Как подготовить обучающегося к итоговому сочинению
статья по литературе (11 класс) на тему

Астахова Светлана Николаевна

Необходимо отметить, что между итоговым сочинением, литературным сочинением и сочинением по русскому языку, которое дается на ЕГЭ, есть принципиальные отличия.

Если сравнивать итоговое сочинение и литературное , то различия в следующем:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Астахова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 гимназии № 10

30.10.2015г.

Как подготовить обучающегося к итоговому сочинению

Необходимо отметить, что между итоговым сочинением, литературным сочинением и сочинением по русскому языку, которое дается на ЕГЭ, есть принципиальные отличия.

Если сравнивать итоговое сочинение и литературное , то различия в следующем:

В итоговом сочинении представлены темы-понятия

В литературном сочинении сформулированы  темы в виде проблемных вопросов, задач.

В итоговом сочинении следует продемонстрировать аргументацию своего выбора.

В литературном сочинении требуется раскрыть авторскую позицию.

Если сравнивать итоговое сочинение с сочинением по русскому языку, то здесь различия в следующем:

В сочинении по русскому языку можно использовать фрагмент текста, в итоговом сочинении можно использовать весь текст, сделать комплексный анализ текста.

Сочинение по русскому языку – это сочинение –рассуждение, у него определенная композиция, в итоговом сочинении могут быть использованы разные формы:

- раздумье;

- рецензия;

- письмо;

- дневниковые записи.

Важно знать, что  итоговое сочинение – это сочинение смешанного типа.

Как работать над темой сочинения, чтобы выполнить все критерии, рекомендованные МО, и получить достойный балл за сочинение.

Первый критерий: «Соответствие теме».

Важно научить ребят делить тему сочинения на логические части, например:

Почему/ люди пишут /стихи?

  1. Это дает возможность выстроить логику сочинения.
  2. Первый критерий обязательно будет выполнен.
  3. Начинаем сочинение всегда с последней части.

Второй  критерий «Аргументация. Привлечение литературного материала».

К каждому направлению необходимо подобрать по 2 произведения, повторить сюжет, героев, проблематику, в идеале дать анализ ключевых эпизодов.

Про третий критерий «Композиция» я уже говорила выше – это обязательное членение темы на логические части.

Четвертый критерий «Качество речи»

Можно дать совет:

  1. Придерживаться рекомендуемого количества слов.
  2. Строить простые и понятные предложения.
  3. Можно в качестве примера простой и очень содержательной речи  прочитать стихи А. Ахматовой, обратить внимание на синтаксис её стихотворений.

Пятый критерий «Грамотность». Это я уже оставлю без комментария. У каждого учителя есть свои методические находки, и каждый старается научить своего ученика писать грамотно.

Какие события и впечатления жизни/ помогают человеку/ взрослеть?

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе

Статья. Из опыта работы с 11классниками....

Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения»

Методические рекомендации подготовлены на основе письма Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764...

Урок развития речи. Подготовка обучающихся 10 класса к итоговому сочинению.

Данный урок  поможет усовершенствовать работу по подготовке обучающихся 10-11 классов и ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ....

Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы).  Изложены основ...

Система подготовки обучающихся к итоговому сочинению.

Данный материал поможет подготовить выпускников к итоговому сочинению....

Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...