Конспект урока "Встреча с поэтом Мариной Цветаевой"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_s_poetom_marinoy_tsvetaevoy_11_klass.rar | 52.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе с элементами мастерской
Технология развития критического мышления
учитель Акимова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Тема урока: «Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой. Любовь в лирике Цветаевой».
Цели урока:
1. Образовательные:
• познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой М. Цветаевой;
• исследовать тему любви как важнейшую в творчестве Цветаевой;
• проанализировать ключевые стихотворения в группах с элементами мастерской.
2. Развивающие:
•развитие интереса к личности и творчеству М. Цветаевой;
•развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; развивать навыки анализа поэтического текста;
•развивать образное мышление, творческие способности и познавательную активность учащихся;
•совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.
3. Воспитательные:
• воспитывать духовно - нравственную культуру учащихся;
• формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Оборудование:
•портрет, фотографии М Цветаевой, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа
Приложение 1 Биография Марины Цветаевой
Приложение 2 Презентация к уроку
Приложение 3 Анализ лирического текста
Ход урока:
Класс делится на 4 группы
1 стадия урока―Вызов
Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе
2 стадия урока―Объявление темы и целеполагание
―Сегодня на уроке мы познакомимся с судьбой и творчеством поэта Марины Цветаевой. Она не любила, когда ее называли поэтессой (слайд 1)
Учитель читает наизусть стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» (слайд 2)
―Все стихотворение- это размышление о поэзии, о ее судьбе, ее предназначении.
И. Бродский писал о Цветаевой: «Цветаева― поэт исключительного дарования. Формально Цветаева значительно интересней всех своих современников, включая футуристов, и ее рифмовка изобретательней пастернаковской».
Попытаемся «прикоснуться» к стихам Марины Цветаевой, ощутить особенность, непохожесть ее лирики на произведения других поэтов Серебряного века
3 стадия― Осмысление - Знакомство с судьбой поэта
1 Задание классу:
― Сейчас ученик расскажет о судьбе Марины Цветаевой. По ходу рассказа составьте в тетради хронологическую таблицу наиболее важных моментов ее жизни.
Определите ключевое слово в определении судьбы Марины Цветаевой.
Выступление ученика на тему: Судьба Марины Цветаевой (см.Приложение1)-слайды с 3-26
В ходе рассказа учащиеся читают такие стихотворения Цветаевой наизусть:
• «Я с вызовом ношу его кольцо…»
• «Никто ничего не отнял…»
• «Имя твое―птица в руке…»
Ответ учеников: ключевое слово, определяющее судьбу Цветаевой,- трагичность
2 задание классу:
―Послушайте стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины»(ученик читает наизусть) и подумайте, какие ассоциации с именем Марина у вас возникают? (слайд 27) (ассоциации с Афродитой- богиней любви и красоты)
Слово учителя:
― З. Фрейд утверждал, что основные базисные потребности человека- любовь и страсть к смерти, разрушению.
Эти мотивы проходят через все творчество М. Цветаевой. Постижение сущности ее поэзии требует как обостренного слуха, так и определенного уровня развития души. Попытаемся «настроиться на волну» Цветаевой, поможет в этом романс в исполнении А. Пугачевой «Мне нравится, что вы больны не мной» (из кинофильма «Ирония судьбы…») (Звучит романс (слайд 28), в это время ученики читают высказывания Цветаевой о любви)
―Вся поэзия Цветаевой пронизана духом любви, самое глубокое и тайное в ней мы всегда узнаем из ее стихов. Сегодня, читая стихотворения о любви, будем искать ответ на вопрос: «В чем своеобразие любви у Цветаевой?». Выписывая ключевые слова по теме, в конце урока попытаемся вывести формулу цветаевской любви.
4. стадия― Коллективный анализ стихотворений
- ―Еще раз прочитайте стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной», выпишите в тетрадь, какая любовь здесь изображена? (слайд 29)
( любовь-дружба, «невстреча»);
- ―А теперь в стихотворении «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»(слайд 30) (любовь-это память, бессмертие, только поэт может воспеть и увековечить любовь);
- Подробный анализ стихотворения «Психея» (1918 год).
Вопросы классу:
1.Прочитайте стихотворение (слайд 31)
2. Подчеркните слова, изображающие лирическую героиню
3. Найдите в стихотворении два противоположных мира (антонимы и противопоставления). Слова, означающие один мир, выпишите в тетрадь в один столбик, другой – во второй столбик (слайд32-33).
4. Как вы понимаете выражение «и жерновов навешали на шею»? (слайд 34)
Учитель:
― Это стихотворение написано в 1918 году. К этому времени в лирике Цветаевой появляется “двоякость природы человека: две женские сути, символизирующиеся в Психее (Душа) и Еве (тело), и обобщение: человеческие высоты – и низости, чистота – и греховность, свет и тьма, высшее - и земное, “бытие” и “быт”…(слайд35)
Ученики:
- В художественном пространстве стихотворения мы обратили внимание на существительные, которые представляют два противоположных мира: “самозванка” – “земля” – “лохмотья” - “плоть” – “отрепье” и “дом” – “небо” – “крылья” – “великолепие”. Распределив их на две группы, можно сделать вывод, что в стихотворении два мира – Небо и Земля. Все, что связано с Землей, - отрицается, это тяжкая ноша. В поднебесном мире есть все, что любимо героиней. Таким образом, Небо – ее дом.
5. Чтобы понять смысл стихотворения, вспомните и расскажите миф о Психее.
Ученики рассказывают миф (слайд 36)
6.Учитель:
- Есть ли в стихотворении то, что вы узнали из мифа?
Ученики:
- Лирическая героиня, как и Психея, прошла на этой земле много испытаний (об этом говорят глаголы прошедшего времени: все “истрепала”, “изорвала”, только “осталось”) и теперь желает обрести любовь.
Учитель:
―Хотела бы заметить, что для усиления впечатления от прочитанного автор использует одну из черт художественной речи – эмоциональность; все стихотворение – варьирование образа Психеи (кстати, это один из постоянных приемов Цветаевой): “не самозванка”, “не служанка”, “твой день седьмой”, “твое седьмое небо”. Этот прием проясняет и уточняет образ, усиливает эмоциональное воздействие. “Психея – ласточка” объединяет два противоположных мира, положенных в основу стихотворения.
7.Учитель:
- Что можно предположить, проанализировав звукопись стихотворения?
Ученики:
- Разумно предположить, что и в звуковой инструментовке стихотворения проявляется антитеза. Аллитерация такова, что на фоне сонорных [л], [м], [н], [р] выделяются парные [д], [т], [б], [п], что придает контрастность. Ассонанс же в основном на [о] и [е] придает оттенок страстности и нежности одновременно.
Вывод:
- Перед нами страстный монолог женщины, обращенный к возлюбленному. Проанализировав стихотворение, нетрудно догадаться, что тема его – душа, жаждущая любви (записываем в тетрадь). Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Высокая, «неземная» любовь противопоставлена земной, телесной, плотской любви.
Ключевые слова: высокая, неземная любовь
5. стадия― Рефлексия - Работа в группах
Задание группам:
Проанализируйте стихотворения в группах по плану:
Анализ лирического текста
1.Отметьте ключевые слова, помогающие раскрыть тему стихотворения
2.Выделите средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы, оксюмороны и др.)
Определите их роль в развитии замысла поэта.
3.Особенности изображения лирической героини (героя). Чувства, настроение, движение души.
4. Анализ синтаксических фигур (знаки препинания)
5. Анализ фонетики (звукопись: аллитерация, ассонанс)
После анализа стихотворений от группы выступает представитель, остальные записывают основную информацию в тетрадь.
1группа-стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель"(слайд 38)
Любовь - бесконечная преданность, самоотверженность
2 группа - стихотворение «Вчера еще в глаза глядел»(слайд 39)
Любовь - расставанье, обида, непонимание, боль
3 группа - «Быть мальчиком твоим светлоголовым» (слайд 40)
Любовь - преклонение, готовность защитить, закрыть с собой, бескорыстная самоотдача, самопожертвование
4 группа - «Не обман― страсть, и не вымысел» (слайд 41)
Любовь - любовь земная, бытовая, пошлая противопоставлена возвышенной любви
6. стадия – Подведение итогов
Учитель:
―Прочитайте стихотворение « Наконец-то встретила надобного – мне» (слайд 42) и определите, какое значение Цветаева вкладывает в слово «надоба»
Ученики: «надоба» - это чувство любви, без которого не может жить человек, без которого не могла существовать Цветаева.
Она любила любить, и все ее стихи - это как единая книга о любви, написанная на одном вздохе.
Стихи, посвященные любви, подкупают абсолютной открытостью, искренностью, потрясают обнаженностью души. Цветаева писала: «Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи ― те самые серебряные, сердечные дребезги…»
Ей присуща нервная сжатость стиха, напряженность, затрудненность поэтической речи, резко акцентированная звукопись, делающие ее стихи, проникающими в душу.
Учитель:
― Попытаемся из ключевых слов вывести формулу цветаевской любви
(в это время звучит романс в исполнении Т. Гвердцители «Посвящение женщине») (слайд 44) (сайды 45-46)
Формула:
Дружба +бесконечная преданность + самопожертвование: боль, обида, страдание, непонимание= любовь
7. стадия ― Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Любовьв лирике Цветаевой»(слайд 47)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я тоже была..." (урок – встреча с поэтом Мариной Цветаевой)
На этом уроке учащиеся знакомятся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой,с основными этапами ее жизни и творчества .Ребята учатся сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать мате...
Конспект урока по литературе "Личность и художественный мир Марины Цветаевой"
конспект по литературе по творчеству М. Цветаевой...
Конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой – 2013
Ежегодный конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой состоялся в Елабуге. Конкурсанты читали стихи не только Цветаевой, но и Есенина, М...
План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»
План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...
Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой
Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой...
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству Марины Цветаевой "Бог, не суди! – Ты не был женщиной на земле…" (Страницы жизни поэта).
laquo;Маленькая история большой любви» – так можно назвать нашу сегодняшнюю встречу. Тема тонкая, деликатная. Пусть говорит Цветаева – своими стихами, песнями и письмами. ...
Урок-встреча с поэтом Мариной Цветаевой
Цель урока: познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой Марины Цветаевой, вызвать интерес к её творчеству, дать представление о своеобразии поэтической манеры Цветаевой....