Технологическая карта урока "Знакомство с А.Блоком"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Цель урока: составить литературный портрет Александра Блока по воспоминаниям современников.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_znakomstvo_s_a.blokom.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «И это всё о нем» (начало изучения творчества А.А.Блока) 2 часа

Цель деятельности учителя

способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; вызвать интерес к личности и творчеству А.А.Блока; создать литературный портрет поэта.

тип урока

 урок развития речи

планируемые образовательные результаты

предметные: знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для написания сочинения; владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем основной и второстепенной информации.

метапредметные: способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

методы и формы обучения

деятельностно-практический метод; индивидуальная и групповая форма

оборудование

экран, компьютер, медиапроектор

наглядно-демонстрационный материал

материал из книги М.А.Бекетовой «Воспоминания об Александре Блоке»,  Вл. Орлова «Гамаюн», статьи из журналов «Смена», «Новый мир» на карточках;

презентация к уроку,  картина В.Васнецова «Гамаюн, птица вещая», картина  М.Врубеля «Демон сидящий», в конце урока открываются портрет А.А.Блока работы К.А.Сомова, фотографии поэта.

основные понятия

мистика, сфинкс, трубадур, пантеон, «Всемирная литература», ректор, Флобер, В.Соловьев, Гамаюн

Организация урока

этапы урока

деятельность учителя

деятельность учеников

промежуточный контроль

1.Мотивационный этап

Вы находитесь сегодня не в кабинете литературы, а в мастерской художника. Чем занимается в мастерской человек, призвание которого – творить?

В нашей мастерской  вы постараетесь  открыть для себя человека, творческая биография которого таит в себе ещё много нераскрытого, загадочного. «Он не поддавался никакой логике: слишком сильна была его индивидуальность», - вспоминала о нем его бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова.

Кто же ОН? Какой ОН? – эти открытия предоставляю сделать вам самостоятельно.

Материалом,  с помощью которого вы создадите образ этого замечательного художника слова, вам послужат карточки с отрывочными сведениями о нем. Предлагаю вам выписывать важное, на ваш взгляд, помогающее понять, кто этот человек, какой он - то, что поможет представить его и нарисовать образ, создать литературный портрет. Карточек всего 5, и, закончив работу с одной, вы приступаете к следующей, не ожидая, когда сделают это все. Открытие можно сделать самостоятельно, можно работать в группах, парами. Делайте выбор.

слушают, демонстрируют готовность к уроку, отвечают на вопросы, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют деятельность, договариваются о совместной работе

2.Актуализация знаний

Работа с эпиграфом урока: Чтобы что-нибудь создать, надо чем-то быть. Гёте.

Как вы понимаете эти слова великого поэта? Кому в большей степени они сегодня адресованы?  И вам тоже. В мастерской ведь трудятся мастера, умельцы. Какие вы умелые, на что способны, увидим в конце нашего урока.

 строят монологическое высказывание, слушают друг друга, дополняют ответы; сохраняют учебную задачу

3.Целеполагание.

Творческая практическая деятельность по реализации  целей  урока

Работа с карточками-заданиями.

Карточка №1. Это записки, выписки из дневника, писем, наброски стихотворений.

      «…есть такой человек (я), который больше думал о правде, чем о счастьи.

    * Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего; ждать нежданного; верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть  на свете…

  • Утром проснулся и смотрю из окна вагона. Дождик идёт, на пашнях слякоть, чахлые кусты, и по полю трусит на кляче, с ружьём за плечами, одинокий стражник. Я  ослепительно почувствовал, где я: это она – несчастная моя Россия, заплёванная  чиновниками, грязная, забитая, слюнявая, всемирное посмешище. Здравствуй,матушка!
  • Как часто плачем – Вы и я                         О, я хочу безумно жить:
  • Над жалкой жизнию своей!                      Всё сущее – увековечить,
  • О, если б знали вы, друзья,                       Безличное – вочеловечить,
  • Холод и мрак грядущих дней!                  Несбывшееся – воплотить!
  • Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение».  
  • Всё будет хорошо. Россия будет великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться.                                                 Из тетрадей.

  • Задание: Запишите высказывание, которое вам понравилось. Что вас удивило, не оставило вас спокойным, равнодушным?

Какое из четверостиший  имеет общее с выше помещенными высказываниями? Почему?

                  Эти четверостишия были написаны почти в одно время. Чем  

                  они интересны?

 Сделайте вывод: ОН – кто? Какие черты характера проявляются в этих личных  записях?               Запомните, в чем загадка стихотворения.

Читают, извлекают необходимую информацию, используют её в своих целях, делают вывод, обобщают, записывают, сохраняют учебную задачу; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению

задают вопросы для уточнения

Карточка №2.

   Он все делал «по-настоящему».

Петербург – выметенный, опустелый; забитые досками магазины; разобранные на дрова дома; кирпичные скелеты печей. Обтрёпанные обшлага, поднятые воротники, фуфайки, вязаные свитера, и в свитере – ОН. Лихорадочная попытка обогнать нужду и какие-то новые, минутные, непрочные затеи, какие-то новые заседания – из заседания в заседание…

  И вот – поздно вечером, после трёх или четырех заседаний – в одной из маленьких задних комнат «Всемирной Литературы». ОН, Гумилёв, Чуковский, Лернер, я. Трудно починить водопровод – но очень легко построить вавилонскую башню.

   И мы строили вавилонскую башню: издадим Пантеон Литературы российской – от Фонвизина и до наших дней. Сто томов! Мы верили, или хотели верить. И больше всех верил ОН. Как и всегда, как и ко всему – ОН и к этому подошёл «по-настоящему».

   На каком-то заседании у меня в руках английский журнал со статьёй о переводе «Двенадцати» под заглавием «Большевистская поэма». Я показал ему. ОН только усмехнулся. И потом разговор о большевизме. Он всегда говорил медлительно, металлически, холодновато. И только здесь я слышал в металле острие, жало – и видел: ОН натягивает вожжи, чтобы удержать себя.

                                                                                             Е.Замятин. Портреты.

   Задание: Что ещё вы узнали об этом человеке?

                  Обратите внимание на условия жизни, на имена. Можно догадаться о времени, в которое он жил и творил?

                  Из 4-стишия карточки №1 подберите к содержанию карточки №2 смысловую строку.

                  О чем говорится в последнем абзаце?

сохраняют учебную задачу;

отбирают необходимую информацию, записывают

 задают вопросы для уточнения

читают первые наброски

Карточка №3.

Любимый поэт юного Пушкина Батюшков учил собратьев: «Пиши, как живёшь». ОН поступал наоборот: пытался жить так, как писал.

     Как-то на одном из выступлений его попросили прочитать стихи о России. И ОН ответил: «Это всё о России».

      Пять стихотворений из цикла «На поле Куликовом», созданных в тяжкий год поражения первой русской революции, когда всё вокруг темнело от кровавых оргий

  – свидетельство его умения чувствовать историю милой его сердцу Руси чутко и трепетно.

                              Я вижу над Русью далёко

                              Широкий и тихий пожар…

     Десять лет спустя пожар рокового переворота решил дальнейшую судьбу его России, его народа.

     Нет, всё не так просто с его «Двенадцатью». Не столь уж бесследно прошли для душевного равновесия поэта дни, когда полыхали старинные помещичьи усадьбы, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали поруганные, разоренные разбойным разгулом земля и культура. Да и с Шахматовом было покончено враз: разграблена усадьба, сожжена бесценная бекетовская библиотека. Как бы то ни было, но после «Двенадцати» ОН перестал слышать музыку. По ЕГО творческому принципу, художник должен честно смотреть в будущее. А будущее выглядело настолько неутешительным и страшным, что ОН утратил покой и волю.

                                                                                                   Б.Волков  

   Задание: Какие черты ЕГО характера открылись вам по прочтении этого

                   отрывка из эссе Б.Волкова?

                  Автором каких произведений является ОН?

                  Вы ещё не догадались, о ком идёт речь?

сохраняют учебную задачу, записывают свои мысли, проверяют написанное, дополняют, делают выводы

строят догадки

Карточка №4.

Семья моей матери причастна к литературе и к науке. Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета. В своем сельце Шахматово, встречая знакомого мужика, дед мой брал его за плечо и начинал свою речь словами: «Ну, малыш…». Однажды он помог мужику донести из лесу берёзку, не подумав, что берёзка срублена без разрешения в его лесу.

    Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь работала над переводами научных и художественных произведений. Она мастерски читала вслух.

    Их дочь, моя мать, Александра Андреевна, переводила с французского стихами и прозой. В молодости писала стихи, но печатала только детские.

    Отец мой, Александр Львович был профессором Варшавского университета. Судьба его довольно необычна и мрачна. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы, тонкий стилист, отец мой считал себя учеником Флобера. Я встречался с ним мало, но помню его кровно.

Детство моё прошло в семье матери. Здесь именно любили и понимали слово. Преобладание имело здесь красноречие. Первым вдохновителем моим был Жуковский. «Сочинять» я стал чуть не с пяти лет. Серьёзное писание началось, когда мне было около восемнадцати. Года три-четыре я показывал свои писания только матери и тетке. Всё это были только лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги «Стихов о Прекрасной Даме» их накопилось до восьмисот. В книгу вошло лишь около ста.

    Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна. Внешним образом готовился я тогда в актеры, с упоением декламировал Майкова, Фета, играл на любительских спектаклях в доме моей будущей невесты Гамлета, Чацкого, Скупого Рыцаря… Впоследствии и я отдал дань этому новому мистическому веянию. Смотрите статью «О современном состоянии русского символизма».

    Окончив курс в Спб. Введенской гимназии, я поступил на юридический факультет Петербургского университета довольно бессознательно и, только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке. В 1901 году я перешел на филологический факультет, курс которого и прошел в 1906 году. В этот год я написал свои первые пьесы в драматической форме; главными темами моих статей (кроме чисто литературных) были и остались темы «об интеллигенции и народе», о театре и русском символизме.

                                                                                                (Из автобиографии)

сохраняют учебную задачу, записывают свои мысли, проверяют написанное, дополняют, делают выводы

Первые штрихи к портрету уже набросаны. Все уверены, что речь на уроке идет об А.А.Блоке. Ребята делятся впечатлениями, как их осеняли догадки, кто этот ОН.

Предлагаю продолжить работу над созданием портрета.

Карточка №5.

  Бывают люди, духовный облик которых определяется для нас почти с первого знакомства. Таков был Л.Толстой. Таким был Н.С.Гумилев, человек последовательный, прямодушный и уверенный в себе, с хорошо разработанным кодексом убеждений и твердой программой деятельности.

   Но есть другие люди: загадочные, странные, двойственные, всегда мятежные, всегда тревожные. Достоевский, Розанов, Вл.Соловьев – ушли  из мира, не досказав последних слов. Они - наши мучители, они влекут нас к сладостным и жутким безднам.

   ОН – один из таких мучителей: в нем всё – намёк, всё – томление, весь ОН – полёт к мирам иным. В самых законченных, в самых договоренных произведениях своих ОН всё же остаётся сфинксом. В нём был глубокий надлом, была трещина, расколовшая его существо на две части, резко отличные друг от друга.

   Был ОН – погруженный в заботы о гонораре и ругательски ругавший мужиков, разоривших его имение в сельце Шахматове; напивавшийся пьяным до бесчувственного состояния.

   И был ОН – трубадур, романтик, натура благородная, мечтательная, оторванная от жизни. Скорбный и мятежный, как врубелевский Демон.

   «Я только рыцарь и поэт»,- сказал о себе ОН и в жизни оправдывал это самоопределение. ОН не был «литератором». ОН не был, в сущности, драматургом, хотя писал драмы. ОН не был ученым, хотя занимался историей литературы. Не был и переводчиком, хотя переводил немало. ПОЭТОМ был ОН, РЫЦАРЕМ и – ЧЕЛОВЕКОМ.

    Его баловала жизнь. Слава, успех улыбнулись ему рано. ОН любил жизнь, едва ли был равнодушен к славе, увлекался женщинами, наслаждался искусством во всех его проявлениях. Смерть не была ему страшна. При встрече ОН как-то глубоко и ясно заглядывал в глаза. Скромность, правдивость и прямодушие – это ОН. Всегда корректный, простой, но с оттенком холодности, замкнутости. Не любил многословия, красноречия. Лаконизм был органическим свойством его. ОН вменял в обязанность всякому поэту пророческий дар. Его угнетали многие проявления современности. «Внешний» ОН часто падал духом, приходил в отчаяние. «Внутренний» оставался верным себе:

                                    Пусть день далёк – у нас всё те ж

                                    Заветы юношам и девам…

   ОН любил молчание, ночную тьму, снег, «бездыханный покой», «несказанную боль», холод и мрак. Любовь его тиха. Мудрость пронизана холодом. Поэтом холода и тишины был ОН.

                                                          Эрих Голлербах.  Воспоминания. 1926 г.

сохраняют учебную задачу, заканчивают литературные наброски портрета

Прошу выписать то, что отвечает представлениям учеников о Блоке, подтверждает их гениальные догадки. Ребята сетуют, что выписывать придется много. Предлагаю выписать перифразы.

1-2 ученика  читают созданные ими портреты поэта

Знакомство с картиной М.А.Врубеля «Демон сидящий» для разъяснения сравнения в  карточке №5

Чтение  описания картины (слайд 2) и обсуждение.

«Ранний врубелевский Демон прекрасен и юн, полон сверхчеловеческой мощи и так же, как и у Лермонтова, одинок, охвачен тоской. Но в отличие от поэмы Лермонтова, в которой Демон – «царь познанья и свободы», вечный мятежник, в картине Врубеля преобладает чувство безграничной неодолимой тоски. Жгучая тоска светится в глазах, устремленных в пространство, она мучительно сковывает руки Демона, обхватившие колена. Есть в этом чувстве большая человечность, и во всём этом – противоречие титанической силы и внутренней скованности и тоски, порожденной чувством невозможности воплощения страстных стремлений и замыслов. В образе Демона  нашли своё отражение широкие умонастроения эпохи 80-х – начала 90-х годов с её острыми противоречиями, духом разочарования и неудовлетворенности».

                                                                                                        Е.В.Журавлева.

    Открываются портрет А.А.Блока, фотографии 1907, 1917 гг.,

        рисунок И.Шарлеманя «Александр Блок. 1920 г.». (слайды 3,4)

1.Почему Э.Голлербах в «Воспоминаниях» сравнивает поэта с Демоном?

2.Какие строки из описания картины вы включите в литературный портрет?

         

Комментарий к картине В.Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

Биограф и литературовед Владимир Орлов назвал поэта Гамаюном.  

 Читаю стихотворение:

         ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ

             (картина В.Васнецова)

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поёт,

Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запёкшиеся кровью!..

                                1899 г.

Это стихотворение поэт написал под впечатлением картины В.Васнецова. Поэту шёл девятнадцатый год.  Гамаюн – мифологическая птица черного пера с мрачно-прекрасным человеческим лицом. Она пророчествовала о грядущих судьбах.

    Пройдет несколько лет и поэт сам станет Гамаюном России, её вещим поэтом, предсказавшим «неслыханные перемены». Это стихотворение – эпиграф ко всему его творчеству, наполненному безумной тревогой и мятежной страстью.

смотрят презентацию, слушают, отвечают на вопросы, изучают портрет поэта, делятся впечатлениями о поэте, высказывают свою точку зрения на вопрос 1. Выражают свое мнение

4.Рефлексия

 

- Вы многое сегодня узнали о личности поэта, открыли для себя романтика и пророка, Гамаюна – А.А.Блока. Но знакомство это нельзя назвать близким, потому что  вы не читали ещё его произведений.  Как много  открытий вам ещё предстоит  сделать!  Откройте «Стихи о Прекрасной Даме», «На поле Куликовом», «Страшный мир», «Ямбы», и мы продолжим знакомство с гениальным поэтом России.

оценивают свою деятельность, делятся эмоциями

 

сочинения

5. Домашнее задание

Приготовить к выразительному чтению понравившиеся стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», найти и выписать цитаты- подтверждения словам Э.Голлербаха «Скорбный и мятежный, как врубелевский Демон»

принимают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к блоку "Каким было лето?" к УМК "Немецкий язык. Первые шаги."И.Л.Бим для 4 класса общеобразовательной школы.

Технологическая карта к блоку "Каким было лето?" с указанием цели, планируемых результатов (личностные, метапредметные, предметные), специальных учебных умений, с технологией изучения  темы, объе...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...

Технологическая карта урока по теме: "Блоки"

Технологическая карта урока по теме: "Блоки" для учащихся 7 класса...