В литературном салоне Встречи с Мариной Цветаевой
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Стихи Марины Цветаевой звучат в исполнени учителя, учеников как от лица поэта, и гости салона переживают трагическую судьбу русской поэтессы как свою собственную
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher_pamyati_mariny_tsvetaevoy.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер памяти М.Цветаевой.
«Сколько грозной и темной тоски в голове моей светловолосой»
Ведущие, чтецы, М.Цветаева, М.Волошин
Звучит концерт Рахманинова №2.
Учитель:
К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу,-
Из самых недр, - как на смерть осужденный,
Своей рукой – пишу:
- Друг! Не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
- Ртом не достать! – через летейски воды протягиваю две руки.
Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу - в ад, -
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад.
Со мной в руке - почти что горстка пыли –
Мои стихи! – я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я – или
В котором я умру…
И грустно мне ещё, что в этот вечер,
Сегодняшний – так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, - и навстречу
Тебе – через сто лет...
Сказать? Скажу!... Небытие – условность.
Ты мне сейчас – страстнейший из гостей,
И ты откажешь перлу всех любовниц
Во имя той – костей.
(«Тебе – через 100 лет»)
Чтец1 от лица М.Ц.:
Подлинным несчастьем, роком моим, было постоянное отсутствие читателя и слушателя. Меня не «не помнят», а просто - не знают. Физически не знают.
«С 1912 г. по 1920 я, пиша непрерывно, не выпустила ни одной книги по литературному равнодушию». А начинала блестяще!
Ведущий:
В один из осенних дней 1910 года невысокая круглолицая гимназистка с внушительной стопкой стихов подошла к типографии Мамонтова. В душе – дерзость, а … рука нерешительно коснулась двери.
Так в русскую литературу вошла Марина Цветаева.
Чтец1:
Мой первый сборник «Вечерний альбом» тогда же был и выпущен.
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещё не взрослый передаст ли стих?
Чтец2:
В моей руке не быть мечу,
Не зазвенеть струне.
Я только девочка, - молчу.
Ах, если бы и мне,
Взглянув на звезды, знать, что там
И мне звезда зажглась
И улыбаться всем глазам,
Не опуская глаз. (1909 г.)
Чтец 3:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
«Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал – слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: - с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа – мгновений след…
Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть – в 17 лет!
(«Молитва» 1909 г.)
Чтец1:
Я родилась 26 сентября 1892 года в Москве.
Отец – европейский филолог, профессор истории искусств, основатель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств.
Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от неё.
звучат «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковского
Чтец2:
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Красной рябины
Горькую кисть.
Ведущий:
Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим, намекающим «знакам судьбы». Полночь, листопад, суббота – она прочитала этот гороскоп легко и отчетливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в зиму забвения.
Чтец 2:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед
Чтец 1:
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, -
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале…
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы – если б знали –
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,-
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
(1913 г.)
Чтец 4:
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Рябина –
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская.
Ведущий:
После выхода «Вечернего альбома» Марина Цветаева знакомится с поэтом Максимилианом Волошиным, написавшим о ней первую большую статью.
Чтец 5 (М.В.):
К вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
Со страниц Вечернего Альбома!
(Почему альбом, а не тетрадь?)…
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов,
Смелость всё сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: чудо – есть!
Чтец 1:
«Спасибо тебе, Макс, за Серёжу – за 1911 год. Коктебель 1911 года – счастливый год моей жизни».
Сергей Яковлевич Эфрон – мой муж. Мы встретились на усеянном мелкой галькой волошинском берегу. Обвенчались в январе 1912 года. До начала первой мировой войны мы счастливы были бестревожно.
Чтец 2:
Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги,
И старинные чертоги…
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
Чтец 3:
Всюду дома мы на свете,
Всё зовя своим.
В шалаше, где чинят сети,
На сияющем паркете…
Милый, милый, мы как дети:
Целый мир двоим!
Чтец 4:
Солнце жжет – на север с юга,
Или на луну!
Им очаг и бремя плуга,
Нам простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену!
(Шопен. Вальс №3)
Чтец 1:
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности – жена, не на бумаге! –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Ведущий:
5 сентября 1912 года родилась первая дочь Марины Цветаевой – Аля, Ариадна.
Чтец 1: Девочка! – Царица бала!
Или схимница – Бог весть!
- Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
Я назвала её Ариадной вопреки Сереже, папе, друзьям. Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.
Вторую дочь хотела назвать в честь Ахматовой – Анной, но потом передумала: «ведь судьбы не повторяются», - и назвала Ириной.
Ведущий:
В 1920 году вторая дочь Марины Цветаевой умерла в приюте от голода. Умерла в 3-летнем возрасте.
Чтец 1:
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
Чтец 3:
А мир воевал, шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях. Поэзия Цветаевой, чуткая на звук, различала голоса бесчисленных дорог, одинаково обрывающихся в безглазой и смертной пучине войны. Жалость и печаль переполняли её сердце. Бедствия народа – вот что пронзило её душу.
Чтец 4:
Чем прогневили тебя эти серые хаты, -
Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?
Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь…
- Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше.
Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой
О чернобровых красавицах. – Ох и поют же
Нынче солдаты! О господи боже, ты мой!
Чтец 5:
Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться!
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем – поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,
И под землёю скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.
Чтец 3:
В страшные годы октябрьской революции и войны Марина Цветаева, страдавшая от безвестности и непризнания, оказалась в двусмысленном положении: её муж, Сергей Эфрон, был в рядах белой армии. Три года, живя в нужде, в нищете даже, она не имела о муже никаких сведений. А он волною отступления был унесен в Чехию. Стал эмигрантом.
Чтец 2:
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу – грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое – в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая.
Белым видением тает, тает…
Старого мира – последний сон:
Молодость – Доблесть – Вандея – Дон.
Ведущий:
Цветаева боготворила Сергея Эфрона, и все эти 3 года безвестья были для неё пыткой.
В красной Москве она чувствовала себя отщепенкой, и ожидание возмездия и готовность принести себя в жертву стали основным мотивом её лирики тех лет. В книге стихов «Лебединый стан» она прославляет белое движение, потому что с ним был её любимый муж
Чтец 4:
Сижу без света, и без хлеба,
И без воды.
Затем и насылает беды
Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.
Сижу, - с утра ни корки черствой –
Мечту такую полюбя:
Что – может – всем своим покорством
- Мой Воин! – выкуплю тебя.
(С.Э.)
Чтец 1:
В 1922 году уезжаю за границу, где остаюсь 17 лет, из которых 3.5 года в Чехии и 14 лет во Франции.
- Никуда не уехали – ты да я –
Обернулись прорехами - все моря!
Совладельцам пятерки рваной –
Океаны не по карману!..
Чтец 2:
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно всё равно –
Где – совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все равны, мне всё – равно,
И может быть всего равнее –
Роднее бывшее – всего.
Ведущий:
В Чехии у Цветаевой и Эфрона родился сын Георгий, Мур, Мурлыга.
Из всех эмигрантских лет и мест годы в Чехии оказались самыми светлыми и дорогими. Здесь ей удалось издать сразу несколько книг: «Царь-Девицу», «Стихи к Блоку», «Разлуку». Это был пик. Рок, казнивший, по словам Марины, безвестьем, настиг её во Франции.
Чтец 1:
Мой читатель, несомненно, в России. Пишу не для здесь, а для там…
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед
То ж, что Гомер – в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот Свет!
Здесь – мои обе заняты.
(Б. Пастернаку)
Чтец 2:
О поэте не подумал
Век – и мне не до него.
Бог с ним, с громом, Бог с ним, с шумом
Времени не моего!
Если веку не до предков –
Не до правнуков мне: стад.
Век мой – яд мой, век мой – вред мой,
Век мой – враг мой, век мой – ад.
(набирает громкость Прелюдия №1 до мажор Скрябина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.
Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ...
"Я тоже была..." (урок – встреча с поэтом Мариной Цветаевой)
На этом уроке учащиеся знакомятся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой,с основными этапами ее жизни и творчества .Ребята учатся сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать мате...
Урок - литературно-музыкальная композиция "Москва Марины Цветаевой"
Данный урок предназначен для учащихся, изучивших творчество замечательной поэтессы Марины Цветаевой....
Литературный салон по творчеству «МАРИНА ЦВЕТАЕВА И АННА АХМАТОВА»
Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из котор...
Конспект урока "Встреча с поэтом Мариной Цветаевой"
Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой...
Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой
Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой...
Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой
Нестандартный урок по литературе помогает совершенствовать построение учебного процесса, способствует развитию интеллектуально-творческих возможностей обучающихся....