"Я тоже была..." (урок – встреча с поэтом Мариной Цветаевой)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
На этом уроке учащиеся знакомятся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой,с основными этапами ее жизни и творчества .Ребята учатся сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал.
Цель урока – не остаться равнодушными к памяти замечательного поэта.
Чтение стихотворений Цветаевой требует четкости, особого ритма, такта. Каждое слово обоснованно. Каждый знак препинания важен и единственно возможен.
Ее стихи необыкновенно музыкальны. Многие из них положены на музыку.
Песен очень много. Их исполняют и барды, и популярные певцы.Например фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!» в исполнении Аллы Пугачевой «Мне нравится…».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_vstrecha_s_poetom_marinoy_tsvetaevoy.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(урок – встреча с поэтом Мариной Цветаевой)
Автор работы :Живак Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Адрес: МКОУ «Садовская СОШ»
Стаж работы: 23 года
Урок: «Я тоже была…»
Автор проекта: Живак Наталья Анатольевна
Участники проекта: 11класс
Продолжительность: (1 урок)
Форма урока: урок -встреча
Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой;
- определить основные этапы жизни и творчества поэта;
- развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться;
- развивать умение сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал;
- воспитывать интерес к личности и творчеству Цветаевой.
Дидактическое пространство: портрет Марины Цветаевой, стихи Цветаевой, мультимедийная система (для проецирования презентации), выставка книг.
Эпиграф к уроку: Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
Возьмите стихи – это и есть моя жизнь.
М. Цветаева
Ход урока
СЛАЙД №1 Урок – встреча
-Дорогие ребята и уважаемые гости! Приглашаю вас на встречу с очень интересным и самобытным поэтом Мариной Цветаевой. Именно так она называла себя - «поэт» и не признавала слова «поэтесса».
Оглянись: вокруг весна поет, Улыбнись, стараясь мир понять,
Солнце так безудержно смеется! Сбрось с себя ненужный груз волнений,
Пусть оно энергией своей Приготовься сердцем воспринять
В душу каждого из нас прольется! Глубину Цветаевских творений!
СЛАЙД № 2
-Тема нашего сегодняшнего урока «Я тоже была…»
- Прочитайте слова М.Цветаевой, помещенные над фотографией: «Меня все считают мужественной. Но я не знаю человека робче себя. Боюсь – всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего – себя. Никто не знает, что я уже год ищу глазами - крюк. Я не хочу – умереть, я хочу – не быть».
-Какой вопрос у вас возникает после их прочтения?
- Автор этих строк считает себя робкой, так как боится всего: «глаз, черноты, шага…»
- Цветаева ищет глазами крюк, значит, хочет покончить с собой.
- Но она не хочет умереть, она хочет - «не быть».
- Почему же, по-вашему, она хочет – «не быть»?
- Наверное, потому, что у неё была трудная жизнь.
- Вам интересно узнать причину поиска крюка? (дети отвечают утвердительно)
СЛАЙД № 3
- Прочитайте эпиграф к уроку. Это слова Марины Цветаевой. К кому они обращены? К нам. Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немного любви и внимания. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.
-Поэтому цель нашего урока – не остаться равнодушными к памяти замечательного поэта.
СЛАЙД № 4
- Прочитайте еще одно высказывание Марины Цветаевой: «Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне».
- Что же такое чтение, по мнению Цветаевой?
- Это сотворчество.
- А что значит «сотворчество»?
- Когда писатель создавал свое произведение, он вкладывал в него свой замысел, свои мысли и чувства, а мы во время чтения словно продолжаем творить, пытаясь понять авторскую позицию, угадать тайный, скрытый смысл.
- О чем предупреждает Марина Ивановна тех, кто собирается открыть для себя её творчество?
- О том, что ее произведения не являются легковесными, так как они глубокие, сложные. После их прочтения желательно получить усталость.
- А зачем?
- Усталость эта даст понять, что ты читал что-то стоящее, нужное, достойное.
- Действительно, ребята, Марина Цветаева – поэт не из легких. Читать ее стихи и поэмы между делом нельзя. В Цветаеву необходимо углубиться, ее поэзия требует от читателей встречной работы мыслей. Сама она часто говорила о том, что никогда в жизни не допустит в своем творчестве слабой вещи. При соприкосновении с ее лирикой вы в этом непременно убедитесь.
-Так о чем же сегодня на уроке пойдет речь?
- О жизни и творчестве М.Цветаевой. О ее стихах.
- Что мы еще должны будем попытаться понять?
- Почему она хотела – «не быть».
На экран проецируется куст рябины. Звучит стихотворение «Красною кистью…» СЛАЙД №:5 (фонограмма-звон колоколов)
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний: Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
СЛАЙД №6
- Именно рябина стала своеобразным символом жизни и творчества М.И.Цветаевой. Прочитайте про себя стихотворение «Рябину…»
(Приложение №1.)
1.Рябину
Рубили
Зорькою.
2.Рябина –
Судьбина
Горькая.
3.Рябина –
Седыми
Спусками…
4.Рябина!
Судьбина
Русская.
- Что вам кажется необычным в построении стихотворения?
- Каждая строка состоит из одного слова, хотя все произведение можно было расположить в 4 строках.
- Но почему, на ваш взгляд, автор придает стихотворению именно такую форму?
- Наверное, потому, что каждому слову здесь отводится весомый смысл.
- Поэтому как нужно читать это творение?
- Делая паузы после каждой строчки.
- Чему отдает предпочтение Цветаева в организации стихотворной речи: подбору выразительных средств, рифме или ритму?
- По-видимому, для нее важнее всего ритм.
- Совершенно справедливо. Чтение стихотворений Цветаевой требует четкости, особого ритма, такта. Каждое слово обоснованно. Каждый знак препинания важен и единственно возможен.
- А сейчас прочитайте это стихотворение, учитывая все то, что мы только что говорили. Как вы поняли это стихотворение?
- Мне кажется , что поэт хочет раскрыть через образ рябины свою судьбу и судьбу русскую вообще. Марина – рябина – русская судьбина.
- Доводилось ли вам когда-нибудь пробовать ягоды рябины?
- Какие они на вкус?
- Почему же именно рябина стала символом судьбы Цветаевой?
- Какой была ее судьба?
Дети отмечают, что ягоды рябины терпкие, горькие на вкус, что рябина стала символом ее жизни и творчества потому, что в ее судьбе было много потрясений, страданий, может быть, потерь.
Презентация.
Рассказывает 1 ученик
СЛАЙД №7 Фото Цветаевой.
- Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в творческой семье.
СЛАЙД № 8 Отец ее, Иван Владимирович Цветаев, был сыном сельского попа. Трудом своим и талантом пробивал себе путь в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, основателем музея изящных искусств (ныне это музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина).
СЛАЙД № 9 Мать, Мария Александровна Мейн, из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одаренная, пианистка, ученица Рубинштейна.
Детство и юность Марины прошли в Москве, Подмосковье, а также в Италии, Швейцарии, Германии, Франции, потому что мать заболела чахоткой и ей пришлось лечиться за границей.
СЛАЙД № 10 Стихи Марина писать начала в 6 лет на русском, немецком и французском языках. Печаталась с 16-ти, а в 1910 году тайком от семьи выпустила первый, довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Гумилев, Волошин, Брюсов.
СЛАЙД № 11
Учитель :
В самом начале мая, в Коктибеле, Марина собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик,
(Приложение №2.)
(Сердолик — оранжево-красный камень, камень цвета крови, цвета жизни, в связи с чем древние народы Востока приписывали ему свойство оберегать живых от смертей и болезней, нести любовь и счастье. Считалось, что он дарует богатство, укрепляет здоровье, поднимает настроение, успокаивает гнев, но, прежде всего, это камень счастливой любви.),
то она сразу выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
«Поэтическая зарисовка»
Девушка . «Сергей-имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая-то парность…»(П.Флоренский)
Юноша. Ему было пятнадцать, ей- восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусинку…
Биограф .Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это- потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий сегодня.
Юноша. Сергей- Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от вас не буду требовать- мне ничего не нужно, кроме того, чтобы вы были живы…
Берегите себя, заклинаю вас… Храни вас бог. Ваш С.»
Девушка. Марина Сергею: «Мой Сереженька!... Не знаю, с чего начинать: то, чем и кончу: моя любовь к вам…»
Биограф .Вот так, на « Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях- но на «Вы»? В этом «Вы»была не отчужденность, а гордость с уверенностью ближнего, уважение к его сложности.
Девушка .Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности жена, не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге…
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие- в роковые времена-
Слагают стансы -и идут на плаху.
Юноша: Разве это не поэтическое предвидение , не роковое пророчество гениального поэта и любящей женщины! Судьба, господа, судьба…
Слайд 12 Фото Цветаевой и Эфрона.
- В 1912 году состоялось венчание Марины Цветаевой с Сергеем Эфроном.
-Последующие 5-6 лет были самыми счастливыми в жизни поэта. У нее прекрасная семья, любимый муж, прелестная дочь Ариадна, множество встреч, в творчестве – духовный подъем, очень много друзей.
Учитель: - Счастливая жизнь… Но все же… В стихах у нее и чувство одиночества, и тревожное ожидание чего-то неизбежного, чего-то неведомого, трагического. Послушайте одно из таких стихотворений.
.
Конец сказки.
Тает царевна, как свечка,
Руки сложила крестом,
На золотое колечко
Грустно глядит. – «А потом?»
«Вдруг за оградою трубы!
Рыцарь летит со щитом.
Расцеловал ее в губы.
К сердцу прижал». – «А потом?»
«Свадьбу сыграли на диво
В замке ее золотом.
Время проводят счастливо,
Деток растят». – «А потом?»
Рассказывает 2 ученик
СЛАЙД № 13 - А потом завертелось трагическое колесо истории. Марина Цветаева была далека от политики, но Время и История ворвались в ее жизнь. Революцию 1917 года Цветаева не поняла и не приняла. В годы гражданской войны ее муж примкнул к белогвардейской армии Деникина и Врангеля, с которой вынужден был уйти за границу. Из-под пера Цветаевой появляются стихи о «Белом стане».
.
Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То шатаясь причитает в поле - Русь.
Помогите – на ногах не тверда!
Затуманила меня кровь-руда!
И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана: - Мама!
Все рядком лежат –
Не развесь межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
_ Кто ты? – белый? – не пойму! – привстань!
Аль у красных пропадал? – Рязань.
И справа и слева
И сзади и прямо И красный и белый:
- Мама!
Без воли – без гнева –
Протяжно – упрямо –
До самого неба:
- Мама!
Рассказывает 3 ученик
СЛАЙД № 14 Фото дочерей.
Марина Ивановна осталась одна с двумя дочками на руках. 1919, 1920-е - голодные годы. Разлуку с мужем переносит стоически, а голод и разруха замучили ее. Чтобы как-то прокормить детей, она отдает младшую Ирину в приют, где девочка умирает от голода.
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шее тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.
Рассказывает 4 ученик
СЛАЙД № 15 До 1921 года Цветаева ничего не знала о муже, а потом пришло письмо: он в Праге. Одинокая, потерянная, Цветаева добивается у властей разрешения выехать к мужу, в любви и поддержке которого она так нуждалась. На Родине остаются стихи о Москве, о Родине, поэмы, пьесы, берет с собой только стихи о «Белом стане», О белой гвардии, потому что в России они не нужны. Начались скитания: Чехия, Германия, Франция. Но заграница – это еще и грызня за власть, и борьба всевозможных партий, эмигрировавших из России. Цветаеву каждый хочет вовлечь в свою организацию.
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили – рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!
______________________________
Учитель: Но Марина Цветаева оставалась вдали от политики и за рубежом. Поэтому внимание к ней остывает, связи с белой эмиграцией ослабевают, а потом совсем рвутся. Здесь происходит переоценка ценностей: изменилось мнение о белой эмиграции, которую она так возвышенно раньше воспевала, ее взор постоянно обращен «туда», на Русь уже Советскую; себя, русскую, она противопоставляет всему нерусскому. В результате полностью порывает с эмигрантской средой.
В 1925 году родился сын Георгий.
СЛАЙД № 16 Фото Ариадны и Георгия
В цикле «Стихи к сыну» она завещает сыну ехать в «тот край – страну», на историческую родину. Мысль о России не покидала ее никогда. Там ее читатель, там ее судьба.
Первыми в Советский Союз возвращаются Сергей Эфрон с дочерью Ариадной. В июле 1939 года, через 17 лет, Цветаева вместе с сыном вернулась на родину. Семья воссоединилась, но ненадолго. В августе арестовали дочь, в октябре – мужа, заболел сын. И словно все вернулось на 20 лет назад: нищета, неустроенность, одиночество. Россия была нужна Цветаевой, но Цветаева не нужна новой России.
«В Москве и без вас достаточно хороших, настоящих писателей, живущих в стесненных условиях, и ни единого лишнего квадратного метра в распоряжении Союза писателей нет и не будет», - так объяснил Марине Александр Фадеев.
Чтобы не умереть с голоду, она старалась писать, делала переводы, разбирала архив. Но стихи ее не печатали, на общение с эмигранткой решались не многие, страна жила в заколдованном круге – «от заката до рассвета», в бесконечном ожидании визга шин под окном и стука в дверь.
СЛАЙД №17 заявление
Фонограмма-(Лебедев-Кумач «Священная война») -1куплет
1941 год – началась Великая Отечественная война. Марину Ивановну вместе с сыном эвакуируют сначала в Чистополь, затем в Елабугу. Снимает угол за занавеской. Попытки устроиться на работу тщетны: она – эмигрантка, а такие стране не нужны. Есть место посудомойки в столовую Литфонда, куда она пишет заявление за 5 дней до гибели,
СЛАЙД №18
-Но и туда ее не берут.
Жизнь обрушилась лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться. Тут и настиг М.Цветаеву ее «одиночества верховный час» - она решила уйти из жизни. 31 августа 1941 года, в свою рябиновую пору, накануне листопада…
- Получается, она нашла тот самый крюк, о котором мы говорили в начале урока. Так прервалась жизнь замечательного поэта.
Фонограмма-А.Пугачева «Уж сколько их упало в эту бездну…»)-1куплет
СЛАЙД № 19 (портрет)
… О черная гора
Затмившая весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть –
Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
- По утверждению родственников Цветаевой, это последнее стихотворение Цветаевой. Как это стихотворение связано со словами, прозвучавшими в начале урока: «Меня все считают мужественной…»7
- Она хочет – «не быть».
- Чем, на ваш взгляд, отличаются слова «умереть» и «не быть»?
- Наверное, «умереть» означает прекратить физическое и душевное существование, лишиться возможности мыслить, чувствовать, страдать. «Не быть» - это значит уйти из этого мира, сохранив способность наблюдать за событиями со стороны.
- Может быть, вы и правы. Но для Марины Цветаевой стать сторонним наблюдателем – неприемлемое действие. Может, поэтому она предпочитает крюк.
Прослушав сегодня рассказ о жизни Марины Цветаевой, вы поняли, что причин было много.
-Назовите их. (Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность Родине – наверное, все это и привело поэтессу к самоубийству).
СЛАЙД № 20 Муж был расстрелян в 1941 году. Сын Георгий погиб в 1944 году на фронтах Великой Отечественной войны. Дочь Ариадна осталась жива.
-А сейчас давайте проведем небольшую экскурсию в Елабугу.
СЛАЙД № 21 дом-музей в Елабуге
По прибытии в Елабугу Цветаеву с сыном отвели на городскую окраину в домик семьи Бродильщиковых. Им отвели крохотную, но светлую с 3 окнами комнатку. Именно в этом домике и свела счеты с жизнью Марина Цветаева. Долгие годы в этом домике на улице Ворошилова, ныне Малой Покровской, жили разные люди, и лишь летом 2005 года его выкупили у прежних хозяев. Теперь в этом домике разместился мемориальный музей – «Дом памяти Марины Цветаевой».
Похороны состоялись на Петропавловском кладбище. Хозяев дома, где жила Цветаева, не было. Присутствовали работники горсовета и сын Георгий. Он запомнил место, где захоронили его мать. Уже на следующий день Георгий уехал в Чистополь, потом он ушел на фронт и не вернулся.
СЛАЙД № 22 могила
Долгое время могилой Цветаевой, которая считалась женой и матерью врагов народа, да еще самоубийцей, никто не интересовался. И лишь в 1960 году приехавшая в Елабугу Анастасия Цветаева попыталась выяснить, где похоронена ее сестра. Она смогла лишь приблизительно определить место захоронения, установив там крест, где спустя годы была устроена могила.
Чтение и анализ стихотворения «Идешь , на меня похожий…» ( Приложение №3)
- Прочитайте стихотворение «Идешь, на меня похожий…».
- К кому обращается лирическая героиня?
- Лирическая героиня обращается к любому человеку, проходящему мимо могилы. «Прохожему» может быть даже не известно имя героини, которая «тоже была…»на этой земле, была молодой, красивой. Она говорит о том, что «прохожий» похож на нее: и тем, что глаза устремлял вниз, и тем, что любил смеяться, когда нельзя
- С какой просьбой обращается к прохожему?
- С просьбой сорвать «слепоты куриной», прочитать, кто здесь лежит, но не печалиться по этому поводу, а «легко подумать» и «легко забыть». Для нее важным является факт, чтобы прохожий знал, что она – «тоже была».
- Обратите внимание на год написания стихотворения. До рокового дня 1941 года еще далеко. А.И.Павловский писал: «Кладбищенское стихотворение Цветаевой полно жизнелюбия и какой-то человеческой мягкости и заботливой расположенности к «прохожему», осыпанному солнечными нитями и легким трепетанием зеленой листвы – даже без зависти: так надо!»
- Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Идешь на меня похожий…» полно жизнелюбия?
- Цветаева рассуждает о неотвратимости своего ухода. Рассуждает с легкой грустью, немного иронично, вероятно, потому, что до этого срока еще далеко. В этом стихотворении преобладают светлые тона: белый, розовый, золотистый. Правда, они не названы прилагательными, а передаются через названия ягод, через луч солнца, через смех.
СЛАЙД № 23 Мемориал
-В Елабуге открыт Мемориал Цветаевой. Это большая ротонда, в центре которой памятник, выполненный из черного мрамора. Его автор, главный архитектор города Елабуги Фарид Галеев, с точностью воспроизвел портрет Марины Цветаевой, описанный ее дочерью Ариадной Эфрон. Мемориал установлен рядом с домом на Малой Покровской.
-В августе, когда пламенеют рябиновые гроздья, так любимые Цветаевой, сюда едут поэты, ученые, занимающиеся изучением ее творчества, искусствоведы, почитатели, которым нет числа. И не только из России. Сюда едут из Японии и Италии, из Франции и Чехии. Проходят международные конференции, цветаевские чтения.
СЛАЙД № 24 Лауреаты
-В дни празднования 1000-летия Елабуги администрацией города была учреждена литературная премия имени Цветаевой за лучшие работы о Цветаевой.
-Первыми лауреатами стали старший научный сотрудник Дома-музея Цветаевой в Москве Елена Коркина, старший научный сотрудник музея в Болшеве Московской области Лев Мнухин и преподаватель Ставропольского университета, автор документального сборника о жизни и творчестве Цветаевой «Через Летейски воды» Вячеслав Головко.
-Марина Цветаева вернулась и заняла место, по праву ей принадлежащее.Она верила, что почитатели сами найдут дорогу к ее произведениям, просто еще не пришло время. Сбылось ее пророчество «Моим стихам как драгоценным винам настанет свой черед…»
Обзор выставки
-И вот настал этот черед. Книги Цветаевой издаются. Посмотрите на эти книги, которые представлены на выставке. Все это издания последних лет. Ее книги – большая радость и подарок для любителей поэзии. Ее стихи переведены на многие языки, в том числе и на татарский. Переводчики же – известные татарские поэты Зульфат, Лена Шагырзян и др.
- Заинтересовало ли вас творчество Марины Ивановны Цветаевой?
- Легкими или сложными для восприятия показались ее стихи?
-Что же вы узнали о Цветаевой, ее судьбе, творчестве?
- Удивительна трагическая судьба этой женщины, которая не согнулась, не изменила себе и своему таланту. Как много она перенесла!
- Стихи ее очень глубокие. Каждое слово обоснованно. Соглашаешься со словами Марины Цветаевой, что ее стихи – это и есть ее жизнь.
СЛАЙД № 25 Домашнее задание:
-Написать эссе на тему «Мои впечатления от первой встречи с творчеством М.Цветаевой.
СЛАЙД № 26 Портрет
- Мы лишь приоткрыли дверь в богатейший мир наследства М. Цветаевой. Надеюсь, что у вас возникло желание обратиться к поэзии Цветаевой и перелистать сборники ее стихов. А у наших гостей пусть останутся на память о нашей встрече небольшие буклеты
Наш разговор о стихах Цветаевой был бы неполным, если бы мы не сказали о том, что ее стихи необыкновенно музыкальны. Многие из них положены на музыку.
Так вот, эти песни написаны на стихи Марины Цветаевой. Песен очень много. Их исполняют и барды, и популярные певцы.
Вы все, конечно, знаете фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!» И, наверное, помните песню в исполнении Аллы Пугачевой «Мне нравится…». Вот этой песней мне бы хотелось закончить наш урок-встречу.
Фонограмма песни с презентацией на песню: « Мне нравится…»
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой – 2013
Ежегодный конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой состоялся в Елабуге. Конкурсанты читали стихи не только Цветаевой, но и Есенина, М...
В литературном салоне Встречи с Мариной Цветаевой
Стихи Марины Цветаевой звучат в исполнени учителя, учеников как от лица поэта, и гости салона переживают трагическую судьбу русской поэтессы как свою собственную...
Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"
Цели:образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.развивающие – развивать чувство прекрасного, у...
Конспект урока "Встреча с поэтом Мариной Цветаевой"
Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой...
Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой
Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой...
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству Марины Цветаевой "Бог, не суди! – Ты не был женщиной на земле…" (Страницы жизни поэта).
laquo;Маленькая история большой любви» – так можно назвать нашу сегодняшнюю встречу. Тема тонкая, деликатная. Пусть говорит Цветаева – своими стихами, песнями и письмами. ...
Урок-встреча с поэтом Мариной Цветаевой
Цель урока: познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой Марины Цветаевой, вызвать интерес к её творчеству, дать представление о своеобразии поэтической манеры Цветаевой....