Исследовательская работа на тему "Секрет популярности басен И.А.Крылова"
проект по литературе (5 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

 

Актуальность темы заключается в том, что мне часто приходится слышать известные цитаты и с экранов телевидения, и в устной речи моих ровесников и знакомых тоже проскальзывают афоризмы мастера.

 

Проблема: какие афоризмы из басен Крылова стали частью нашего языка.

 

Объект исследования: басни А. И.Крылова.

 

Предмет исследования: афоризмы из басен А. И.Крылова.

 

Цель: выявление особенностей афоризмов из басен И.А.Крылова; выявление уровня распространенности афоризмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vera_77.docx226.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

   

Секрет популярности басен И. А.Крылова

исследовательская работа

                                   

Выполнили: Габор Вера Андреевна, Денисов Даниил Сергеевич,

обучающиеся 5 «В» класса

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

Бутурлиновская  средняя общеобразовательная школа

Руководитель:

Мушта Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Бутурлиновка  2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……… 3

Основная часть…………………………………………….…………………….. 5

Посещение начальной школы……………………………………………………6

Классификация цитат……………………………………………………………..7

Словарь пословиц…………………………………………………………………7

Заключение………………………………………………………………………..8

Список литературы……….……………………………………………………....9

Приложение………………………………………………………………………10

                                                       

 

Введение

        Мир  литературы сложный, многогранный и интересный. У каждого из нас, наверное, есть свои предпочтения. Какой-то писатель нравится больше, какой-то меньше.

        Басни И. А.Крылова знакомы каждому читателю нашей необъятной страны, причем ещё с дошкольного возраста мы знакомы с его баснями, а затем «проходим» их  в школе. Цитаты и афоризмы басен И. А.Крылова известны всем, почему басни великого писателя пользуются такой популярностью, являясь частью  нашей жизни. Я сама много читаю и знаю наизусть многие басни Крылова, их любят и в нашей семье, а все ли тка же, как и я знают басни Крылова, в чем заключается секрет популярности его произведений? Это и есть тема моей исследовательской работы.

Актуальность темы заключается в том, что мне часто приходится слышать известные цитаты и с экранов телевидения, и в устной речи моих ровесников и знакомых тоже проскальзывают афоризмы мастера.

Проблема: какие афоризмы из басен Крылова стали частью нашего языка.

Объект исследования: басни А. И.Крылова.

Предмет исследования: афоризмы из басен А. И.Крылова.

Цель: выявление особенностей афоризмов из басен И.А.Крылова; выявление уровня распространенности афоризмов.

Задачи исследования

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить, что такое басня;
- провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснения, насколько популярен жанр басни и каких известных баснописцев они знают;
- обобщить материал по теме исследования и построить итоговую ленту времени «Басни во все времена»;

- составить словарик афоризмов цитат А.И.Крылова

При выполнении работы для решения данных задач использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ источников информации;
эмпирические: проведение интервью, анкетирование.

Гипотеза исследования: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Этапы работы:
- работа со словарями;
- проведение анкетирования;
- посещение  начальной школы с программой по басням  А.И.Крылова
- работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами;
- обобщение, выводы.

    1 Основная часть
1.1 Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня?
Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова.

1.2 Работа со словарями

1) Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
2) Вымысел, выдумка.

В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале.

Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или другие предметы. 

1.3 Проведение интервью и анкетирования. Результаты

Чтобы выяснить, насколько  популярны басни  И. А.Крылова, мы провели анкетирование. Для этого были предложены следующие вопросы:

1Любите ли Вы басни?

1 Каких баснописцев Вы знаете: Крылова И.А., С.Михалкова, Эзопа?

2 Назовите самые популярные цитаты из басен

3 Закончите цитаты А.Крылова….

4Определите название Басни по отрывку

4 Как Вы думаете, пишут ли басни в настоящее время?

В  опросе принимали участие обучающиеся нашей школы 5-7-х классов, учителя и взрослые родственники.

 Басни любят читать и дети, и взрослые. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас хорошему».

Опрос среди детей и взрослых показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов. 

А самые популярные басни как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».

 Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут, но есть и те, которые сомневаются.

Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни А.И. Крылова любят и помнят, большинство  знает басни наизусть или помнит самые яркие афоризмы.

Посещение  начальной школы с программой по басням  А.И.Крылова

    После изучения басен А.И. Крылова в 5 классе мы провели конкурс на лучшую инсценировку его произведений. Класс был разбит на 3 группы, каждая из которых готовила  свой проект.  Для выступления необходимо было подготовить костюмы, выразительное чтение своей роли, защиту, с которой выступали перед группой экспертов.  Среди 3-х групп наша была выбрана для выступления перед начальной школой. Мы тщательно репетировали басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», подготовили самодельные книжки собственного сочинения, разработали вопросы викторины для начальных классов, подобрали несколько интересных конкурсов по басням  И.А.Крылова  для группы продленного дня, включая разукрашивание иллюстраций.

Мероприятие прошло в теплой и дружеской атмосфере, дети от души нам аплодировали и приглашали нас ещё к себе в гости. Таким образом мы не только закрепили раздел литературы, включающий изучение басен И.Крылова, но и углубили свои знания по этому разделу и поделились своим небольшим опытом с учениками начальных классов.                                                                                                                     

Классификация цитат И.Крылова по темам

По словарю крылатых выражений мы выяснили, что существует множество афоризмов, автором которых является И.А.Крылов. Это те афоризмы, которые пришли в нашу речь и стали неотъемлемой частью нашей жизни, порой трудно определить, кому они принадлежат: взял ли их Крылов у народа или народ у Крылова. Это говорит о том, что цитаты «прижились», «срослись с народной речью.

Я выделила следующие темы: «Человек не на своем месте», «О лести», «О труде», «О хвастовстве», «О глупости», «О жадности»,

«О несправедливости».  (Приложение 4).

На основании такой разнообразной тематики я понимаю секрет популярности цитат И.Крылова. Он высмеивал человеческие пороки и давал советы по их устранению. Это было, остается и есть самой злободневной темой.

Словарь  пословиц, поговорок, афоризмов

Благодаря опросу, проведенному среди обучающихся 5-7-х классов нашей школы, я составил словарь пословиц, поговорок и афоризмов, куда вошли самые популярные изречения. В этот словарь вошло 60 цитат, я их распределил по алфавиту. (Приложение 5)

Заключение

Не стареют басни Крылова! И как важно, чтобы с раннего возраста дети впитывали эту народную мудрость, копили его крылатые строки на все случаи жизни, так как Иван Андреевич сумел, кажется, объять все стороны человеческого характера. И копили не только для красного словца, что тоже очень неплохо, но и чаще взглядывали на себя со стороны.

Список  литературы

  1. И. А. Крылов. Избранные сочинения. - М., «Детская литература», 2013.
  2. И. А. Крылов. Басни. - М., «Эллис Лак», 2013.
  3. Степанов Н. Л. И. А. Крылов. Жизнь и творчество. - М., Гослитиздат, 2008.
  4. Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М., «Kнигa», 2014

Приложение

Приложение 1

Результаты анкетирования по басням

Приложение 2

Популярные басни Крылова

Приложение 3

Пишут ли басни современные писатели?

Приложение 4

Классификация цитат И.Крылова по темам

Человек не на своем месте.

*    - А вы, друзья, как ни садитесь…

*    - Беда, коль пироги начнет

        Тачать сапожник…

*    - Если голова пуста, то голове

   Ума не придадут  места.

*    - Они немножечко дерут,

             Зато уж в рот хмельного не берут.

     *    - По мне уж лучше лей,

             Да дело разумей.

О лести.

     *     - Кукушка хвалит петуха

    За то, что хвалит он Кукушку.

     *     - От радости в зобу дыханье сперло…

        О труде.

*     - А я, родясь труды для общей пользы несть,

         Не отличать ищу свои работы,

         Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,

         Что в них и моего хоть капля меду есть.

*     - Без труда не выловишь рыбку из пруда.

     О хвастает.

     *     - Над хвастунами хоть смеются,

             А часто в дележе им доли достаются.

        О глупости.

     *     - Кто знатен и силен,

             Да не умен,

             Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

О жадности.

     *    - …мне за песни и за сон,

             Не надобен и миллион».

     *    - «Почти у всех во всем один расчет:

   Кого кто лучше проведет, И кто кого хитрей обманет.»

          О несправедливости

*    - Что пользы нет большой тому знать птичий быт.

         Кого зверьми владеть поставила природа…

*    - У сильного всегда бессильный виноват…

      - А вы друзья как ни садитесь,  

        Все в музыканты не годитесь».

*    - Когда в товарищах согласья нет,

        На лад их дело не пойдет,

        И выйдет из него не дело, только мука.

*    - На что и время тратить нам!

        На младших не найдешь себе управы там,                            

        Где делятся они со старшим пополам.

        

                                                                                             Приложение 5

Словарь  пословиц, поговорок, афоризмов.

А

1. «А Васька слушает да ест» ( «Кот и Повар») Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращенных к нему доводов, продолжает делать по-своему.

2.  « А воз и ныне там» ( «Лебедь, Рак и Щука») Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.

3.    «А ларчик просто открывался» ( «Ларчик») Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.

4. « А вы, друзья, как ни садитесь

… Все в музыканты не годитесь» ( «Квартет») Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.

5.«  А только кинь им кость, так что твои собаки!»  ( «Собачья дружба») употребляется в случаях мнимой дружбы.

6. « Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!»  ( «Слон и Моська») Употребляется по отношению  к человеку, ругающему вышестоящие  инстанции или того, кто в каком-либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.

 7. « А где пастух дурак, там и собаки дуры». («Волк и Волчонок») Если плох руководитель, глуп, то и подчинённые у него такие же.

8.  « А вору дай хоть миллион —
     Он воровать не перестанет»
 ( «Крестьянин и Лисица»)

Б

9. « Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

  А сапоги тачать пирожник» ( «Щука и Кот») Употребляется по отношению к людям, занимающимся не своим делом.

10. «Без драки попасть в большие забияки» ( «Слон и Моська») Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы.

 11. « Без труда не выловишь рыбку из пруда» ( не приложив труда, терпения, ничего не сможешь сделать)

 12. « Бессильному не смейся

И слабого обидеть не моги!

Мстят  сильно иногда бессильные враги:

Так слишком на свою ты силу не надейся!»  ( «Лев и Комар»)

13. « Беда б не велика сначала, когда бы руки приложить…»  ( «Мельник») ( если вовремя всё делать, то не будет больших бед)

                                                               

В

14. «В семье не без урода» («Слон на воеводстве») Употребляется по отношению к какому-либо члену коллектива, выделяющемуся своими отрицательными чертами характера, манерой поведения.

15. « Вперед чужой беде не смейся, Голубок»  ( «Чиж и Голубь»)
« Великий зверь на малые дела»  ( «Воспитание Льва»)  Намёк на того, кто почитается учителем, но сам мало знает.

                                                                   Д

16. « Демьянова уха»  ( «Демьянова уха») Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое.

 17. Дразнить гусей («Дразнить гусей») Стараясь не задеть кого-либо, не вызвать раздражение.

18. «Да наши предки Рим спасли!» ( «Гуси») Указывает на прошлые  подвиги и заслуги.

                                                                 Е

 19. « Если голова пуста, то голове ума не придадут места» («Парнас») Употребляется по отношению к глупому человеку.

                                                                     З

20. « Завистники, на что ни взглянут,

Подымут вечно лай;

А ты себе  своей дорогою ступай:

21. Полают да отстанут»  ( « Прохожие и собаки»)  употребляется в том случае, когда не надо обращать внимание на сплетни и склоки.

                                                             И

22. «  Из дальних странствий возвратясь» («Лжец») Употребляется в случае возвращения кого-либо из дальнего путешествия.

23.   « Избави, бог, и нас от этаких судей»  ( «Осёл и Соловей) Употребляется по отношению к невежественному человеку, высказывающемуся о вещах, в которых он мало разбирается.

24. « И с той поры к Демьяну ни ногой»  ( «Демьянова уха») Имеется в виду, что больше в этот дом человек не придёт никогда.

25.  « Имеет дар одно худое видеть»  ( «Свинья»)  Говорят  о том, кто видит только плохое у других.

К

26. «Как белка в колесе» ( « Белка») Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах (иногда без видимого результата).

 27. «Кукушка хвалит петуха

 За то, что хвалит он Кукушку» ( « Петух и Кукушка») Употребляется по отношению к людям,  взаимно восхваляющим друг друга.

28 . « Кто знатен и силен,

         Да не умен,

         Так худо, ежели и с добрым сердцем он» ( «Слон на воеводстве») Говорят о людях, которые имеют власть, но не имеют образования, не приносят пользу обществу.

29 .  «Когда в товарищах согласья нет,

       На лад их дело не пойдет,

       И выйдет из него не дело, только мука»  ( « Квартет»)

30. « Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла»  ( «Разборчивая невеста») Употребляется в том случае, когда уже некуда деваться и необходимо хоть из чего-то выбирать.

 31. « Как много у людей затей,
     Которые ещё опасней и глупей!»
  ( «Механик»)

32. « Когда почтен быть хочешь у людей,

С разбором заводи знакомства и друзей!» ( «Крестьянин и Змея») Нужно с умом выбирать друзей.

  33. « Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» ( « Две собаки») употребляется в случае, когда хотят сказать о лицемерии человека, подхалимстве.

34. « Коль выгонят в окно, так я влечу в другое»  ( « Муха и Пчела»)  Так говорят о людях, у которых нет чувства стыда.

Л

 35.  « Лебедь рвется в облака

               Рак тащится назад…» («Лебедь, Щука и Рак») Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле.

 

М

36. «Мартышка к старости слаба глазами стала»  ( «Мартышка и Очки») употребляется в случае, когда человек испытывает какое-то недомогание, нездоровье.

 37.  «…мне за песни и за сон,

             Не надобен и миллион». ( « Откупщик и Сапожник»)

38. « Мартышкин труд» ( «Обезьяна») . Бесполезный труд, напрасные страдания

Н

39. «  Над хвастунами хоть смеются,

А часто в дележе им доли достаются»  ( «Заяц на ловле»)

40.  «Невежда также в ослепленье
          Бранит науки и ученье»  ( « Свинья под дубом»)

 41. « Не дай бог с дураком связаться!
         Услужливый дурак опаснее врага»  ( «Пустынник и Медведь») говорят о тупости и глупости человека.

42. « Недаром говорится, что дело мастера боится».( « Щука и Кот») употребляется в случае, когда хотят похвалить какого-то человека за хорошую работу.

 43. «Не презирай совета ничьего,
     Но прежде рассмотри его»
  ( «Орёл и Крот») Необходимо прислушиваться к советам бывалых людей.

  44. «Не плюй в колодезь,   пригодится воды напиться» ( « Лев и Мышь») Употребляется в том случае, когда надо подумать, прежде чем сделать что-то плохое человеку.

О

45. « От радости в зобу дыханье спёрло» ( « Ворона и Лисица»)  От радости захватывает дух.

П

46 . « Попался, как ворона в суп!»  ( «Ворона и Курица»)  Говорят, если человек попал впросак

 47. « Пой лучше хорошо щеглёнком,
      Чем дурно соловьём»
  ( «Скворец») Каждый должен делать то, что он хорошо умеет делать)

Р

48. «Рыльце в пуху» ( «Лисица и Сурок») Употребляется по отношению к человеку, причастному к чему-то.

         

С

49 . «Спой, светик, не стыдись!»  ( «Ворона и Лисица») Употребляется с иронией, когда хотят над человеком посмеяться.

50. « Слона-то я и не приметил» ( «Любопытный») Не заметить самого главного, важного.

51.» Скупой теряет всё, желая всё достать»  Говорится о скупости человека, жадности.

52. «Сильнее кошки зверя нет!»  (  «Мышь и Крыса») В значении « у страха глаза велики»

53. « С волками иначе не делать мировой,

     Как снявши шкуру с них долой» ( «Волк на псарне»)

Т

54. « Ты всё пела? это дело:
       Так поди же, попляши!» ( «Стрекоза и Муравей») употребляется в качестве упрёка беззаботному человеку. 

55. «Тришкин кафтан»  ( «Тришкин кафтан»)  Когда хотят сказать о бедности человека

У

56. « У сильного всегда бессильный виноват…» ( «Волк и Ягнёнок») в значении того, что физически сильный человек  чувствует свою власть над слабым.

Х

57. « Хоть видит око, Да зуб неймет»   ( «Лисица и Виноград») Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному.

Ч

58. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» («Зеркало и Обезьяна») Употребляется иронически в ситуации, когда кто-либо указывает человеку на недостатки, которые есть у него самого.

59 . «Чтоб музыкантом быть,

    Так надобно уменье

    И уши  ваших понежней…»(  «Квартет»)  употребляется в том случае, когда хотят сказать: чтобы чему-то научиться, надо иметь  желание, терпение, талант.

 

60. « Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют»  ( «Воронёнок»)  наказывают мелких воров, а крупным ворам всё прощается.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен И.А. Крылова

Презентация предназначена для изучения басен в 5 классе...

Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"

Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"...

Игра "В мире басен И.А.Крылова"

мероприятие для учащихся 5-х классов.Цель: выяснить уровень усвоения темыЗадачи: Повторение и закрепление материала по теме Развитие интереса к творчеству И.А.КрыловаРазвитие интереса к изуч...

Первоапрельское мероприятие "По страницам басен И.А.Крылова"

Сценарий первоапрельского общешкольного мероприятия для учащихся 5-11 классов "По страницам басен И.А.Крылова"....

Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»

Лексический состав русского языка разнообразен, особое место в нём занимают фразеологические обороты, крылатые выражения, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас не подразумевают об исто...

Презентация к исследовательской работе по литературе "Исследование басен И.Крылова"

Презентация к исследовательской работе по литературе "Исследование басен И.Крылова"Выполнила обучающаяся 5В класса Габор Вера...