Методическая разработка учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»
проект по литературе (8 класс) на тему
В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 класса. Время работы над проектом: 2 недели. Проект включает в себя поисковую работу учащихся в результате которой они знакомятся с прототипами главных героев повести. В процессе работы над проектом учащиеся составляют статью о прототипах главных героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и электронный альбом иллюстраций к повести.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА по теме: «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»
1. Паспорт проекта.
2. Продукты проектной деятельности учащихся
2. 1. «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы».
2.2. Электронный альбом по теме «Главные герои повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_no2.docx | 17.05 КБ |
statya_no2.docx | 121.61 КБ |
elektronnyy_albom_no2.docx | 678.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мушковичская основная школа Ярцевского района Смоленской области
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы |
Руководитель проекта | Учитель русского языка и литературы Викторкина И.В. |
Участники проекта | Ученики 8-го класса МБОУ Мушковичская ОШ |
Учебный предмет, в рамках которого проводился проект | литература |
Возраст учащихся, класс | 14 лет ,8 класс |
Тип проекта | информационно-исследовательский |
Цель проекта | Изучить дополнительную литературу и выяснить каковы были прототипы героев и их нравственность. |
Задачи проекта |
|
Вопросы проекта | Узнать, что такое прототип? Выяснить, с каких людей автор повести составлял образы в своём произведении? |
Аннотация ( актуальность, значимость на уровне школы, проблема, краткое описание) | Проект включает описание прототипов главных героев повести. Альбом содержит иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Актуальность исследования состоит в том, что в повести раскрываются проблемы долга, чести и любви. |
Время работы над проектом | 2 недели |
Продукт проекта | Электронный альбом |
Где может использоваться | На уроках литературы, на внеурочных занятиях |
Этапы работы над проектом | Сбор информации, оформление электронного альбома и его защита |
Год разработки | Ноябрь 2017г. |
Предварительный просмотр:
«Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»
Для нашей исследовательской работы, мы выбрали трех главных персонажей. Это два противопоставленных между собой героя – Швабрин и Гринёв и их «общая» любовь Маша Миронова.
Что такое прототипы? Изучая дополнительную литературу мы узнали, что прототипами обычно называют тех реально существующих людей, от которых писатель шел к созданию художественного образа.
Прототипы Гринёва и Швабрина
1.Утверждали, например, что прототипом Гринева и Швабрина является один и тот же человек — Шванвич. Между тем Гринев совсем не похож на Швабрина. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников».
2. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста.
В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.
Прототип Маши Мироновой
Образ Маши Мироновой А. С. Пушкин писал с дворянской дочери Марьи Васильевны Борисовой, с которой познакомился и общался на рождественском балу 1829 года в городе Старица Тверской губернии. Пушкин был знатоком женских душ и, видимо, простая, наивная и непримечательная девушка всё же произвела на него впечатление своей честностью, открытостью, гордостью и твёрдостью характера. Всеми этими качествами поэт наделил капитанскую дочь Машу Миронову.
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Это произведение научило нас тому, что необходимо в жизни искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца. Но каждый знает, что это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего.
Список литературы
- Белоусов А. Ф. Школьный фольклор .- М,1998.
- «Капитанская дочка»., А.С. Пушкин., 1986.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1984.
- Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.
Интернет - ресурсы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://biblioman.org/compositions
- http://slovarozhegova.ru/
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мушковичская основная школа
Ярцевского района Смоленской области
ПРОЕКТ по литературе
Составление электронного альбома по теме:
«Главные герои повести «Капитанская дочка»
А. С. Пушкина»
8 класс
2017 год
Родители Петра Гринёва
Буран
Белогорская крепость
В доме у Мироновых
Обучение солдат
Дуэль между офицерами
Маша ухаживает за Петром Гринёвым
Получение письма
Осада Белогорской крепости
Пугачёв захватил крепость
Гринёв на допросе
Освобождение Маши Мироновой
Казнь Пугачёва
Арест Гринёва
Разговор с императрицей Екатериной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин."
Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев....
Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.
Разработку урока подготовили учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Береговой Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна - призёр...
Методическая разработка урока литературы: " Пугачев и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»".
В любом литературном произведении есть герои главные и второстепенные. Они так называются не потому, что их роль как персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие ...