у тебя паровой машины, чтобы её взорвать, или домомучительницы, чтобы её низводить? Мне всё равно, что делать, но я хочу позабавиться, а то я не играю!
(Карлсон; А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)
8. И как это я сам не додумался про клад? Ведь мы теперь и корову купим, и в огороде можем не работать. Мы всё можем на рынке покупать.
(Кот Матроскин; Э.Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»)
9. Слушайте, вы! Вы столько раз говорили мне сегодня, что я человек (а с вами я на всю жизнь остался бы волком), что я и сам почувствовал правду ваших слов. (…) А чтобы вам лучше было видно, я, человек, принёс сюда Красный Цветок, которого вы, собаки, боитесь. (Маугли; Р.Киплинг)
III тур. О ком эти слова?
1. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(Царевна-Лебедь; А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
2. … с каждым днём
Преграды новые встречает:
То бьётся он с богатырём,
То с ведьмою, то с великаном,
То лунной ночью видит он,
Как будто сквозь волшебный сон,
Окружены седым туманом,
Русалки, тихо на ветвях
Качаясь, витязя младого
С улыбкой хитрой на устах
Манят, не говоря ни слова…
Но, тайным промыслом храним,
Бесстрашный витязь невредим…
(Руслан; А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
3. …Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. (…) Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он.. пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли…
(Герасим; И.С.Тургенев «Муму»)
4. Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
(Валек; В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
5. Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища. Понимая, что речь идёт о нём, он в неловкой выжидательной позе держался в своём углу, не решаясь подойти ближе. Наблюдательная Таня, бросив на него украдкой несколько взглядов, сразу определила про себя, что этот мальчик застенчив, беден и самолюбив. Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры тёмных волос, завивающихся «гнёздышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твёрдо и не по-детски серьёзно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать-двенадцать.
(Юрий Азагаров; А.И.Куприн «Тапёр»)
6. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов поди тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чём душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосёнки кудрявеньки, глазёнки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. (Данилка Недокормыш; П.П.Бажов «Каменный цветок»)
IV тур. Как звали героев?
1. Королевича из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Елисей)
2. Князя из «Сказке о царе Салтане…» (Гвидон)
3. Страшного карлика, колдуна, похитившего Людмилу. (Черномор)
4. Царя из сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»? (Матвей)
5. Богатыря, изображённого на картине В.Васнецова рядом с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем? (Илья Муромец)
6. Девочку, которая появилась из чашечки цветка? (Дюймовочка)
7. Брата Чука из повести Гайдара? (Гек)
8. Сестру Васи – героя повести «В дурном обществе»? (Соня)
9. Девушку, которая понравилась глухонемому Герасиму? (Татьяна)
V тур. Как звали поэтов, писателей?
1. Ломоносова – Михаил Васильевич
2. Крылова – Иван Андреевич
3. Жуковского – Василий Андреевич
4. Пушкина – Александр Сергеевич
5. Лермонтова – Михаил Юрьевич
6. Гоголя – Николай Васильевич
7. Некрасова – Николай Алексеевич
8. Тургенева – Иван Сергеевич
9. Толстого – Лев Николаевич
10. Чехова – Антон Павлович
11. Тютчева – Фёдор Иванович
12. Фета – Афанасий Афанасьевич
13. Бунина – Иван Алексеевич
14. Куприна – Александр Иванович
15. Бажова – Павел Петрович
VI тур. Что? Где? Когда?
1. Что попросила младшая дочь у купца в сказке С.Т.Аксакова?
(Аленький цветочек)
2. Старушрнка хлеб поймала;
«Благодарствую, - сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
Что бросила «старушка» царевне?
(Яблоко)
3. С ободрённою душой
Князь пошёл себе домой;
Лишь ступил на двор широкий –
Что ж? Под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех…
Что вынимает белочка из ореха? (Изумрудец)
4. Об что укололась героиня сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского? (О веретено)
5. Что подарил Финн Руслану для пробуждения Людмилы в поэме А.С.Пушкина? (Волшебное кольцо)
6. Что послал Бог Вороне – героине басни И.А.Крылова? (Кусочек сыру)
7. Что за дерево растёт у Лукоморья в поэме А.С.пушкина «Руслан и Людмила»? (Дуб)
8. Что за волшебный предмет украла Людмила у Черномора?
(Шапку-невидимку)
9. Что за волшебный предмет был у царицы-мачехи в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Зеркальце)
1. Где родился А.С.пушкин? (В Москве)
2. Где находился лицей, в котором учился А.С.Пушкин? (В Царском Селе)
3. Где похоронен А.С.Пушкин? (В с.Михайловском Псковской губернии)
4. Где жили дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик? (В Простоквашино)
5. Где жили Малыш и Карлсон? В каком городе? (В Стокгольме)
6. Где 28 лет жил Робинзон Крузо? (На необитаемом острове)
7. Где вырос Маугли? (В джунглях)
8. Куда отправился Буратино в сопровождении Лисы Алисы и Кота Базилио? (В страну Дураков)
9. Какой сказочной страной правил король Топсед Седьмой? (Королевством Кривых Зеркал)
1. Когда (в каком году?) родился А.С.Пушкин? (В 1799 году)
2. Когда (в каком году?) было Бородинское сражение? (В 1812-м)
3. Когда (в канун какого праздника?) происходит действие рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»? (Перед Рождеством
VII тур. Исправь ошибку
1. Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал набат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
(Вместо «набат» нужно «булат»)
2. И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был братом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его; сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
(Вместо «братом» нужно «хватом»)
3. Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На летние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» (Вместо «летние» нужно «зимние»)
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"
Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....
Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".
Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...
Литературная викторина для 5 класса на тему: "Сказки ".
конспект внеклассного мероприятия в 5 классе...
Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...
Рабочая учебная программа для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ 8 вида по предмету литературное чтение для 7 класса.
Данная программа составлена на основе программы, авторами которой являются Н.Г.Галунчикова, А.К.Аксенова. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Цель литературного...
Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс
Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....