Как подготовить обучающегося к итоговому сочинению
статья по литературе (11 класс) на тему
Необходимо отметить, что между итоговым сочинением, литературным сочинением и сочинением по русскому языку, которое дается на ЕГЭ, есть принципиальные отличия.
Если сравнивать итоговое сочинение и литературное , то различия в следующем:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Астахова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 10
30.10.2015г.
Как подготовить обучающегося к итоговому сочинению
Необходимо отметить, что между итоговым сочинением, литературным сочинением и сочинением по русскому языку, которое дается на ЕГЭ, есть принципиальные отличия.
Если сравнивать итоговое сочинение и литературное , то различия в следующем:
В итоговом сочинении представлены темы-понятия
В литературном сочинении сформулированы темы в виде проблемных вопросов, задач.
В итоговом сочинении следует продемонстрировать аргументацию своего выбора.
В литературном сочинении требуется раскрыть авторскую позицию.
Если сравнивать итоговое сочинение с сочинением по русскому языку, то здесь различия в следующем:
В сочинении по русскому языку можно использовать фрагмент текста, в итоговом сочинении можно использовать весь текст, сделать комплексный анализ текста.
Сочинение по русскому языку – это сочинение –рассуждение, у него определенная композиция, в итоговом сочинении могут быть использованы разные формы:
- раздумье;
- рецензия;
- письмо;
- дневниковые записи.
Важно знать, что итоговое сочинение – это сочинение смешанного типа.
Как работать над темой сочинения, чтобы выполнить все критерии, рекомендованные МО, и получить достойный балл за сочинение.
Первый критерий: «Соответствие теме».
Важно научить ребят делить тему сочинения на логические части, например:
Почему/ люди пишут /стихи?
- Это дает возможность выстроить логику сочинения.
- Первый критерий обязательно будет выполнен.
- Начинаем сочинение всегда с последней части.
Второй критерий «Аргументация. Привлечение литературного материала».
К каждому направлению необходимо подобрать по 2 произведения, повторить сюжет, героев, проблематику, в идеале дать анализ ключевых эпизодов.
Про третий критерий «Композиция» я уже говорила выше – это обязательное членение темы на логические части.
Четвертый критерий «Качество речи»
Можно дать совет:
- Придерживаться рекомендуемого количества слов.
- Строить простые и понятные предложения.
- Можно в качестве примера простой и очень содержательной речи прочитать стихи А. Ахматовой, обратить внимание на синтаксис её стихотворений.
Пятый критерий «Грамотность». Это я уже оставлю без комментария. У каждого учителя есть свои методические находки, и каждый старается научить своего ученика писать грамотно.
Какие события и впечатления жизни/ помогают человеку/ взрослеть?
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе
Статья. Из опыта работы с 11классниками....
Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения»
Методические рекомендации подготовлены на основе письма Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764...
Урок развития речи. Подготовка обучающихся 10 класса к итоговому сочинению.
Данный урок поможет усовершенствовать работу по подготовке обучающихся 10-11 классов и ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ....
Итоговое сочинение как форма государственной итоговой аттестации обучающихся по направлению “Мечта и реальность”, тема “Человек без мечты, что птица без крыльев” в 10(11) классе.
Методическая разработка урока литературы....
Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы). Изложены основ...
Система подготовки обучающихся к итоговому сочинению.
Данный материал поможет подготовить выпускников к итоговому сочинению....
Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...